СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ на уроках трудового обучения и технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных средств, приобщения уча­щихся к техническому творчеству является моде­лирование.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ на уроках трудового обучения и технологий»

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

на уроках трудового обучения и технологий


Одним из эффективных средств, приобщения уча­щихся к техническому творчеству является моде­лирование. С моделями дети знакомятся еще в до­школьном возрасте.

Стремление детей что-то делать, мастерить сле­дует максимально развивать на уроках технологии, во внеклассной и внешкольной работе. Сначала школьники учатся выполнять простейшие чертежи, ри­сунки, эскизы, сборочные операции, знакомятся с раз­личными материалами и инструментами, с деталями машин и механизмов. Начальной ступенью техниче­ского творчества в силу своей доступности для детей может стать моделирование из бумаги, картона, а так­же при помощи педагога или старших школьников, по­сещающих кружок моделирования и конструирования, которые выступают в роли помощников учителя, ребята младших классов могут работать с фанерой и древе­синой, создавая более сложные модели, которые в по­следующем будут двигаться.

Творческий подход к труду надо воспитывать, при­вивать с детства. Поэтому нужно все время побуждать и поощрять учеников к внесению в каждую модель сво­их дополнений и изменений в их форму, деталировку, оформление. Необходимым условием развития творческого мышления учащихся является систем­ность работы, в развитии которой заключается основ­ная задача педагога.

Необходимо также приучать их рационально гото­вить свое рабочее место, поддерживать на нем поря­док, привлекать к планированию своей деятельности, формировать у них умение выполнять работу быстро и качественно. Все это способствует лучшему вос­приятию красоты труда. Чувство радости, рожденное творчеством! О нем скажет каждый, кто хотя бы од­нажды воплотил в реальность собственный замысел. «Чтобы не остаться позади, есть только одно сред­ство - идти вперед!» А. Ф. Иоффе.

При изучении школьного курса технологии в 5 клас­се ребята знакомятся с различными материалами, используемыми в промышленности и быту для изго­товления различных изделий (древесиной, металла­ми, пластмассой и т. д.), их свойствами и технологией обработки, а также приобретают элементарные навыки по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по плани­рованию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.

В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возника­ет проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержа­ния и методики обучения на основе реализации де­ятельностно-параметрического подхода. Суть его заключается в следующем. Во-первых, особый ак­цент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-произ­водственных задач, связанных с разработкой и осу­ществлением проекта. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовле­ния каждый параметр качества детали выступает для учащихся как специальная задача анализа, плани­рования, выполнения и контроля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и услови­ями их достижения.

Данную работу можно проводить как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности. Она позволяет охватить все разделы учебной программы: «Ручная обработка металла и древесины», «Механи­ческая обработка металла и древесины», «Электро­техника», «Материаловедение» и «Металловедение».

Этапы проектирования моделей и макетов:

  1. Постановка задачи. Обучающийся ставит перед собой задачу по моделированию или макетированию с учетом своих интересов и наклонностей. Возможен выбор одного из направлений моделирования или макетирования. Выбор объекта также на усмотрение обучающегося. За период обучения он может изме­нить направление деятельности, единственное усло­вие - предыдущий объект должен быть завершен. Есть обучающиеся, которые выполняют 2-3 работы одно­временно. Поощряется создание своей собственной конструкции объекта техники.

  2. Поиск и сбор информации об объекте макетиро­вания в печатных изданиях, Интернет-ресурсах, кон­сультации со специалистами и др. Необходимо найти изображения объекта техники и его узлов (фотографии, чертежи, схемы). Параллельно составляется историче­ская, научно-техническая справка об объекте. Особен­но ценна информация, если объект имеет культурное, историческое значение (храмы, техника времен Вели­кой Отечественной войны и т. д.). Собранная информа­ция становится основой творческих и исследователь­ских работ.

  3. Анализ конструкции, разработка чертежей и эскизов элементов, деталей. Выбирается масштаб изделия относительно найденного изображения. Очень часто обучающиеся нашей гимназии выполняют макет или модель с фотографий, которые имеют какой-либо один ракурс. Поэтому именно на этом этапе активизиру­ются и развиваются способности обучающихся к твор­ческому мышлению. Обучающийся сам дорабатывает конструкцию объекта при помощи описания в литерату­ре, изучая подобные по конструкции объекты.

  4. Выбор материала для изготовления модели или макета. Это очень важный этап, от него зависит технология изготовления, сборки и отделки. Наиболее распространенными материалами являются конструк­ционные, однако вполне допускаются и другие (бумага, ткани и т. д.). Допускается использование вторичных материалов (например, наконечник от ручки может имитировать сопло ракетного двигателя).

  5. Выбор технологии изготовления изделия. Раз­работка технологических карт на детали модели или макета от выбора заготовки до сборки и отделки в со-ответствии с требованиями технологий обработки мате­риалов, техники безопасности и охраны труда. Соответ­ственно обучающийся вспоминает и закрепляет знания и умения по обработке конструкционных материалов и правила безопасной работы .

  6. Изготовление деталей объекта техники. Именно здесь обучающийся применяет знания, по­лученные не только на уроках технологии, но и фи­зики, химии и других. Качество выполнения кон­тролируется, прежде всего, самим обучающимся и учителем.

  7. Сборка и отделка. При сборке деталей маке­та или модели используются различные способы соединения: клеи, пайка, прессование и т. д. в соот­ветствии с возможностями возраста обучающегося и условиями учебной мастерской. Окраска модели или макета должна полностью соответствовать окра­ске образца.

  8. Написание и защита творческих и исследова­тельских проектов. На основании собранных матери­алов пишется работа, соответствующая требованиям к оформлению научных работ, составляется медиапре­зентация. Защита работы проводится в рамках класса, на школьном туре олимпиады, научно-практической конференции. Лучшие работы рекомендуются для участия в мероприятиях городского и регионального уровня.

Формами защиты моделей и макетов являются спортивно-технические соревнования, выставки техни­ческого творчества, конкурсы изобретений и рацпред­ложений, олимпиады, научно-практические конферен­ции по технологии. Результатом такой работы являются ежегодные призовые места наших обучающихся в этих конкурсах.

Табл. 1

Критерии оценивания изделий

Показатель

«3»

«4»

«5»

Объем и качество собранного теоретического материала

Поиск информации с перио­дическими консультациями педагога

Самостоятельный поиск ин­формации с минимальной по­мощью педагога

Самостоятельный сбор инфор­мации из источников

Степень самостоятельности проработки конструкции моде­ли или макета

Под постоянным наблюдением педагога

С периодическими консульта­циями педагога

Самостоятельное выполнение работы

Новизна конструкции

Точная копия образца

Частичное изменение кон­струкции

Разработка собственной кон­струкции модели

Качество изготовления дета­лей

Небольшие отклонения в раз­мерах и форме согласно чер­тежу

Соответствие размерам и фор­ме согласно чертежу

Полное соответствие с разме­рами и формой чертежа

Качество сборки

Однообразие применяемых сборочных операций с дефек­тами

Применение различных сбо­рочных операций с небольши­ми дефектами

Применение различных сбо­рочных операций в комплексе. Точное соответствие чертежу

Качество отделки

Полное соответствие окраски с образцом с небольшими де­фектами

Полное соответствие окраски с образцом с небольшой нерав­номерностью

Полное соответствие окра­ски с образцом без потеков и непрокрасов

Качество защиты работы

Неуверенное владение матери­алом и мультимедийными тех­нологиями

Уверенное владение материа­лом. Умение отстаивать свою позицию, использовать муль­тимедийные технологии

Знание теоретического и прак­тического материала, терми­нов, защита с использованием мультимедийных технологий









































Таким образом, структуру технического моделирования можно представить следующим образом:





Рис. 1. Структура технического моделирования и макетирования

- Начальным техническим моделированием и ма­кетированием занимаются обучающиеся 1-4 классов под руководством классного руководителя или в объ­единении начального технического моделирования и макетирования городской Станции Юных Техников. Обучающиеся занимаются разработкой конструкции и изготовлением простейших макетов и моделей из бу­маги и другого материала.

  • Спортивное моделирование . Обучающиеся за­нимаются проектированием и изготовлением моделей простейших катамаранов, планеров, метальных авиа­моделей. Эти модели должны соответствовать требо­ваниям соревнований по площади паруса, крыла и т. д., но материал, форма не нормированы. В процессе из­готовления, в результате проб и ошибок обучающийся «доходит» до решения, порой самого неожиданного.

  • Моделирование и макетирование объектов тех­ники - большой и сложный раздел. Необходимо изго­товить точную копию объекта техники из конструкцион­ных материалов (металл, дерево, пластик).

  • Проектирование - самый сложный с точки зрения автора раздел. Обучающийся должен самостоятель­но разработать конструкцию станка, приспособления, прибора, наглядного пособия, мотоцикла, обосновать необходимость его создания, разработать технологию изготовления и сборки с учетом своих возможностей и возможностей учебной мастерской [4].

Выполнение объектов моделирования и макетиро­вания осуществляется на уроках технологии, во внеу­рочное время в кабинете технологии, самостоятельно в качестве домашнего задания (это касается выбора объекта, разработки конструкции и чертежей, техно­логических карт, некоторых сборочных и отделочных работ, написания творческой и исследовательской работы). Роль учителя - консультант. Расписание вне­урочных занятий в кабинете технологии не менялось уже много лет, и все учащиеся 5-11 классов знают, что при желании в эти часы можно прийти и поработать даже 1 час в неделю, месяц.

Как педагогический прием используется проведе­ние старшеклассниками для обучающихся младшего возраста мастер-классов по изготовлению моделей или макетов. Это вызывает большой интерес у обуча­ющихся младших классов и стимулирует их творческую деятельность. Очень важно, что обучающиеся могут обратиться к старшекласснику как к наставнику с лю­бым вопросом по выполняемой работе и во внеурочное время [2].

Администрация образовательного учреждения под­держивает развитие детского технического творчества, поощряя обучающихся грамотами и дипломами за по­беды на различных выставках, соревнованиях, конкур­сах. Три лучших юных техника нашей гимназии были номинированы на престижную премию Главы города имени Аммоса Черепанова для учащихся, имеющих высокие достижения в техническом творчестве и заслу­жили высокую оценку организаторов конкурса.

Литература

  1. Александров Л. В. Моделирование - этап создания эф­фективных технических решений: Учебное пособие [Текст]/Л. В. Александров, Н. П. Шепелев. - М.: НПО «По­иск», 1991.

  2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения [Текст]/Г. С. Аль- тшуллер. - М.: Московский рабочий, 1973.

  3. Заенчик В. М. Основы творческо-конструкторской дея­тельности: Методы и организация: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. [Текст]/В. М. Заенчик, А. А. Карамышев, В. Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Симоненко В. Д. Технология: Учеб. для 11 кл. общеобра- зоват. учрежд. [Текст]/В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2000.

  5. Шибирова Н. В. Модель проектирования урока в разви­вающем обучении.//Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 2.

  6. Шпетная Н. М. Организация образовательного процесса в гимназии на основе классно - групповой модели обуче - ния.//Муниципальное образование: инновации и экспе­римент.- 2008.- № 1.


© 2021, 1931 8