МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Бутрина М.Н. .,
МОУ «Павловская СОШ»,
учитель русского языка и литературы,
Россия, Московская обл., м.о.Истра,
e-mail: [email protected]
Профориентационное внеурочное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ООО /ФГОС СОО к планируемым результатам с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения.
Тема: Интересная профессия
Цель: содействие профессиональней ориентации школьников посредством включения их в исследование и групповую работу по формулированию важных характеристик профессий будущего.
Задачи: 1) актуализировать процессы профессионального самоопределения на основе знакомства обучающихся с перспективными профессиями и отраслями педагогики, базовыми навыками и характеристиками профессионала;
2) способствовать повышению познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей профессиональной траектории развития.
Форма проведения: внеурочное занятие
Место проведения: учебный кабинет.
Планируемые результаты:
-готовность к разнообразной совместной деятельности; - осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии; - интерес к практическому изучению профессий, - овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий
Участники (класс): 8- Б класс
Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, планшеты, рабочие материалы.
Ход мероприятия
этапы | деятельность педагога | деятельность учащихся |
Эмоционально-установочный | Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на занятие. -Как вы понимаете смысл высказывания? «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём» (О.Уайльд) | Ученики рассаживаются по группам Отвечают на вопрос. |
Пропедевтический (подготовительный) | Я работаю учителем. И каждый из вас, конечно , тоже задумывался о том, какую профессию хотел бы приобрести в будущем. Я вам предлагаю вам сегодня поговорить о профессии, связанной с педагогической деятельностью. Перейдите по ссылке . Познакомьтесь с педагогическими и психологическими профессиями. Выпишите те, которые в названии имеет часть «ПЕДАГОГ» . Выясните их значение. Запишите названия на листах. https://www.profguide.io/professions/category/pedagogy/?page=2 Представители этой профессия , о которой пойдет речь на сегодняшнем занятии, помогают ребенку морально расслабиться, объединяют коллектив с помощью занятий, представленных в форме игры, жаркой дискуссии, импровизаций. -Кто догадался, о ком мы будем говорить. | Ученики выполняют задание на листах. Выписывают слова: Сурдопедагог Олигофренопедагог Тифлопедагог Педагог-организатор Игропедагог Высказывают предположения, приходят к выводу, что эта профессия - игропедагог |
Деятельностный | - Познакомимся с кратким описанием той интересной профессии (Выводит на кран текст) Игропедагогика – это новое слово в вопросе получения образования. Она сочетает в себе классические учебные процессы и современные игровые практики, поэтому увлекает ребенка, развивает в нем скрытые таланты, раскрывает потенциал. Игропедагог использует в работе карточки и настольные игры, коммуникативные занятия, 3D-модели, а также компьютеры, другие гаджеты. Его деятельность направлена на изучение окружающей среды, духовное и творческое развитие. Раздает распечатки материалов о профессии игропедагога. - Сейчас каждая команда выступит в роли исследователей, подготовит сообщение об определенном аспекте, связанном с деятельностью игропедагога - А какими же качествами должен обладать человек той интересной профессии? Как вы думаете? Где он может проявить себя в качестве спеиалиста? Проверим , верно ли мы их назвали. Работа с иллюстрацией. -Проверим полученные знания. Что рассказала фотография о профессии игропедагога? | Читают текст. Отвечают на вопросы учителя «Что показалось необычным в профессии?» Выполняют задание по группам (см.Приложение): 1 группа- В чем особенности этой профессии? 2 группа - Где работают люди этой профессии? 3 группа- - Какие образовательные ступени (колледж или вуз) нужны для этой профессии 4 группа - В чем плюсы и минусы профессии? 5 группа - Практические задачи игропедагогики - Отвечают на вопрос Устные ответы по любой фотографии |
Эмоционально-рефлексивный | Ребята, сегодня мы погрузились в мир интересной профессии., связанной с педагогикой и поймете, что за ней стоят не только привычные обязанности, но и огромные перспективы, вдохновение и вклад в общество. Эта профессия требует глубоких знаний и искренней любви к своему делу. - Может быть, у кого-то из вас есть знакомые или родственники, которые работают в этой сфере? -Как бы вы описали эту профессию своим друзьям или родителям? Что обязательно упомянули бы? | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Особенности профессии
Игровой процесс – это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент, благодаря которому ребенок сможет:
быстро освоить самую сложную школьную программу;
подготовиться к экзаменам без стрессов, нервных срывов;
развить фантазию и коммуникабельность;
укрепить навыки нестандартного мышления;
полюбить обучение, которое проводится в доступной и интересной форме.
Практические задачи
Это лишь малая часть вопросов, которые помогает решить игропедагогика. Специалисты, выбравшие это направление, будут нести ответственность за выполнение следующих практических задач:
правильное планирование времени, составление графиков;
разработка игровых методик с учетом возраста, поведенческих особенностей, других характеристик детской группы;
реализация игрового процесса: управление, контроль над ситуацией, достижение целей;
взаимодействие с родителями;
внедрение игровых методик в коррекционное образование.
Игропедагоги рассматривают образовательный процесс с более прогрессивной точки зрения, отходя от общепринятых консервативных занятий. Могут смоделировать определенную ситуацию, которая позволит ребенку получить новые навыки, избавиться от страхов или переживаний. Игропедагогика в факультативной форме вскоре будет внедрена в систему дошкольного и начального образования, возможно, она сможет частично заменить классические уроки.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Профессия новая, поэтому в ближайшие несколько лет кадровый рынок будет испытывать дефицит игропедагогов.
Специалист сможет развивать свой творческий потенциал.
Можно выбирать возрастные группы детей, с которыми игропедагогу будет интересно работать.
В ближайшем будущем появится много вакансий в разных регионах РФ.
Достойная оплата труда.
Возможность работать с группами детей, а также проводить индивидуальные занятия, что поможет увеличить доход.
Минусы
Взаимодействие с детьми всегда сопряжено с легкими стрессами, эмоциональным переутомлением. Однако для игропедагога, прошедшего хорошую подготовку, этот минус не станет преградой на пути к профессии.
Профессия новая, поэтому работодатели и представители системы образования относятся к ней с осторожностью.
Обучение на игропедагога
Профессия требует глубоких профессиональных знаний, поэтому сначала нужно получить образование в вузе или ссузе, связанное с коррекционной работой, педагогикой, психологией. Рассмотрим актуальные направления подготовки, реализуемые в вузах:
«Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02);
«Специальное (дефектологическое) образование» (код: 44.03.03);
«Педагогическое образование» с одним или двумя профилями подготовки.
В ссузе можно получить образование, связанное с:
коррекционной педагогикой;
преподаванием в младшей школе;
дошкольным образованием;
специальным дошкольным образованием и т. д.
Получить дополнительные знания и навыки, связанные с игропедагогикой, можно на курсах, во время посещения тренингов, семинаров, открытых лекций.
Профессиональные знания
Игровые методы проведения занятий.
Основы игрового обучения.
Коррекционная педагогика.
Психологические особенности детей разного возраста.
Игропедагог – игровой воспитатель, учитель и наставник, старший друг и товарищ детей. Он разрабатывает образовательные программы с помощью игровых методик. С таким человеком ребёнку будет интересно и комфортно.