СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техническая подготовка акробатов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительное развитие акробатики и массовое использование ее средств и методик представителями различных видов спорта объясняется тем, что акробатические упражнения - это эффективное средство воспитания, развития и совершенствования морально-волевых и физических качеств, которые необходимы в спорте, трудовой деятельности и быту.

Акробатические упражнения зрелищны и необычны. Спортсмены-акробаты отличаются рельефной и гармонично развитой мускулатурой, правильной осанкой. Их действия характеризуются высокой согласованностью действий, красотой движений, смелостью.

Диапазон разнообразия и сложности акробатических упражнений чрезвычайно широкий. Самые простые из них доступны представителям разного возраста и подготовки, а для освоения некоторых сложнейших упражнений не хватает даже всего периода тренировочной деятельности спортсмена. Разнообразие и новизна упражнений гарантируют высокую заинтересованность тренирующихся, так как навыки, приобретенные во время занятий акробатикой, характеризуются огромной пластичностью и могут быть использованы в различных спортивных и жизненных ситуациях. Многообразие видов (парная, групповая, прыжковая) позволяет заниматься акробатикой спортсменам с различными физическими характеристиками.

Средства акробатики используются для подготовки спортсменов высокой классификации в различных специализациях. Это можно объяснить тем, что существует зависимость между акробатическим мастерством спортсменов и повышением спортивной подготовки в видах спорта, которые предъявляют высокие требования к гибкости, ловкости, решительности и смелости, вестибулярной устойчивости, ориентировке в пространстве, навыкам самострахования.

Современные тенденции развития видов спорта, сложных по координации, в частности спортивной акробатики, характеризуются неуклонным ростом трудности программ соревнований. Повышаются требования к исполнительскому мастерству спортсменов, стабильности и надежности выполнения отдельных упражнений и композиций.

Техническое мастерство акробатов в значительной степени обеспечивается эффективным сохранением равновесия тела или системы тел, координацией ортоградного и перевернутого положения тела, устойчивостью движения спортсмена (спортсменов). При этом высокое качество исполнения групповых акробатических упражнений достигается благодаря динамическим соединениям упражнений посредством сложившихся навыков рабочих поз, позволяющих наиболее рационально объединять отдельные упражнения в комбинацию.

Динамические соединения групповых акробатических упражнений сложные и выполняют важнейшие переходные функции. Они реализуются технически точным принятием предельных и пусковых поз, упруго-жестким взаимодействием конечностей с опорой, мультипликацией поз в безопорной фазе упражнения, устойчивым приземлением.

Анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений, раскрывающих спортивную технику подготовки акробатов в групповых упражнениях. Не разработаны теоретико-методические основы обучения этим типам движений, что является фактом несоответствия тенденций роста сложности программ соревнований, которые быстро развиваются. Всем вышесказанным обусловлена актуальность  темы исследования..

Цель исследования – раскрыть техническую подготовку акробатов в групповых упражнениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  историю становления и развития  спортивной акробатики за рубежом  и в России;

2. Определить  сущность и содержание  понятия «техника» групповых упражнений в акробатике;

3. Раскрыть  средства и методы технической подготовки акробатов в групповых упражнениях.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс акробатов.

Предметом исследования: техническая подготовка акробатов в групповых упражнениях.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, изучение и обобщение личного опыта практической работы.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором  определена актуальность темы исследования, цель, задачи, методы, предмет и объект исследования, двух глав, включающих четыре подпункта, выводы и списка использованной литературы, который содержит 17  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремительное развитие акробатики и массовое использование ее средств и методик представителями различных видов спорта объясняется тем, что акробатические упражнения - это эффективное средство воспитания, развития и совершенствования морально-волевых и физических качеств, которые необходимы в спорте, трудовой деятельности и быту.

Акробатические упражнения зрелищны и необычны. Спортсмены-акробаты отличаются рельефной и гармонично развитой мускулатурой, правильной осанкой. Их действия характеризуются высокой согласованностью действий, красотой движений, смелостью.

Диапазон разнообразия и сложности акробатических упражнений чрезвычайно широкий. Самые простые из них доступны представителям разного возраста и подготовки, а для освоения некоторых сложнейших упражнений не хватает даже всего периода тренировочной деятельности спортсмена. Разнообразие и новизна упражнений гарантируют высокую заинтересованность тренирующихся, так как навыки, приобретенные во время занятий акробатикой, характеризуются огромной пластичностью и могут быть использованы в различных спортивных и жизненных ситуациях. Многообразие видов (парная, групповая, прыжковая) позволяет заниматься акробатикой спортсменам с различными физическими характеристиками.

Средства акробатики используются для подготовки спортсменов высокой классификации в различных специализациях. Это можно объяснить тем, что существует зависимость между акробатическим мастерством спортсменов и повышением спортивной подготовки в видах спорта, которые предъявляют высокие требования к гибкости, ловкости, решительности и смелости, вестибулярной устойчивости, ориентировке в пространстве, навыкам самострахования.

Современные тенденции развития видов спорта, сложных по координации, в частности спортивной акробатики, характеризуются неуклонным ростом трудности программ соревнований. Повышаются требования к исполнительскому мастерству спортсменов, стабильности и надежности выполнения отдельных упражнений и композиций.

Техническое мастерство акробатов в значительной степени обеспечивается эффективным сохранением равновесия тела или системы тел, координацией ортоградного и перевернутого положения тела, устойчивостью движения спортсмена (спортсменов). При этом высокое качество исполнения групповых акробатических упражнений достигается благодаря динамическим соединениям упражнений посредством сложившихся навыков рабочих поз, позволяющих наиболее рационально объединять отдельные упражнения в комбинацию.

Динамические соединения групповых акробатических упражнений сложные и выполняют важнейшие переходные функции. Они реализуются технически точным принятием предельных и пусковых поз, упруго-жестким взаимодействием конечностей с опорой, мультипликацией поз в безопорной фазе упражнения, устойчивым приземлением.

Анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений, раскрывающих спортивную технику подготовки акробатов в групповых упражнениях. Не разработаны теоретико-методические основы обучения этим типам движений, что является фактом несоответствия тенденций роста сложности программ соревнований, которые быстро развиваются. Всем вышесказанным обусловлена актуальность  темы исследования..

Цель исследования – раскрыть техническую подготовку акробатов в групповых упражнениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  историю становления и развития  спортивной акробатики за рубежом  и в России;

2. Определить  сущность и содержание  понятия «техника» групповых упражнений в акробатике;

3. Раскрыть  средства и методы технической подготовки акробатов в групповых упражнениях.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс акробатов.

Предметом исследования: техническая подготовка акробатов в групповых упражнениях.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, изучение и обобщение личного опыта практической работы.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором  определена актуальность темы исследования, цель, задачи, методы, предмет и объект исследования, двух глав, включающих четыре подпункта, выводы и списка использованной литературы, который содержит 17  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремительное развитие акробатики и массовое использование ее средств и методик представителями различных видов спорта объясняется тем, что акробатические упражнения - это эффективное средство воспитания, развития и совершенствования морально-волевых и физических качеств, которые необходимы в спорте, трудовой деятельности и быту.

Акробатические упражнения зрелищны и необычны. Спортсмены-акробаты отличаются рельефной и гармонично развитой мускулатурой, правильной осанкой. Их действия характеризуются высокой согласованностью действий, красотой движений, смелостью.

Диапазон разнообразия и сложности акробатических упражнений чрезвычайно широкий. Самые простые из них доступны представителям разного возраста и подготовки, а для освоения некоторых сложнейших упражнений не хватает даже всего периода тренировочной деятельности спортсмена. Разнообразие и новизна упражнений гарантируют высокую заинтересованность тренирующихся, так как навыки, приобретенные во время занятий акробатикой, характеризуются огромной пластичностью и могут быть использованы в различных спортивных и жизненных ситуациях. Многообразие видов (парная, групповая, прыжковая) позволяет заниматься акробатикой спортсменам с различными физическими характеристиками.

Средства акробатики используются для подготовки спортсменов высокой классификации в различных специализациях. Это можно объяснить тем, что существует зависимость между акробатическим мастерством спортсменов и повышением спортивной подготовки в видах спорта, которые предъявляют высокие требования к гибкости, ловкости, решительности и смелости, вестибулярной устойчивости, ориентировке в пространстве, навыкам самострахования.

Современные тенденции развития видов спорта, сложных по координации, в частности спортивной акробатики, характеризуются неуклонным ростом трудности программ соревнований. Повышаются требования к исполнительскому мастерству спортсменов, стабильности и надежности выполнения отдельных упражнений и композиций.

Техническое мастерство акробатов в значительной степени обеспечивается эффективным сохранением равновесия тела или системы тел, координацией ортоградного и перевернутого положения тела, устойчивостью движения спортсмена (спортсменов). При этом высокое качество исполнения групповых акробатических упражнений достигается благодаря динамическим соединениям упражнений посредством сложившихся навыков рабочих поз, позволяющих наиболее рационально объединять отдельные упражнения в комбинацию.

Динамические соединения групповых акробатических упражнений сложные и выполняют важнейшие переходные функции. Они реализуются технически точным принятием предельных и пусковых поз, упруго-жестким взаимодействием конечностей с опорой, мультипликацией поз в безопорной фазе упражнения, устойчивым приземлением.

Анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений, раскрывающих спортивную технику подготовки акробатов в групповых упражнениях. Не разработаны теоретико-методические основы обучения этим типам движений, что является фактом несоответствия тенденций роста сложности программ соревнований, которые быстро развиваются. Всем вышесказанным обусловлена актуальность  темы исследования..

Цель исследования – раскрыть техническую подготовку акробатов в групповых упражнениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  историю становления и развития  спортивной акробатики за рубежом  и в России;

2. Определить  сущность и содержание  понятия «техника» групповых упражнений в акробатике;

3. Раскрыть  средства и методы технической подготовки акробатов в групповых упражнениях.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс акробатов.

Предметом исследования: техническая подготовка акробатов в групповых упражнениях.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, изучение и обобщение личного опыта практической работы.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором  определена актуальность темы исследования, цель, задачи, методы, предмет и объект исследования, двух глав, включающих четыре подпункта, выводы и списка использованной литературы, который содержит 17  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремительное развитие акробатики и массовое использование ее средств и методик представителями различных видов спорта объясняется тем, что акробатические упражнения - это эффективное средство воспитания, развития и совершенствования морально-волевых и физических качеств, которые необходимы в спорте, трудовой деятельности и быту.

Акробатические упражнения зрелищны и необычны. Спортсмены-акробаты отличаются рельефной и гармонично развитой мускулатурой, правильной осанкой. Их действия характеризуются высокой согласованностью действий, красотой движений, смелостью.

Диапазон разнообразия и сложности акробатических упражнений чрезвычайно широкий. Самые простые из них доступны представителям разного возраста и подготовки, а для освоения некоторых сложнейших упражнений не хватает даже всего периода тренировочной деятельности спортсмена. Разнообразие и новизна упражнений гарантируют высокую заинтересованность тренирующихся, так как навыки, приобретенные во время занятий акробатикой, характеризуются огромной пластичностью и могут быть использованы в различных спортивных и жизненных ситуациях. Многообразие видов (парная, групповая, прыжковая) позволяет заниматься акробатикой спортсменам с различными физическими характеристиками.

Средства акробатики используются для подготовки спортсменов высокой классификации в различных специализациях. Это можно объяснить тем, что существует зависимость между акробатическим мастерством спортсменов и повышением спортивной подготовки в видах спорта, которые предъявляют высокие требования к гибкости, ловкости, решительности и смелости, вестибулярной устойчивости, ориентировке в пространстве, навыкам самострахования.

Современные тенденции развития видов спорта, сложных по координации, в частности спортивной акробатики, характеризуются неуклонным ростом трудности программ соревнований. Повышаются требования к исполнительскому мастерству спортсменов, стабильности и надежности выполнения отдельных упражнений и композиций.

Техническое мастерство акробатов в значительной степени обеспечивается эффективным сохранением равновесия тела или системы тел, координацией ортоградного и перевернутого положения тела, устойчивостью движения спортсмена (спортсменов). При этом высокое качество исполнения групповых акробатических упражнений достигается благодаря динамическим соединениям упражнений посредством сложившихся навыков рабочих поз, позволяющих наиболее рационально объединять отдельные упражнения в комбинацию.

Динамические соединения групповых акробатических упражнений сложные и выполняют важнейшие переходные функции. Они реализуются технически точным принятием предельных и пусковых поз, упруго-жестким взаимодействием конечностей с опорой, мультипликацией поз в безопорной фазе упражнения, устойчивым приземлением.

Анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений, раскрывающих спортивную технику подготовки акробатов в групповых упражнениях. Не разработаны теоретико-методические основы обучения этим типам движений, что является фактом несоответствия тенденций роста сложности программ соревнований, которые быстро развиваются. Всем вышесказанным обусловлена актуальность  темы исследования..

Цель исследования – раскрыть техническую подготовку акробатов в групповых упражнениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  историю становления и развития  спортивной акробатики за рубежом  и в России;

2. Определить  сущность и содержание  понятия «техника» групповых упражнений в акробатике;

3. Раскрыть  средства и методы технической подготовки акробатов в групповых упражнениях.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс акробатов.

Предметом исследования: техническая подготовка акробатов в групповых упражнениях.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, изучение и обобщение личного опыта практической работы.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором  определена актуальность темы исследования, цель, задачи, методы, предмет и объект исследования, двух глав, включающих четыре подпункта, выводы и списка использованной литературы, который содержит 17  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремительное развитие акробатики и массовое использование ее средств и методик представителями различных видов спорта объясняется тем, что акробатические упражнения - это эффективное средство воспитания, развития и совершенствования морально-волевых и физических качеств, которые необходимы в спорте, трудовой деятельности и быту.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Техническая подготовка акробатов»













Техническая подготовка акробатов























Пиленкова Марина Викторовна























Стремительное развитие акробатики и массовое использование ее средств и методик представителями различных видов спорта объясняется тем, что акробатические упражнения - это эффективное средство воспитания, развития и совершенствования морально-волевых и физических качеств, которые необходимы в спорте, трудовой деятельности и быту.

Акробатические упражнения зрелищны и необычны. Спортсмены-акробаты отличаются рельефной и гармонично развитой мускулатурой, правильной осанкой. Их действия характеризуются высокой согласованностью действий, красотой движений, смелостью.

Диапазон разнообразия и сложности акробатических упражнений чрезвычайно широкий. Самые простые из них доступны представителям разного возраста и подготовки, а для освоения некоторых сложнейших упражнений не хватает даже всего периода тренировочной деятельности спортсмена. Разнообразие и новизна упражнений гарантируют высокую заинтересованность тренирующихся, так как навыки, приобретенные во время занятий акробатикой, характеризуются огромной пластичностью и могут быть использованы в различных спортивных и жизненных ситуациях. Многообразие видов (парная, групповая, прыжковая) позволяет заниматься акробатикой спортсменам с различными физическими характеристиками.

Средства акробатики используются для подготовки спортсменов высокой классификации в различных специализациях. Это можно объяснить тем, что существует зависимость между акробатическим мастерством спортсменов и повышением спортивной подготовки в видах спорта, которые предъявляют высокие требования к гибкости, ловкости, решительности и смелости, вестибулярной устойчивости, ориентировке в пространстве, навыкам самострахования.

Современные тенденции развития видов спорта, сложных по координации, в частности спортивной акробатики, характеризуются неуклонным ростом трудности программ соревнований. Повышаются требования к исполнительскому мастерству спортсменов, стабильности и надежности выполнения отдельных упражнений и композиций.

Техническое мастерство акробатов в значительной степени обеспечивается эффективным сохранением равновесия тела или системы тел, координацией ортоградного и перевернутого положения тела, устойчивостью движения спортсмена (спортсменов). При этом высокое качество исполнения групповых акробатических упражнений достигается благодаря динамическим соединениям упражнений посредством сложившихся навыков рабочих поз, позволяющих наиболее рационально объединять отдельные упражнения в комбинацию.

Динамические соединения групповых акробатических упражнений сложные и выполняют важнейшие переходные функции. Они реализуются технически точным принятием предельных и пусковых поз, упруго-жестким взаимодействием конечностей с опорой, мультипликацией поз в безопорной фазе упражнения, устойчивым приземлением.

Анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений, раскрывающих спортивную технику подготовки акробатов в групповых упражнениях. Не разработаны теоретико-методические основы обучения этим типам движений, что является фактом несоответствия тенденций роста сложности программ соревнований, которые быстро развиваются. Всем вышесказанным обусловлена актуальность  темы исследования..

Цель исследования – раскрыть техническую подготовку акробатов в групповых упражнениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  историю становления и развития  спортивной акробатики за рубежом  и в России;

2. Определить  сущность и содержание  понятия «техника» групповых упражнений в акробатике;

3. Раскрыть  средства и методы технической подготовки акробатов в групповых упражнениях.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс акробатов.

Предметом исследования: техническая подготовка акробатов в групповых упражнениях.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, изучение и обобщение личного опыта практической работы.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором  определена актуальность темы исследования, цель, задачи, методы, предмет и объект исследования, двух глав, включающих четыре подпункта, выводы и списка использованной литературы, который содержит 17  источников.

 

 Первая классификационная программа – единственный программный материал для организации учебного процесса в секциях, была направлена на обеспечение всестороннего физического развития занимающихся. Ее целью было уйти от узкой специализации, свойственной артистам цирка. Авторы заложили в основу программу-минимум, обязательную для всех занимающихся спортивной акробатикой. Любой акробат должен был выполнить вольные упражнения. Программа-максимум позволяла специализироваться в одном из видов акробатики (прыжковые, парные или групповые упражнения). Наряду с обязательными упражнениями, изложенными в классификационной программе, участники должны были исполнять произвольные упражнения, позволяющие проявить свое индивидуальное творчество и способности.

С 1939 года проводятся всесоюзные личные соревнования по акробатике.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1943 годов акробатические упражнения обширно использовались в физической подготовке парашютистов и летчиков.

В 1947 году была введена новая классификационная программа, в которую впервые был включен разряд мастеров спорта. В 1948 году в Москве проходит всесоюзный сбор судей по акробатике, а затем первое послевоенное первенство страны. В этом соревновании акробаты представляли только I разряд и разряд мастеров.

В 1948 году в Ленинграде на всесоюзной гимнастической конференции определилось место акробатики в советской системе физического воспитания. Ее стали рассматривать как вид гимнастики со спортивным направлением.

С 1950 года стали проводить комплексные соревнования по спортивной, художественной гимнастике и акробатике. Это содействовало еще большему проникновению акробатических упражнений в спортивную гимнастику и развитию акробатики и художественной гимнастики. Спортсмены обменивались опытом. Гимнасты изучали разнообразные акробатические соединения и элементы у лучших акробатов-мастеров, что помогало им быстрее овладевать техникой сложных акробатических упражнений, а акробаты учились у гимнастов вольным упражнениям.

В 1952 году новая программа соревнований включает в себя темповые и вольтижные элементы (бросковые упражнения), а также стойки верхних партнеров на одной руке.

С этого времени соревнования по акробатике проводятся каждый год. Введены малые золотые медали для награждения чемпионов СССР, серебряные и бронзовые — для награждения призеров. Проводятся лично-командные первенства СССР среди юношей и девушек по программе взрослых. В1954 году была разработана специальная юношеская программа для I, II и III разрядов

В 1957 году советские акробаты наряду со спортсменами из Болгарии  ГДР и Польши, участвуют в первых международных соревнованиях, которые проходили в Варшаве. В итоге соревнований советские акробаты завоевали почти все первые места (11 золотых и 1 серебряную медаль). Польские акробаты выиграли золотые медали по видам акробатики, которые в СССР не развивались (женские пирамиды и пары).

С 1963 года самым трудным акробатическим элементом для участников финала являлось двойное сальто в соединении с двумя сальто различного наименования. Многие советские акробаты успешно справляются с этими требованиями.

В 1974 году в Москве при участии спортсменов СССР, Англии, США, Болгарии, Венгрии, Польши, Швейцарии и ФРГ состоялся Первый личный кубок мира. 13 советских игроков стали чемпионами.

В 1986 году Международный Олимпийский комитет признал спортивную акробатику олимпийским видом спорта.

В 90-х годах Российской федерацией акробатики подготовлено 525 мастеров спорта России, 67 мастеров спорта международного класса, 19 спортсменов удостоены высшего спортивного звания – «Заслуженный мастер спорта России». Двадцати спортивным наставникам присвоено почетное звание «Заслуженный тренер Российской Федерации».

Последнее 10-летие Федерация спортивной акробатики России (ФСАР) не утратила своих лидирующих позиций. Хотя и произошли огромные изменения, как в структуре международной федерации, так и в правилах соревнований по акробатике.

На последних чемпионатах мира в Шотландии 2008 года, в Польше 2010 года  и в США 2012 года сборная России подтвердила свое лидерство в мировой акробатической семье, завоевав золото в командном зачете.

Таким образом, на протяжении всего своего развития акробатика занимала особое место: на Руси она составляла обязательную часть увеселительных представлений; с 1900 года в Петербурге появляются самодеятельные акробатические кружки. С 1917 года акробатика развивается быстрыми темпами. С 1939 года проводятся всесоюзные личные соревнования по акробатике. В 1948 году ее стали рассматривать как вид гимнастики со спортивным направлением. В 1957 году советские акробаты завоевывают первенство в первых международных соревнованиях, которые проходили в Варшаве. В 1986 году Международный Олимпийский комитет признал спортивную акробатику олимпийским видом спорта. На последних чемпионатах мира в Шотландии 2008 года, в Польше 2010 года  и в США 2012 года сборная России подтвердила свое лидерство в мировой акробатической семье, завоевав золото в командном зачете.

 

 

 

ГЛАВА2. ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АКРОБАТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

 

 

2.1. Сущность и содержание  понятия « техника»

 

Все содержание спортивной акробатики основано на базовых движениях - комплексе специальных физических упражнений (силовых, прыжковых), которые связанны с сохранением равновесия (балансированием) и вращением тела без опоры и с опорой.

Весь набор элементов, которые могут быть включены в групповую композицию спортивной акробатики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в которых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость.

Четверка – вид спортивной акробатики для четырех мужчин. В соревнованиях четверки выполняют темповые (вольтижные или динамические) упражнения и пирамиды (статические упражнения). Роли партнеров делятся таким образом: нижний, средний, второй средний и верхний.

Тройка – вид спортивной акробатики для трех женщин. Роли партнерш: нижняя, средняя, верхняя. Тройки стали самым популярным видом спортивной акробатики. В программу соревнований входят интересные, многообразные доступные шпагаты, мосты, стойки, поддержки, акробатические прыжки и пирамиды. Все данные упражнения чередуют с элементами художественной гимнастики и выполняют с музыкальным сопровождением (музыкально-акробатические композиции). Такие упражнения развивают ловкость, гибкость, красоту движений, музыкальность

Пирамида – групповое размещение акробатов в виде композиционно оформленной фигуры.

Построение пирамид и их разрушение программой соревнований и правилами не обусловливаются. Участники сами выбирают подходящие для них способы, но судьи в процессе соревнований оценивают четкость, легкость, быстроту и красоту действий спортсменов. Фиксируют завершенную пирамиду не менее 4 секунд. За каждую недостающую секунду оценка уменьшается судьями на 1 балл.

Композиции – парно-групповые вольные упражнения. Выполняются на ковре (12:12) с музыкальным сопровождением парами, тройками и четверками. В композицию включаются индивидуальные акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики и парно-групповые упражнения.

Рассматривая составные элементы композиции спортивной акробатики можно выделить такие группы движений:

- силовые элементы статического и динамического характера, (отжимания, падения, подъемы туловища, силовые медленные переходы из одного положения в другое, разновидности упоров);

- подскоки (скачки) и прыжки (перекидной прыжок, прыжок в шпагате, прыжки с разнообразными телодвижениями и различной частотой повторений);

- равновесия (переднее с захватом ноги, боковое);

- гимнастические элементы (смена простых и смешанных упоров, в упоре лежа отталкивания руками, круги ногами);

- акробатические элементы (поддержки, перекаты, подхваты)

- маховые и танцевально-хореографические движения (элементы народного, классического и современных танцев, маховые движения руками и ногами, сочетание действий звеньями тела и поворотов и других многообразных телодвижений);

- связующие или вспомогательные элементы (разновидности подскоков, шагов, выпадов, подниманий колен, дорожек)

Непременным требованием правил является введение в групповую композицию как минимум по одному элементу из каждой группы. Помимо этого включаются дополнительные элементы, которые выбираются спортсменами. Каждая группа элементов делится на четыре категории трудности - от низшей к высшей (А, В, С, D). Это позволяет определить степень сложности упражнения в целом.

Требования к выполнению упражнения достаточно строгие и выражаются такими показателями-критериями, как исполнительское мастерство, сложность и артистичность.

Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации поддержек, стоек, упоров, выпадов, мостов и равновесий.

Зрелищность пирамид достигается не только сложностью положений, но и логичностью всей композиции, согласованным соединением ее отдельных частей. Музыкальный аккомпанемент в групповых упражнениях предназначается для выражения выразительности движений и эстетического воздействия.

Пирамиды делятся на:  пирамиды, которые строятся непосредственно на полу;  пирамиды, которые строятся на гимнастических снарядах, специальных конструкциях, приспособлениях.

Таким образом, содержание спортивной акробатики основано на базовых движениях - комплексе специальных физических упражнений (силовых, прыжковых), которые связанны с сохранением равновесия (балансированием) и вращением тела без опоры и с опорой.

Весь набор элементов, которые могут быть включены в групповую композицию спортивной акробатики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в которых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость. Четверка – вид спортивной акробатики для четырех мужчин. Роли партнеров делятся таким образом: нижний, средний, второй средний и верхний. Тройка – вид спортивной акробатики для трех женщин. Роли партнерш: нижняя, средняя, верхняя. Пирамида – групповое размещение акробатов в виде композиционно оформленной фигуры. Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации поддержек, стоек, упоров, выпадов, мостов и равновесий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Средства и методы технической подготовки акробатов в групповых упражнениях

 

Современный период развития спортивной акробатики характеризуется усиленными шагами развития. Процесс достижения значительного технического акробатического мастерства становится все более основательным и длительным. В этих обстоятельствах, особенный интерес заслуживают вопросы отыскивания средств и методов увеличения результативности овладения спортсменами, начиная с раннего возраста, рациональной структуры построения занятий парно-групповыми акробатическими упражнениями.

Парные акробатические упражнения являют собой сложную многозвеньевую систему тел, взаимодействующих между собой. Процесс организации данной системы связан с отыскиванием требуемой позы в условиях постоянного перемещения нижнего и верхнего партнеров относительно друг друга.

В смешанных парных упражнениях сочетаются пластичность, красота движений верхнего партнера с силой нижнего. Сложные стойки, поддержки, равновесия, сальто и перевороты пара выполняет в чередовании с индивидуальными хореографическими упражнениями.

Ведущую роль в балансировании играет нижний. Задача верхнего сводится к уверенному выполнению позы и удержанию ее в течение 3 секунд.

Для выполнения групповых упражнений существуют следующие хваты:

- Обычный  хват (простой хват). Партнеры соединяют  одноименные руки, второй и третий  пальцы разводят и обхватывают  ими запястье, при выполнении  стоек пальцы соединены.

- Лицевой  хват. В этом хвате правая рука  нижнего соединяется с левой рукой верхнего, причем кисти нижнего развернуты наружу, а верхнего — направлены прямо.

- Плечевой  хват. Партнеры стоят лицом друг  к другу, нижний держит верхнего  за плечи, верхний — нижнего  под локти.

- Глубокий  хват. Партнеры держат друг друга за запястье.

- Хват за  большие пальцы.

- Хват пальцами. Это обоюдный хват согнутыми  пальцами.

Поддержка - простейшее упражнение парной программы, с помощью которого партнеры привыкают друг к другу. Нижний учится балансировать. Верхний партнер постепенно привыкает к высоте.

Порядок изучения поддержки на бедрах состоит в следующем:

а) поддержка на бедрах прыжком с пола. Партнеры держатся за руки, верхний прыжком становится на бедра нижнему, в то время как тот делает полуприсед. Оба отклоняются назад, уравновешиваясь в этом положении. Для того чтобы выполнить сход на пол нижний подтягивает партнера к себе, приподнимает его в упор и медленно опускает на пол;

б) лечь и встать с поддержкой на бедрах. Верхний становится на бедра нижнего, который стоит в полуприседе и поддерживаего его лицевым хватом. Нижний удерживает партнера, сгибая ноги, ложится на спину и через положение сидя опять встает, подавая бедра вперед, используя вес верхнего как противовес.

в) встать с поддержкой на бедрах и перейти в равновесие. Вставание сходно с предыдущим упражнением. Закончив его в полуприседе, нижний помогает партнеру перевести вес тела на правую ногу (левую он сгибает). Руки партнера все время выпрямлены.

Во время выполнения поддержек на предплечьях нижний удерживает партнера на согнутых руках, прижимает его к себе. Последовательность разучивания такова:

а) поддержка на предплечьях из равновесия на полу. Верхний в равновесии, нижний приседает и поднимает его на предплечья правой рукой под живот, левой под левое бедро;

б) поддержка на предплечьях из стойки. Верхний из стойки на руках прогнувшись опускается; нижний приседает, берет его на руки, затем выпрямляется;

в) полет на предплечья прыжком назад. Верхний, прогнувшись, совершает прыжок вверх-назад, нижний ловит его под бедра и спину на руки; предплечья прыжком с пола и рывком нижнего за руку. Верхний совершает прыжок вверх-вперед одновременно с рывком нижнего правой рукой за правую руку на предплечья партнера в поддержку под грудь и бедра. 



 

 

 

 

 

 

 

 Последовательность разучивания поддержки на руках:

а) покачивания в поддержке под живот. Чтобы хорошо уяснить принцип балансирования в поддержке под живот, нижнему необходимо научиться менять положение верхнего используя силу закрепленных кистей.

б) поддержка под живот на руках нижнего, который стоит на коленях. Нижний поднимает партнера на прямых руках, удерживает их строго вертикально (уведение рук вперед и сгибание считается ошибками). Для того чтобы облегчить действия нижнего, верхний держится за его плечи или прыгает вверх-вперед. Поддержка фиксируется с отведенными в сторону руками верхнего партнера;

в) поддержка под спину на руках нижнего, который стоит на коленях. Нижний поддерживает партнера руками под поясницу, верхний совершает прыжок вверх-назад.

г) поддержка под живот прыжком с пола. Для облегчения действий нижнего, верхний держится руками за его запястья или плечи, а затем отводит руки в стороны.

д) поддержка под спину. Нижний удерживает партнера руками под спину, поднимает его с пола или из равновесия на бедре. Для облегчения действий партнера верхний должен подпрыгнуть.

Для выполнения мостов и медленных переворотов (перекидок) необходимо соблюдать такую последовательность разучивания данного упражнения:

а) переворот назад из поддержки под спину на предплечьях. Из положения спиной вниз на предплечьях верхний прогибается до опоры руками о пол с помощью нижнего через стойку на руках сходит на пол на ноги или на ногу.

б) переворот вперед из поддержки под живот на предплечьях. Нижний ставит верхнего в стойку и помогает ему сделать переворот вперед через мост, при этом поддерживает рукой. Далее смешанные пары осваивают перекидки из программы пар девочек.

в) мост на коленях и руках нижнего. Нижний лежит на спине с согнутыми ногами, руки находятся у плеч ладонями вверх. Верхний становится на ладони партнера и прогибается до опоры руками о его колени. Дальше он передает вес тела на руки, а нижний поднимает его ноги. Это поднятие также можно сделать толчком. Усилия нижнего направлены вверх-вперед в сторону рук партнера. Сход осуществляется обратным движением или перекидкой назад (ее разучивать необходимо с поддержкой).

Парам нужно начинать осваивание стоек в прямом положении, далее постепенно усложнять, принимая положение полушпагата, шпагата и прогибаясь в кольцо. Порядок разучивания стойки:

а) стойка на коленях сидящего нижнего. Выполняется толчком или махом с поддержкой нижнего за пояс;

б) стойка на коленях нижнего, стоящего в полуприседе. Выполняется с поддержкой нижнего за пояс толчком, махом или из стойки на полу;

в) стойка на колене партнера, стоящего в выпаде. Способ выполнения тот же, что и в предыдущем упражнении;

г) стойка плечами на руках лежащего нижнего прогнувшись с поддержкой за голени. Из поддержки под живот на ступнях нижнего верхний берется руками за голени партнера. Верхний сохраняет прогнутое положение тела и не сгибает рук. Он переходит в стойку на плечах, опирается при этом на вытянутые руки нижнего. Нижний движением ног и стопы помогает выходу верхнего в стойку, направляет его ноги вверх и вперед. При удержании стоек под плечи пальцы рук нижнего должны быть соединены.

д) стойка плечами на руках лежащего нижнего с поддержкой. Из стойки с поддержкой руками за голени верхний по очереди перехватывает руки руками нижнего. При падении верхнего вперед (в сторону спины) нижний, балансирует кистями, удерживает верхнего в стойке. Если сдержать партнера не получается, нижнему нужно быстро подвести руки в сторону его отклонения.

Для выполнения стойки ногами на руках и плечах нижнего, после входа на плечи, верхнему нужно выпрямиться, потом слегка отклониться вперед до упора ногами о голову партнера. После этого можно отводить руки в стороны.

Особенного внимания тренеров требуют парные темповые упражнения, а именно: подходы к методике технической подготовки в вольтижной акробатике. Парные темповые упражнения выполняют при устойчивом стабильно вертикальном положении нижнего, что создает благоприятные условия для действий верхнему партнеру. Как способ оптимизации деятельности опорно-двигательного аппарата при организации позы работает принцип ассиметричного функционирования ног - в каждый момент времени выполнения упражнения, одна из них является главным образом управляющей, вторая - опорной.

В структуре тренировочного занятия парными темповыми упражнениями можно выделить ступени предварительной, основной и специализированной подготовки. Предварительная подготовка направлена на овладение верхним партнером навыками взаимодействия с опорой разной жесткости, создание у нижнего партнера техники выполнения рабочих поз, в частности положений осанки, отработки упорядоченной работы рук и ног. Основная подготовка характеризуется общей тренировкой акробатов в паре. На этом этапе решаются задачи осваивания спортсменами техники выполнения базового темпового броска. Во время специализированной подготовки, вместе с усовершенствованием техники базового темпового броска, акробаты разучивают профилирующие вольтижные элементы «сальто назад выпрямившись» с рук на плечи и «сальто назад в группировке» с рук на плечи.

Тренировка нижнего партнера в подготовке к парным акробатическим упражнениям является весьма сложной, длительной и наиважнейшей, так как от его способности и умения балансировать, подбрасывать, ловить верхнего партнёра зависит успех выполнения упражнения. В тренировке верхнего существуют также определённые сложности, которые связаны с овладением упоров, стоек, сальто и переворотов.

Для того чтобы уменьшить сроки подготовки акробатов и облегчить их работу существуют снаряды-тренажеры для индивидуальной подготовки к парным упражнениям.

Снаряды типа «стойка» и «поддержка» служат для обучения нижнего партнера балансированию, броскам и ловле. Эти снаряды представляют собой простой макет верхнего партнера. Несмотря на то, что конструкции снарядов примитивны, они очень удобны в тренировках. В ходе подготовки, исходя из подготовленности акробата и сложности упражнений, их вес и габариты легко меняются. Новичкам нужно выполнять упражнения с облегченными и укороченными и снарядами. По мере усвоения техники высоту и вес снаряда увеличивают, максимально приближая к весу предполагаемого верхнего, а затем и превышая его.

Основания снарядов «стойка» имитируют ступни и кисти верхнего партнера и могут быть как съемными (взаимозаменяемыми), так и стационарными. Снаряд «поддержка» очень удобен в процессе тренировок начального периода обучения женских и смешанных пар, во время которого большая часть упражнений осуществляются поддержкой нижнего под спину, живот, или ступни и все их можно освоить с указанным снарядом.

Нижние партнеры осваивают со снарядами-тренажерами способы бросков и ловли, балансирования, чередуя эти упражнения со стойками, равновесиями, акробатическими прыжками и шпагатами.

Верхние партнеры разучивают на специальных снарядах упоры, стойки и равновесия. Снаряды  имеют специальные скобы (предплечье держатели), которые облегчают горизонтальных упоров на локте, выполнение стоек на руках и равновесий. Упражнения на снарядах готовят к выполнению стоек, на руке и голове нижнего в сходных и облегченных условиях (на равной росту партнера высоте). Кроме этих упражнений верхние изучают на трамплине и батуте прыжки типа сальто, а на ковре и дорожке другие акробатические упражнения, которые необходимы для парно-групповых композиций.

К базовым упражнениям для подготовки пар можно отнести:

1. Стойки на прямых руках: прямая, шпагатом, прогибанием;

2. Повороты  на 360° в поддержке под живот.

3. 3/4 сальто: вперед и назад на предплечьях.

4. Броски  и ловля в стойке на согнутых  руках.

5. Удержание  равновесий на прямой руке  нижнего партнера.

6. Стойка на одной руке на лбу нижнего партнера.

7. Прыжки  с рук на руки нижнего с  максимальной высотой.

8. Курбеты  в стойку и из стойки.

9. Сальто вперед и назад (согнувшись, прогнувшись, с поворотами).

Для базовой подготовки спортсменов в спортивной акробатике типичны такие особенности:

- техническая  подготовка основывается на принципах освоения конкретных композиций и постепенного расширения двигательного запаса за счет изучения новых элементов;

- развитие  физических качеств осуществляется  на основе предварительного тестирования и нахождения слабых и сильных мест в физической подготовке; необходимо применять принцип индивидуального подхода;

- решение  задач технического совершенствования  предусматривает применение дополнительных занятий с привлечением средств силовой тренировки, танцевальных элементов, парно-групповых упражнений, общей физической подготовки (кроссов, плавания, игр).

Перечисленные особенности тренировки в спортивной акробатике базируются на характерной и широко распространенной методике подготовки в сложно-координационных видах спорта: спортивной, художественной, акробатической гимнастике.

Таким образом, процесс достижения значительного технического акробатического мастерства является основательным и длительным по времени. Групповые акробатические упражнения являют собой сложную многозвеньевую систему тел, взаимодействующих между собой. Ведущую роль в балансировании играет нижний. Задача верхнего сводится к уверенному выполнению позы и удержанию ее в течение 3 секунд. Для выполнения групповых упражнений существуют обычный, лицевой, плечевой, глубокий хваты, хват за большие пальцы, хват пальцами. Поддержка - простейшее упражнение парной программы, с помощью которого нижний партнер учится балансировать, а верхний привыкает к высоте. Осваивание стоек начинается в прямом положении, далее постепенно усложняется, принимая положение полушпагата, шпагата и прогибаясь в кольцо. В структуре тренировочного занятия парными темповыми упражнениями можно выделить ступени предварительной, основной и специализированной подготовки. Для того чтобы уменьшить сроки подготовки акробатов и облегчить их работу существуют снаряды-тренажеры для индивидуальной подготовки к парным упражнениям. Тренировка нижнего партнера в подготовке к парным акробатическим упражнениям является весьма сложной, длительной и наиважнейшей, так как от его способности и умения балансировать, подбрасывать, ловить верхнего партнёра зависит успех выполнения упражнения. В тренировке верхнего существуют также определённые сложности, которые связаны с овладением упоров, стоек, сальто и переворотов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

Анализ личного опыта практической работы и научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Археологические памятки материальной культуры указывают на то, что акробатические физические упражнения были известны в Древнем Египте, в Древней Греции. В Древнем Риме акробатические упражнения показывали бродячие артисты — «циркуляторы». В период Ренессанса в Италии устраивались «конкурсы живой архитектуры» - построения акробатических пирамид. В 1599 году, А. Тюккаро написал специальное руководство для акробатов-профессионалов. В конце XIX в. Стрелли описал ряд техник акробатических упражнений. В Европе конца XVIII века акробатические упражнения стали неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. В XIX веке их начинают включать в мировые национальные системы гимнастики. Наметились две линии в развитии акробатики: спортивно-любительская и профессионально-цирковая. 
На протяжении всего своего развития акробатика занимала особое место: на Руси она составляла обязательную часть увеселительных представлений; с 1900 года в Петербурге появляются самодеятельные акробатические кружки. С 1917 года акробатика развивается быстрыми темпами. С 1939 года проводятся всесоюзные личные соревнования по акробатике. В 1948 году ее стали рассматривать как вид гимнастики со спортивным направлением. В 1957 году советские акробаты завоевывают первенство в первых международных соревнованиях, которые проходили в Варшаве. В 1986 году Международный Олимпийский комитет признал спортивную акробатику олимпийским видом спорта. На последних чемпионатах мира в Шотландии 2008 года, в Польше 2010 года  и в США 2012 года сборная России подтвердила свое лидерство в мировой акробатической семье, завоевав золото в командном зачете.

2. Содержание спортивной акробатики основано на базовых движениях - комплексе специальных физических упражнений (силовых, прыжковых), которые связанны с сохранением равновесия (балансированием) и вращением тела без опоры и с опорой. Весь набор элементов, которые могут быть включены в групповую композицию спортивной акробатики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в которых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость. Четверка – вид спортивной акробатики для четырех мужчин. Роли партнеров делятся таким образом: нижний, средний, второй средний и верхний. Тройка – вид спортивной акробатики для трех женщин. Роли партнерш: нижняя, средняя, верхняя. Пирамида – групповое размещение акробатов в виде композиционно оформленной фигуры. Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации поддержек, стоек, упоров, выпадов, мостов и равновесий.

3. Процесс достижения значительного технического акробатического мастерства является основательным и длительным по времени. Групповые акробатические упражнения являют собой сложную многозвеньевую систему тел, взаимодействующих между собой. Ведущую роль в балансировании играет нижний. Задача верхнего сводится к уверенному выполнению позы и удержанию ее в течение 3 секунд. Для выполнения групповых упражнений существуют обычный, лицевой, плечевой, глубокий хваты, хват за большие пальцы, хват пальцами. Поддержка - простейшее упражнение парной программы, с помощью которого нижний партнер учится балансировать, а верхний привыкает к высоте. Осваивание стоек начинается в прямом положении, далее постепенно усложняется, принимая положение полушпагата, шпагата и прогибаясь в кольцо. В структуре тренировочного занятия парными темповыми упражнениями можно выделить ступени предварительной, основной и специализированной подготовки. Для того чтобы уменьшить сроки подготовки акробатов и облегчить их работу существуют снаряды-тренажеры для индивидуальной подготовки к парным упражнениям. Тренировка нижнего партнера в подготовке к парным акробатическим упражнениям является весьма сложной, длительной и наиважнейшей, так как от его способности и умения балансировать, подбрасывать, ловить верхнего партнёра зависит успех выполнения упражнения. В тренировке верхнего существуют также определённые сложности, которые связаны с овладением упоров, стоек, сальто и переворотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Акробатика / под ред. Е. Г. Соколова. 2 изд. — М.: 1973.

2. Баландин В.И., Вайник Г.А. Асимметрия мозга и потенциальные возможности спортсменов // Тезисы научной конференции по итогам научной работы НИИФК. - СПб., 1996. - С. 16-17.

3. Белохвостов Б.Н. Вольтижная акробатика. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 304 с.

4. Болобан В.Н. Спортивная акробатика. - К.: Выща шк. Головное изд-во, 1988. - 168 с.

5. Болобан В.М. Теория и методика преподавания спортивной акробатики / В.Н. Болобан. - К.: УДУФВС, 1995. - 51 с.

6. Гимнастика и методика преподавания: Учебник Г48 для институтов физической культуры/Под ред. В. М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с

7. Донской, Д.Д. Теория строения движений / Д.Д. Донской // Теория и практика физической культуры. – 1991.– № 3. – С. 10-11.

8. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2000.- 120с.

9. Коркин В.П. Развитие системы подготовки акробатов в групповых упражнениях: Автореф.дис.канд.пед.наук / В.П. Коркин. Л., 1984.22 с.

10. Коркин В.П. Акробатика: каноны терминологии / В.П. Коркин, В.И. Аракчеев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 144 с

11. Коркин В.П. Акробатика – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с.

12. Кузнецов В.В., Новиков A.A. Основы современной концепции системы спортивной подготовки и пути дальнейшего её совершенствования.// Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов. М., ВНИИФК, 1977. - Вып. 2. - С.3-25.

13. Малиновский, С.К. Методика совершенствования специальной физической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис.… канд. пед. наук / Малиновский С.К ; Дальневосточ. Гос. акад. физ. культуры. – Хабаровск, 2003. – 23 с.

14. Озолин Н.Г. Современная система спортивной подготовки. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

15. Соколов, Г.Я. Основы техники парно-групповых акробатических упражнений : учеб. пособие / Г.Я. Соколов, А.П. Алябышев ; Омский гос. ин-т физ. культуры.– Омск : [б.и.], 1988. – 56 с.

16. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.

17. Якубчик Б.И. Музыкально-акробатические композиции / Б.И. Якубчик, В.И. Аракчеев ; [под. ред. В.П. Коркина]. – М. : Физкультура и спорт, 1981.