Министерство образования республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Стерлитамакский химико-технологический колледж
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК механического цикла Протокол № ____ от « » ___________2017г. Председатель ЦМК __________ Н.Г. Абдеева | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ________ Г.Ш.Ханипова ____ ______2017г |
Методическое пособие
Тема: «Безопасность работ в химических лабораториях. Правила проведения работ в лаборатории химической технологии неорганических веществ»
Разработала преподаватель
Файзуллина С.Р
Методическое пособие по теме: «Безопасность работ в химических лабораториях. Правила проведения работ в лаборатории химической технологии неорганических веществ» разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее - ФГОС) по специальности 18.02.06 Химическая технология неорганических веществ.
Разработчик:
Файзуллина С.Р., преподаватель ГБПОУ СХТК
Актуализировано с учетом профессиональных стандартов
Содержание | Стр. |
Введение | 4 |
1.Травмы тела, заболевания кожи и повреждения глаз | 5 |
1.1 Вставка стеклянных трубок в резиновые пробки | 6 |
1.2 Некоторые причины химических ожогов | 6 |
1.3 Химические ожоги полости рта | 7 |
1.4 Действие кислот и щелочей на одежду | 7 |
1.5 Усиление ядовитости последующим действием некоторых веществ | 9 |
1.6 Основные задачи при оказании доврачебной помощи отравленным | 10 |
2. Общие меры предосторожности при работах с вредными веществами и заразным | 10 |
3. Средства защиты от поражения электрическим током | 11 |
4. Пожары | 12 |
4.1 Общие понятия. Причины загораний | 12 |
4.2 Классы ЛВЖ | 12 |
4.3 Самовозгорание | 12 |
4.4 Загорание в результате различных окислительных процессов | 13 |
4.5 Загорания от действий прямых солнечных лучей | 13 |
5. Взрывы. Общие понятия. | 13 |
5.1 Взрывы в результате постепенно увеличивающейся разности между атмосферным давлением и величиной давления | 14 |
5.2 Взрывы, сопровождающиеся раздавливанием | 14 |
5.3 Меры предупреждения взрывов, сопровождающихся раздавливанием | 14 |
5.4 Взрывы от повышенного давления внутри сосудов и приборов | 14 |
5.5 Взрывы различных приборов и сосудов | 15 |
6. Основные правила по технике безопасности. | 16 |
7.Контрольные вопросы | 21 |
Список используемых источников | 21 |
| |
Введение
1. Область применения методического пособия
Данное методическое пособие может быть использовано в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.06 Химическая технология неорганических веществ в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в ПМ.02 «Контроль качества сырья, материалов и готовой продукции» модуля МДК 02.01 «Контроль качества сырья, материалов и готовой продукции».
Навыки в работе безопасного проведения работ в химической лаборатории являются наиболее важными и необходимыми в работе техников-технологов производства неорганических веществ и являются основой для понимания проведения контроля качества сырья, материалов и готовой продукции».
2. Формирование общих и профессиональных компетенций
Содержание методического пособия способствует формированию профессиональных компетенций
ПК 2.1. Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции.
ПК 2.2. Осуществлять обработку и оценку результатов анализов.
Содержание методического пособия ориентировано на формирование общих компетенций
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
«Безопасность работ в химических лабораториях. Правила проведения работ в лаборатории химической технологии неорганических веществ»
1.ТРАВМЫ ТЕЛА, ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ
И ПОВРЕЖДЕНИЯ ГЛАЗ
Чаще всего встречаются резаные раны, вызванные битым стеклом, острые края которого являются причиной глубоких порезов. Загрязненность осколков стекла увеличивает вред ранения в связи с возможностью внесения в рану возбудителей болезней, ядовитых или раздражающих веществ.
1.1 Вставка стеклянных трубок в резиновые пробки
Эта столь распространенная в лаборатории операция сопровождается серьезными порезами, если трубка ломается в момент вставки ее в резиновую пробку, причем обломанный конец трубки с силой врезается в руку, нанося резаную или колотую рану. Причиной поломок является то, что забывают самые простые правила предосторожности.
Диаметр отверстия, предназначенного для вставки трубки, должен быть лишь немного меньше диаметра вставляемой трубки.

Кроме того, необходимо крепить тонкие и хрупкие стеклянные детали более прочными или помещать эластичную прокладку между скрепляемыми деталями.
Нередко сотрудники лаборатории допускают такую ошибку. При резрезании пробок, резиновых трубок и т. п. нож двигают в направлении к руке, держащей разрезаемый предмет, или в сторону туловища. В момент окончания разрезания нож может с силой врезаться в руку и даже поранить грудь.
Доврачебная немедленная помощь при химических ожогах глаз веществами, растворимыми в воде, сводится к промыванию глаз водой для удаления химического вещества. Химическая нейтрализация (например, щелочами при ожогах кислотой ит. п.) не допускается.
В лаборатории категорически запрещается работать без защитных очков при выполнении операций, которые представляют хотя бы незначительную возможность повреждения глаз.
1.2 Некоторые причины химических ожогов
Все работы, при которых возможен химический ожог, следует проводить, соблюдая особенно тщательно правила, установленные для работы с ними.
Распространенная привычка переносить склянки, держа их за горло, иногда приводит к тому, что горло склянки отламывается, склянка падает и разбивается, обливая ноги содержимым. Брызги могут попасть даже в глаза, что при отсутствии поблизости воды может привести к полной слепоте. Привычка брать соединенные шлифами приборы за верхнюю часть также может иметь следствием химический ожог, если в сосуде находится едкая жидкость, например, концентрированная серная кислота. При достаточно плотном шлифе вначале вся поглотительная склянка оказывается поднятой, но затем корпус падает и разбивается, в результате чего неосторожный исполнитель получает ожог концентрированной серной кислотой.
Для предотвращения несчастных случаев надо требовать, чтобы сотрудники брали приборы только за корпус
Химический ожог возможен при невнимательном обращении с выделяющими газ реактивами, к числу которых относятся концентрированные аммиак, азотная и соляная кислоты и др. Хранение таких веществ в плотно закрытых тонкостенных колбах может повести к разрыву тонкостенного сосуда вследствие увеличения давления внутри колбы. Это происходит, если внешняя температура повышается по сравнению с той, при которой жидкость была налита в колбу. В закрытых толстостенных достаточно прочных сосудах разрыва не происходит, однако внутри сосуда как следствие испарения создается значительное давление, и при первой же попытке открыть склянку пробка резко выталкивается, в результате чего из склянки выбрасывается часть жидкости. При этом очень велика опасность ожога глаз.
При нагревании сосудов с жидкостью возможны сильные ожоги, если сосуд лопнет и содержимое его выльется на разогретую поверхность (плитка, асбест). Быстрое испарение даже безвредных жидкостей вызывает тепловой ожог рук и лица работающего, а наличие едких или ядовитых веществ может сопровождаться химическим ожогом или отравлением.
Одной из причин, вызывающих повреждение сосудов, оказывается удар по дну палочкой, используемой для перемешивания содержимого.
При правильном перемешивании, когда палочка движется параллельно дну (рис. 8), этот источник аварий устраняется. В ряде случаев применимо перемешивание палочкой, на конец которой надета резиновая трубка, смягчающая удар.
Частой причиной повреждения сосудов оказывается также наличие осадка на дне сосуда; поэтому недопустимо пользоваться стеклянными сосудами, стенки которых покрыты накипью, или нагревать сосуды, содержащие осадок, осевший на дно. 
Рис. 8. Приемы перемешивания стеклянной пилочкой. Стрелками указано движение палочки.
А — правильное; Б — неправильное
Вредная привычка пробовать на вкус неизвестное химическое соединение ведет к ожогу языка, если продукт реагирует с влагой, образуя едкое вещество.
1.3 Химические ожоги полости рта
Такие ожоги являются результатом неосторожного набирания едкой жидкости пипеткой. Если едкая жидкость попала в рот, надо немедленно сполоснуть рот большим количеством воды; ничтожное промедление резко усиливает ожог. Нельзя надеяться на свой опыт спокойного засасывания жидкостей в пипетку и не следует применять обычных пипеток, так как жидкость может попасть в рот при отвлечении внимания самого опытного работ-
Обязательно надо применять засасывание посредством резиновой груши или вакуума, или же пользоваться пипетками с расширением выше метки.
1.4 Действие кислот и щелочей на одежду.
Едкие вещества могут действовать не только на здоровье работающих, но, попадая на одежду, вызывают ее повреждение и порчу. В то же время внимательная работа с соблюдением всех правил обеспечивает полное устранение повреждений одежды. Для этого необходимо все работы проводить осторожно, не разливая ни капли растворов.
Необходимо знать, что минеральные кислоты (серная, соляная, азотная и др.) в концентрированном виде, а при высыхании и разбавленные, разрушают одежду из капрона и растительных волокон (изделия из хлопка, льна, вискозы и некоторых других видов искусственного волокна). Даже очень разбавленный раствор кислоты, капля которого попала на халат, чулки или другую одежду, при высыхании способствует переходу целлюлозы в гидроцеллюлозу, не обладающую необходимой прочностью и легко превращающуюся в порошок. В результате одежда рвется и становится негодной для носки.
Своевременная промывка, а затем нейтрализация кислоты на облитом месте полностью устраняют опасность повреждения одежды от действия разбавленных минеральных кислот. При попадании на одежду концентрированных кислот важно немедленно промыть облитое место большим количеством воды и нейтрализовать остатки кислоты 2—3% раствором бикарбоната.
После вытирания пролитой разбавленной кислоты тряпкой надо последнюю тщательно промыть, так как иначе тряпка потеряет прочность и станет негодной к употреблению. Еще более важно принимать меры к тому, чтобы не пользоваться полотенцем для вытирания кислот, разлитых при пользовании, а если случайно это произошло, то нужно немедленно отмыть полотенце от кислоты.
Собирать разлитую концентрированную кислоту следует, засыпая ее сухим песком, который в дальнейшем немедленно удаляют из помещения лаборатории. Разбавленную кислоту можно собрать посредством опилок, которые по использовании также выносят на свалку, не оставляя в лабораторных приемниках мусора.
Если участок кожи, на который попала щелочь, быстро промыть большим количеством воды, слегка смочить 1% раствором уксусной кислоты и вновь промыть водой, то обжигающее действие щелочи ослабляется.
Химические ожоги концентрированной серной кислотой в химических лабораториях могут быть следствием разбрызгивания кислоты при быстром испарении влитой в нее воды. Известны случаи ожогов лица при мытье посуды, в которую сначала была налита концентрированная кислота, а затем добавлена вода; при разогревании, происходящем во время разбавления серной кислоты, температура смеси поднимается значительно выше 100° и, конечно, вода, попавшая в такую жидкость, моментально превращается в пар, увлекающий с собой капли горячей кислоты. Получается сильный ожог, при котором особенно опасно повреждение глаз.
По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот), азотная кислота, серная кислота, плавиковая кислота, соляная кислота, уксусная кислота (80—100%), молочная кислота, щавелевая кислота и т. д.
Слабые химические ожоги заметно отличаются от слабых тепловых ожогов. Последние обычно болезненнее химических, но ограничиваются лишь покраснением кожи и последствием их бывает только шелушение кожи; часто они проходят без всякого следа через короткие промежутки времени. На слабые химические ожоги пострадавший нередко вначале не обращает внимания, однако они часто приводят к серьезному поражению, которое проявляется обычно через несколько часов, а иногда даже через 3—4 дня после получения ожога. Это происходит в тех случаях, когда действие обжигающего реагента резко усиливается уже после прекращения непосредственного соприкосновения кожи с этим веществом. Немалое значение при этом имеет сорбция действующего реагента клетками кожи с последующим поражением и заболеванием различных систем организма.
При некоторых химических ожогах едкие вещества проникают в организм через поверхность кожи путем всасывания, оказывая действие на внутренние органы.
Таким образом, иногда результатом химического ожога является отравление как следствие всасывания сильнодействующих веществ.
Например, сотрудник лаборатории пролил себе на одежду 40 мл диметилсульфата, причем пострадавший не придал этому значения. Однако через некоторое время появились признаки сильного химического ожога, а затем отравления с последующим развитием воспалительного процесса в легких, который закончился смертью пострадавшего.
1.5 УСИЛЕНИЕ ЯДОВИТОСТИ ПОСЛЕДУЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ НЕКОТОРЫХ ВЕЩЕСТВ
В быту, не зная способов оказания первой помощи при отравлениях, иногда совершенно ошибочно применяют водку, действие которой объясняется лишь временным притуплением восприятия болезненных ощущений. При отравлении же некоторыми ядами этанол может усилить действие ядовитого вещества, например, тетрахлорметана (четыреххлористого углерода). Последний принадлежит к ядам, кратковременная работа с которыми считается малоопасной. Однако если после вдыхания тетрахлорметана выпить даже небольшое количество этанола, то появляется сильное отравление, иногда оканчивающееся смертью.
В химических лабораториях усиление отравляющего действия одних веществ за счет последующего влияния других продуктов весьма возможно и не исключено появление таких комбинаций из слабых ядов, которые окажутся намного вреднее каждого из них, взятого в отдельности.
Действие некоторых ядов иногда усиливается вследствие реакций, происходящих в организме, в процессе которых образуются более ядовитые соединения. Так, например, отравляющее действие этиленгликоля объясняется тем, что при попадании в организм этот спирт быстро окисляется, образуя щавелевую кислоту. В результате в почечных канальцах и клубочках начинают откладываться кристаллы оксалата кальция, наблюдается резкое поражение нервной системы вследствие отложения в сосудах мозга кристаллов, напоминающих кристаллы оксалата кальция. При попадании в организм человека 100 мл этиленгликоля эти процессы вызывают смерть.
Реакции, идущие в организме, иногда приводят не к обезвреживанию яда, а к образованию веществ, более вредных, чем вещества, первоначально попавшие в организм. Подобные процессы (возникновение более ядовитых продуктов) возможны и при длительном хранении некоторых химических веществ: например, при окислении хлороформа образуется более ядовитый фосген. Для предупреждения этого в хлороформ обычно вводят немного этанола, который задерживает окисление хлороформа и не оказывает вредного действия при использовании хлороформа в качестве наркотического средства или растворителя.
1.6 Основные задачи при оказании доврачебной помощи отравленным
Основная задача первой помощи отравленному — прекратить доступ яда в организм, вынести пострадавшего из зоны отравления, оказать другую помощь, необходимую в данный момент (искусственное дыхание, остановка кровотечения при ранении и т. д.). Кроме того, нужно применить соответствующие противоядия, указанные в таблице помощи при отравлениях, одновременно известив врача о происшедшем, так как дальнейшую помощь должен оказывать врач
2. ОБЩИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАРАЗНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Каждый сотрудник лаборатории должен всегда предохранять себя и других от попадания в организм любых вредных веществ; ни в коем случае нельзя пробовать на вкус неизвестный продукт, а тем более пить какие-либо жидкости, так как среди них могут оказаться ядовитые или едкие.
Многие из отравлений могут пройти бесследно, если помощь оказана своевременно. Поэтому в помещениях, где производятся работы с вредными или ядовитыми веществами, нельзя работать в одиночку, так как может возникнуть необходимость оказать помощь соседу, если он подвергнется действию вредных веществ. Ведя работы с ядовитыми или заразными продуктами, необходимо иметь два полотенца: одно для посуды, другое — только для обсушивания рук.
Вредные вещества удаляются посредством хорошей вентиляции всего помещения и усиленной вентиляции мест, где выделяются опасные соединения (вытяжные шкафы, местные отсосы и т. п.); в отдельных случаях необходимо пользоваться противогазами, респираторами или другими приборами для защиты органов дыхания. Кожу защищают при помощи использования соответствующего инструмента (щипцы, пинцеты, державки и пр.), ношения резиновых перчаток, реже посредством применения защитных мазей и т. п. Поражение глаз предотвращают, применяя защитные очки или маски.
Серьезное значение имеет соблюдение правил личной гигиены лицами, которые работают с ядами и другими опасными веществами. Принятие пищи до начала работы должно происходить вне рабочей комнаты, в рабочее время — только в специально отведенном помещении с предварительным тщательным мытьем рук и полосканием рта дезинфицирующим раствором (по указанию врача). Соблюдения этих правил надо строго требовать от всех, занятых на работах с ядовитыми веществами. Хранение пищи в рабочих комнатах, где ведут работы с вредными веществами, следует категорически запретить. Курение допустимо только в специально отведенных помещениях и только после тщательного мытья рук и полоскания рта. При выполнении работ в условиях, не гарантирующих от попадания яда на одежду или тело, необходимо после работы ежедневно обмываться теплой водой с мылом; если возможно попадание на одежду некоторых особо опасных ядовитых веществ (например, ртути), то при приходе на работу и уходе с работы обязательна полная смена одежды, включая обувь и белье. Недопустимо совместное хранение домашней и рабочей одежды, обуви и белья.
При малейшем подозрении на возможность отравления необходимо обращаться к врачу. Обязательны периодические осмотры всех работающих с ядовитыми веществами, регулярный технический и врачебный инструктаж их, систематическая проверка чистоты спецодежды, состояния противогазов и респираторов, а также контроль за концентрацией вредных газов и паров в рабочих помещениях (это особенно важно в лабораториях, где применяют ртуть и другие кумулирующиеся яды).
3. Средства защиты от поражения электрическим током
Электротехнические средства защиты включают:
а) средства изоляции человека от токоведущих частей и земли (изолирующие подставки, коврики, калоши и перчатки);
б) инструменты и приспособления для работ под напряжением (штанги, клещи и монтерский инструмент);
в) приборы для распознавания напряжения (индикаторы напряжения).
4. ПОЖАРЫ
4.1ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ. Причины загораний
В лабораториях наиболее частым источником пожаров являются легко воспламеняющиеся жидкости и огне- или взрывоопасные газы, а также взрывчатые вещества и смеси.
Основные причины загораний можно разделить на 6 групп (11):
а) непосредственное воздействие пламени;
б) прикосновение раскаленных предметов;
в) действие электрических искр (в частности, вызываемых статическим электричеством);
г) влияние тепла, выделившегося при химическом процессе;
д) действие высекаемых искр или разогревание предметов в результате механических причин (удары, трение, давление);
е) воздействие лучистой энергии.
4.2. Классы ЛВЖ
класс — легко воспламеняющиеся жидкости, дающие вспышку паров при температуре ниже 28° (автомобильные и авиационные бензины, специальные лигроины).
класс — легко воспламеняющиеся жидкости, дающие вспышку паров при температуре в пределах от 28° до 4о° (тракторный керосин, осветительный керосин, газолин и т. п.).
класс — горючие жидкости, дающие вспышку паров при температуре выше 45° и до 120э (моторное топливо, мазуты, зеленое масло, I л зоил и и т. п.).
класс — горючие жидкости, дающие вспышку паров при температуре выше 120° (смазочные масла, мази, парафины, нефтяные битумы,
4.3 САМОВОЗГОРАНИЕ
Иногда пламя появляется в результате самовозгорания. Наиболее известным и очень характерным примером самовозгорающегося материала являются промасленные тряпки, многократно вызывавшие пожары. Причиной этого является окислыше всяких жиров и масел под действием кислорода воздуха, причем этот процесс ускоряется, если масло имеет большую поверхность соприкосновения с воздухом
В тех лабораториях, где ослаблено внимание к мерам предосторожности,
сотрудники иногда делают серьезную ошибку, оставляя образцы химических продуктов и других горючих материалов или одежду на батареях отопления
4.4 ЗАГОРАНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗЛИЧНЫХ ОКИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Это явление не столь редкое, как может казаться вначале. Даже вне лабораторий, особенно при хранении и перевозке некоторых химических веществ,
пожары иногда возникают из-за химической реакции между твердыми или жидкими продуктами. Возгорание возможно, если какой-либо окислитель соприкасается с горючим материалом; в результате окислительной реакции выделяется столько тепла, что температура поднимается до точки воспламенения горючего вещества на воздухе. Продукт загорается и окислительная реакция продолжается, но уже за счет кислорода воздуха — начинается пожар.
Так, возгорание произошло при повреждении стеклянной бутыли с азотной кислотой, находившейся в корзине с прокладкой из древесной стружки. Под влиянием вытекающей азотной кислоты началось окисление стружки, в результате которого произошло ее загорание, а затем начался пожар в складе.
При наличии в воздухе легко горючих газов или паров (например, водорода, ацетилена, паров эфира) возможны вспышки от искры при включении вилки в штепсель
4.5 ЗАГОРАНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЯ ПРЯМЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ
Если в лаборатории имеются горючие или разлагающиеся от нагревания продукты, то прямые солнечные лучи представляют несомненную опасность, так как ими даже в средних широтах предметы заметно нагреваются. Кроме того,
прямые солнечные лучи могут концентрироваться колбами (особенно круглыми) или любыми стеклянными изделиями, содержащими пузырьки, играющие роль собирательных линз. Создаваемый при этом местный нагрев до высоких температур оказывается в условиях лаборатории очень опасным.
5. ВЗРЫВЫ.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Взрывом называется внезапное выравнивание разности давлений в двух объемах газов. Как правило, такие взрывы сопровождаются разбрасыванием и разрушением предметов окружающей среды, образованием и распространением среде (воздушной, водной и т. д.) особого рода возмущения— ударной или взрывной волны, обусловленной переходом начальной энергии в энергию движения вещества. Взрывная волна характеризуется огромной скоростью газов.
5.1ВЗРЫВЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙСЯ РАЗНОСТИ МЕЖДУ АТМОСФЕРНЫМ ДАВЛЕНИЕМ И ВЕЛИЧИНОЙ ДАВЛЕНИЯ В СОСУДЕ
5.2 Взрывы, сопровождающиеся раздавливанием
Это наименее опасный вид взрывов, при котором сосуд разрушается вследствие того, что давление в нем резко понижается по сравнению с атмосферным, а стенки недостаточно прочны, чтобы выдержать давление наружного воздуха при данной форме сосуда; от последней в значительной степени зависит предел давления, которое выдерживает сосуд при одинаковой толщине и механической прочности стенок.
Наибольшая прочность обеспечивается при шарообразных сосудах (например, круглодонные колбы отличаются большей прочностью, чем плоскодонные, а из последних круглые прочнее, чем конические).
5.3 Меры предупреждения взрывов, сопровождающихся раздавливанием
Иногда взрыв, сопровождающийся раздавливанием, является результатом наличия структурных дефектов в стекле, из которого собрана установка, работающая под вакуумом.
Для проверки качества стекла с целью выявления местных механических натяжений и структурной неравномерности изделия используют специальные приборы — полярископы, при помощи которых обнаруживают двойное лучепреломление в местах плохого отжига и участках с наличием остаточных натяжений. Последние резко понижают прочность стекла и повышают возможность его разрушения и раздавливания прибора при работе под вакуумом.
5.4 Взрывы от повышенного давления внутри сосудов и приборов
Эта группа взрывов более опасна, чем взрывы, характеризующиеся раздавливанием, так как части разорванных сосудов или вырванные детали разлетаются с большой силой и возможны даже смертельные поражения работающих и сильные разрушения помещения. Однако внимательный учет свойств, реагирующих соединений и своевременно принятые меры защиты (например, в виде предохранительных щитков, путем выделения отдельных помещений и т. п.) значительно снижают опасность таких взрывов для здоровья и жизни работающих в лабораториях. Тем не менее все сотрудники лаборатории должны внимательно следить за тем, чтобы внутри прибора не создавалось повышенное давление, под действием которого он может быть разорван. Взрыв прибора может повлечь за собой более опасные последствия (отравления при работе с вредными веществами, пожар или вторичный более сильный взрыв, если в приборе находились горючие соединения или такие, которые с воздухом образуют взрывчатые смеси).
5.5 Взрывы различных приборов и сосудов
Взрывы от повышенного давления происходят в результате нагревания какого-либо вещества в замкнутой системе выше температуры кипения или проведения в закрытом приборе реакции, сопровождающейся выделением больших количеств газообразных продуктов. Сильное испарение легко летучих веществ может начаться в результате реакции, при которой сильно повышается температура смеси; это же может произойти если закрытый сосуд с легколетучей жидкостью поместить вблизи нагревательных приборов или в месте, где на жидкость будут действовать прямые солнечные лучи. В подобных случаях серьезную опасность представляет применение тонкостенной посуды, которая часто разрывается от повышения температуры на 30 —40°
. Для хранения подобных жидкостей в толстостенных сосудах следует выделять место вдали от батарей отопления или нагревательных приборов и защищенное от действия прямых солнечных лучей.
Для устранения опасностей при работах со взрывчатыми веществами необходимо:
а) хорошо знать физические и химические свойства каждого из продуктов, с которым ведут работу, и его способность к реакциям в применяемых смесях;
б) в оборудовании лаборатории предусмотреть меры предупреждения несчастных случаев и как общие, так и индивидуальные защитные приспособления на случай аварии;
в) правильно распределять работу в лаборатории, пользуясь отдельными небольшими помещениями для каждого из видов работ, производимых в лаборатории, не допуская использования при работе и хранения взрывчатых веществ в количествах выше минимальных, необходимых для выполняемой задачи;
г) своевременно уничтожать отходы и остатки взрывчатых веществ;
е)предусмотреть меры быстрой ликвидации аварии и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях
6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В каждой лаборатории инструкции по технике безопасности должны составляться с учетом особенностей работы данной лаборатории, однако некоторые правила являются общими для большинства лабораторий; эти правила сотрудники лабораторий, в особенности начинающие, должны усвоить в первую очередь. Ниже приведена часть таких правил с пояснениями или практическими примерами, показывающими, особенно недавно работающим в лабораториях, обоснованность того или иного пункта инструкции. В нашем изложении тексты приводимых правил напечатаны жирным шрифтом. Конечно, эти правила не характеризуют полностью работу химических лабораторий, отличающуюся крайним разнообразием. Вместе с тем мы должны предупредить, что приводимый ниже материал частично будет повторением изложенного ранее при описании отдельных видов опасностей лабораторной работы.
Соблюдайте все правила по технике безопасности! Несоблюдение правил увеличивает опасность работ и может быть причиной несчастных случаев.
Нельзя работать без спецодежды, в неисправной или загрязненной спецодежде. Следите за регулярной стиркой полотенец и спецодежды.
Берегите глаза — надевайте защитные очки при всех работах, связанных с возможностью засорения, раздражения или ожога глаз!
При прекращении подачи электрического тока выключите все нагревательные и другие электроприборы. Оставьте включенной только одну электрическую лампу!
При перерыве в подаче воды перекройте все краны. Особенное внимание уделите кранам, из которых вода поступает в приборы по резиновым трубкам.
Не допускайте к работе лиц, не знающих правил работы с применяемым опасным веществом и не умеющих быстро принять меры к ликвидации аварий или оказать помощь пострадавшему!
В помещениях, где ведут работу с опасными веществами (легко воспламеняющимися, ядовитыми и т. п.), должны находиться не менее двух человек: этим резко уменьшается опасность несчастного случая или крупного пожара.
При работе с новыми веществами тщательно выясните все возможные виды опасностей и примите заблаговременно меры к их предотвращению! Используйте защитные очки, щитки и другие защитные приспособления! Первые опыты ведите с минимальным количеством вещества!
При надевании резиновых трубок на стеклянные следует правильно подбирать их диаметры, не пользоваться тонкостенными стеклянными трубками, оплавлять концы трубок, смачивать внутренность резиновых трубок, если это допустимо по условиям работы, и всегда обертывать руки полотенцем, чтобы в случае поломки трубки избежать пореза рук. При вставлении стеклянной трубки в пробку последнюю надо держать за боковую сторону, а не упирать ее в ладонь .
Надевайте предохранительные очки при всех работах, представляющих опасность для глаз (пыль, стружка, осколки, искры, едкие вещества, горячие жидкости, расплавленные металлы и т. п.)! Очки общего пользования дезинфицируйте, иначе возможно заражение глазными или кожными болезнями!
Нагревая жидкость, держите пробирку так, чтобы ее отверстие было направлено в сторону, противоположную от вас и от соседей по работе.
При засорении глаз немедленно обратитесь в медпункт. Не трите глаза, так как можно вызвать серьезное осложнение вследствие загрязнения глаз или дополнительные повреждения глазного яблока при надавливании пальцами на попавшие в глаза частицы с острыми краями.
При попадании в глаз брызг растворов или кусочков растворимых в воде реактивов немедленно промойте глаз большим количеством воды,- а затем обратитесь в медпункт.
Не пожар, а паника самое опасное при вспышке. Быстрее ликвидируйте вспышку! Пользуйтесь сухим песком, кошмой, огнетушителем. Помните, что вода часто не только не тушит загоревшиеся жидкости, а способствует разбрызгиванию их и тем самым вызывает распространение пожара.
При возникновении пожаров самое опасное — паника, при которой люди бегут от случайно воспламенившихся веществ или материалов.
При тушении пожара следует прибегать к различным средствам, учитывая особенные свойства загоревшегося вещества.
Песок, кошма, огнетушители всегда должны быть на видном месте в исправном состоянии.
Мокрый песок может усилить, а не ослабить загорание; он будет разбрасываться испаряющейся влагой и увлекать за собой горючее вещество.
Пенные огнетушители непригодны для тушения горящих спиртов, которые разрушают пену.
При возникновении пожара в лаборатории немедленно приступите к его тушению, тотчас выключите вентиляцию, газ и все нагревательные приборы, удалите от участка загорания все горючие вещества. Срочно сообщите о загорании пожарной команде, учтите возможность усиления пожара.
Основными мерами, предупреждающими распространение пожара, являются следующие:
а) выключение вентиляции, уменьшающее приток воздуха к месту загорания, а также препятствующее перебрасыванию горящего вещества в другие помещения;
б) выключение всех нагревательных приборов, которые могут оказаться причиной распространения пожара, так как при тушении возможно случайное попадание на них горючих веществ;
в) выключение газа во всем помещении;
г) удаление из участка загорания всех горючих веществ, в первую очередь горючих жидкостей и особенно хранимых в стеклянной таре, так как ее легко разбить или она может лопнуть из-за нагревания около места загорания и разлившаяся горючая жидкость послужит причиной усиления пожара.
При загорании электрических проводов немедленно выключите ток. Тушите загоревшиеся провода песком или сухим огнетушителем, известив одновременно дежурного электромонтера.
Применение воды или пенного огнетушителя для тушения загорания проводов недопустимо.
Одежда, на которую попадают капли растворов окислителей, легко вспыхивает от малейшего нагрева. Не допускайте загрязнения спецодежды этими веществами.
При загорании одежды нельзя допускать быстрых движений— это раздувает пламя. Для тушения загоревшейся одежды набросьте на пострадавшего кошму или пальто.
вспышка и ожог могут быть очень сильны. Особенно серьезные ожоги бывают, если неопытный исполнитель, открыв газ, наклонится над отверстием горелки, поднося Зажженную спичку.
При вспышке газа, попавшего в воздух из-за неплотно пригнанных деталей крана или газопровода, немедленно перекройте кран или вентиль на пути подачи газа к месту утечки. Сейчас же потушите газ, накрыв пламя мокрой тряпкой или асбестовым листом.
Не оставляйте в лаборатории открытых концов проводов, не пользуйтесь ими для включения света, приборов или моторов: помните об опасности искрения в лаборатории!
Следите за сухостью электрических проводов! Соблюдайте правила пользования электрическими приборами! Уходя из помещения, не оставляйте включенными электронагревательные приборы!
При поражении электрическим током немедленно отодвиньте пострадавшего от проводов посредством предмета, не проводящего ток, приняв одновременно меры к выключению тока. Пострадавшего вынесите на свежий воздух, делайте ему искусственное дыхание, срочно сообщите в медпункт.
Работая с током высокого напряжения, надевайте резиновую обувь и перчатки, становитесь на резиновый коврик; не надейтесь на свою осторожность. Помните, что электрический ток опасен даже при напряжении 220 — 110 в и еще более низком. Применяйте инструменты с изолированными рукоятками!
Смешивая концентрированные кислоты с водой, лейте кислоту в воду, а не наоборот. Сильно размешивайте жидкость во время приливания кислоты; работайте в предохранительных очках!
Приливание воды к концентрированной кислоте (особенно серной) вызовет разбрызгивание жидкости с возможным сильным ожогом глаз, лица или других частей тела.
Закрывайте голову косынкой или головным убором при дроблении едких щелочей, так как кусочки щелочи, попавшие в волосы, вызывают сильный ожог и разрушают волосы.
При попадании на тело концентрированной кислоты или щелочи немедленно удалите с обожженного места одежду и сильной струей воды смывайте место ожога в течение 10 — 15 минут. При наличии покраснения или других признаков ожога обращайтесь в медпункт; не делайте перевязку сами.
Даже разбавленные минеральные кислоты разрушают ткань из растительных волокон; едкие щелочи разрушают ткани из шерсти и натурального шелка. Смывайте кислоту и щелочь немедленно после попадания их на одежду.
Пользуйтесь вытяжным шкафом для всех работ, при которых возможно выделение или образование даже небольших количеств ядовитых, горючих или взрывоопасных веществ.
Работая под тягой, держите голову вне вытяжного шкафа!
Не пробуйте на вкус и не вдыхайте неизвестное вещество: оно может оказаться ядовитым!
Не применяйте в работе веществ, состав которых вам неизвестен: при реакции могут образоваться опасные продукты (горючие, взрывоопасные или ядовитые).
На каждую банку, склянку и другой сосуд, в который помещаете реактив или другой продукт, немедленно наклеивайте ярлык, написав на нем название хранимого вещества, его квалификацию и другие сведения (например, концентрацию раствора), которые необходимы при использовании.
Не забывайте об опасности смешанных отравлений, усиливающих одно другое. Не употребляйте спиртных напитков, работая с вредными веществами!
При отравлениях необходима срочная помощь пострадавшему. Немедленно сообщайте о происшествии в здравпункт или ближайшую амбулаторию.
Просыпав ядовитое вещество, немедленно полностью подберите его и вымойте стол и пол, куда попал яд.
Если вы работали с ядами, то, уходя из лаборатории, тщательно вымойте руки, вычистите зубы и прополощите рот.
Ядовитые и другие опасные вещества храните в запертом шкафу с одностворчатой дверцей. Ежедневно пломбируйте этот шкаф перед уходом. Ведите точный учет ядовитых веществ; не выдавайте их больше, чем требуется для текущей работы.
Берегитесь прикосновения к движущимся частям машины, забирайте длинные волосы под косынку! При попадании волос в машину они могут быть сорваны с головы вместе с кожей; при попадании волос в движущуюся часть лабораторного прибора неизбежна его поломка.
Движущиеся части машины — причина несчастных случаев, если не выполняются правила техники безопасности. Надо категорически запретить касаться ограждений около движущихся частей машин. Женщины, имеющие длинные волосы, должны помнить, что волосы, оказавшиеся вблизи движущейся части машины, могут быть вырваны.
Помните, что многие газы и пары сильно поглощаются одеждой и затем вновь выделяются из нее; это может вызвать отравление после ухода из загрязненной атмосферы.
Если пришлось работать в сильно загрязненной атмосфере, смените спецодежду, не снимая противогаза после ухода из участка с загрязненным воздухом. Иначе вы будете дышать воздухом, содержащим те вредные вещества, которые будут выделяться из одежды. Все ткани, из которых шьют одежду, поглощают вредные вещества из воздуха, загрязненного такими продуктами, и выделяют их в воздух, не содержащий этих соединений. Большинство ядовитых веществ особенно сильно поглощается загрязненной одеждой.
Будьте осторожны при переноске кислот и других опасных жидкостей в бутылях! Проверяйте исправность тары и бутылей, прежде чем нести бутыль! При наличии в бутыли трещин производите разлив, не вынимая бутыль из корзины!
Для переливания опасных жидкостей пользуйтесь специальными сифонами; надевайте предохранительные очки, резиновые перчатки и передник.
Имейте тележки или носилки для переноски бутылей с кислотами и другими едкими жидкостями!
Категорически запрещайте перенос бутылей на спине! Запрещайте перенос едких жидкостей в открытых сосудах по лестницам!
7. Контрольные вопросы
1. Что необходимо знать перед тем как приступить к выполнению лабораторной работы?
2.Требования к спецодежде и индивидуальным средствам защиты.
3.Требования к личной гигиене.
4.Причины загораний
5.Требования к хранению химических веществ
6.Ваши действия при возникновении пожара
7.Ваши действия при термических ожогах
8.Ваши действия при химических ожогах
9.Ваши действия при химических ожогах глаз
10.Ваши действия при поражении электрическим током
11.Техника безопасности при работе с электрическими приборами
12. Какие меры предосторожности необходимо выполнять при работе со стеклянной посудой?
13.Какие меры предосторожности необходимо выполнять при работе при переносе жидкостей в стеклянных емкостях, при открывании пробок, если в них содержатся едкие вещества?
14.Что может вызывать отравление химическими веществами?
Список использованных источников
Основная литература
М.П. Селиванов «Безопасность работ в химических лабораториях» Государственное издательство медицинской литературы «МедГиз» 1954 г
http://mexalib.com/view/30839
Дополнительная литература
1. Инструкция по охране труда №1: по пожарной безопасности
2. Инструкция по охране труда №2: при эксплуатации электроустановок до 1000 В (для неэлектрического персонала)
3.Инструкция по охране труда №3: по организации первой доврачебной помощи
4. Инструкция по охране труда №4: при использовании ТСО
Интернет-ресурсы
1. http://www.ohranatruda.in.ua/pages/5336/
2. http://docplayer.ru/28014737-1-tehnika-bezopasnosti-osnovnye-pravila-raboty-v-himicheskoy-laboratorii.html
17