Дата проведения урока:_
Группа:
Преподаватель: Касымова У.Ш.
ТЕМА УРОКА:
Техника безопасности и организация рабочего места
ЦЕЛИ УРОКА:
Научить соблюдению правил ТБ при работе с компьютерной техникой.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Знакомство с правилами поведения в КК, инструктаж по ТБ, изучение правил работы на ПК.
Развивающие: Расширение кругозора, выработка навыков работы и поведения в КК.
Воспитательные: Воспитание школьного патриотизма (бережного отношения к имуществу школы), развитие познавательного интереса, логического мышления.
ТИП УРОКА:
Изучения нового материала.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Кабинет информатики отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Поэтому, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Как же нужно вести себя в кабинете информатики?
1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника - компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.
2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ - клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Во время работы лучевая трубка работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому
СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;
включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;
класть предметы на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
3. При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.
4. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.
5. Во время работы на ЭВМ лучевая трубка является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижает работоспособность. Поэтому следует работать от монитора на расстоянии 60 - 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.
6. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.
7. Во время работы:
строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;
плавно нажимайте клавиши;
не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
работайте чистыми руками;
не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности;
не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
8. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ - ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ.
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево - вниз и потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево – вверх - направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ.
Поражение электрическим током приводит к шоку, остановке дыхания и работы сердца. Ток вызывает ожоги на месте входа и выхода. Переменный ток вызывает также сокращение мышц, что не позволяется пострадавшему выпустить из рук электрический провод.
Действия при поражении электрическим током
Выключить ток на электрощите или выдернуть штепсельную вилку.
Если вы не можете обесточить пострадавшего, то встаньте на деревянную коробку, резиновый коврик, толстую пачку газет и шваброй, деревянным стулом оттащите пострадавшего от источника тока. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, его можно оттащит за сухой край одежды.
Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и вызовите скорую помощь, охладите ожоги водой.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Как ученики входят в компьютерный класс?
Как должны вести себя учащиеся на перемене в классе?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выучить технику безопасности
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Дата проведения:
Группа:
Преподаватель: Касымова У.Ш.
Тема урока: Информация и информационные процессы в технике.
Цель урока: познакомить обучающихся с информацией и информационными процессами в технике. развивать умение пользоваться полученными знаниями, воспитать интерес к уроку.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: ПК
Основные понятия урока:
Информация
Информационные процессы
Системы управления техническими устройствами
Микропроцессор
Роботы
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята!
- Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать.
Обратите внимание на доску. Что мы видим на доске? Правильно, алгоритм. Давайте выполним его.
Слайд 1
Вижу, вы все замечательно справились.
Актуализация знаний и проверка изученного материала.
На предыдущем уроке мы с вами изучили Информацию и информационные процессы для человека. Давайте вспомним.
Блиц–опрос. Каждый ученик по очереди отвечает на вопрос. Если возникают затруднения, право ответа переходит следующему ученику.
Что такое информация?
(Информация (от латинского information – «сведения, разъяснения» - это знания, которые мы получаем из окружающего мира.
Какие вы знаете информационные процессы?
(сбор, обработка, хранение и передача, поиск, защита)
3.Какие способы восприятия информации использует человек?
(с помощью зрения, ушей, рецепторов носа, рецепторов языка, рецепторов кожи)
4.Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме сообщений?
(понятность)
5.Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме знаний?
(полнота и точность)
6. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой средствами массовой информации?
(достоверность, актуальность, полезность)
Чтобы технические устройства выполняли определённые задачи, они должны управляться. Так вот, само управление тесно связано с информационными процессами.
Так системы автоматической терморегуляции холодильника, утюга, кондиционера обеспечивают поддержание заданной температуры.
В системе терморегуляции управляющее устройство получает информацию от температурных датчиков, обрабатывает её (сравнивает реальную температуру с заданной) и передаёт команды нагревательному элементу (Усилить или уменьшить нагрев)
Системы управления встроены практически во всю бытовую технику
В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.
Например, управление полетом самолета может осуществлять летчик или в режиме автопилота бортовой компьютер. Они получают информацию о режиме полета от датчиков, обрабатывают ее и передают команды на исполнительные механизмы, изменяющие режим полета.
– Что такое робот? Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает?
Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления производственных, научных и других работ.
Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры, но все они выполняют действия на основании заложенной в них программы обработки информации
Проводится знакомство с моделью.
У робота имеется «мозг» – устройство, которое обрабатывает информацию и посылает команды, – это контроллер VEX .
Какие части робота приводят его в движение, выполняют различные действия? ( моторы ).
Что используется для передачи информации от микрокомпьютера к моторам? ( провода ).
На слайде показываются основные устройства робота
Слайд 10
Посмотрите ролик, в котором видно, что сможет наш робот, после того, как мы его полностью соберё
. Закрепление нового материала
Задание. Давайте проведём аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и робота. Возьмите листочки с табличками и заполните их.
Информационный процесс
Органы человека
Компьютер
VEX-робот
Ввод информации
Органы чувств
Клавиатура, мышка, сканер
Кнопки на контроллере, датчики
Хранение информации
Мозг
Внутренняя и внешняя память
Контроллер
Обработка информации
Мозг
Процессор
Контроллер
Вывод информации
Органы речи и опорно-двигательная система
Монитор, принтер
Интерактивные моторы
Итоги урока Сегодня на уроке мы с вами познакомились с информационными процессами в технике. Познакомились с профессией робототехника. Провели аналогию содержания информационных процессов для человека, компьютера, робота
Оценивание.