Обучение технике чтения и письма
Автор: Цапкова Татьяна Андреевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 134 г. Перми
- Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности,
связанный с восприятием и пониманием информации,
закодированной графическими знаками; один из рецептивных видов деятельности.
Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения:
- правильность,
- беглость,
- сознательность,
- выразительность.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека
Задачи обучения чтению
Научить детей :
- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
- объяснять поступки героев и давать им оценки;
- объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
- читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
- -сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).
Задачи обучения письму
- В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. Согласно программе за это время школьники должны:
а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой; придерживаться строки; соблюдать поля;
б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;
в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;
г) списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
Трудности формирования навыков чтения и письма
- Функциональное развитие ребенка, психофизиологические особенности, нарушения в развитии определенных систем, (речевое развитие, расстройства памяти, низкая работоспособность, повышенная истощаемость и т.д)
- Трудности, вызванные графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения.
Интерференция
- Интерференция – взаимодействие языковых систем, воздействие системы родного языка на изучаемый. Выражается в отклонениях от нормы и системы второго языка под влиянием родного.
- Межъязыковая интерференция возникает в силу существования различий в системах родного и изучаемого языков и имеет место на уровне значения и употребления.
- Внутриязыковая интерференция характерна для уже приобретших достаточный опыт в изучении языка. Она проявляется в том, что ранее сформированные и более прочные навыки взаимодействуют с новыми, это и приводит к ошибкам.
Виды упражнений формирования навыков чтения
- упражнения на обучение точности или безошибочности чтения ( направлены на обучение учащихся правильному узнаванию речевых единиц в разных ситуациях чтения , а также на преодоление интерференции родного языка учащихся).
- упражнения на обучение скорости чтения ( предназначены, чтобы научить учащихся читать с нормальной скоростью и подвести их к скоростному чтению, при котором отсутствует операция внутреннего проговаривания читаемого).
- упражнения на расширение поля чтения ( направлены на развитие механизма антиципации и логического понимания ).
Игровые приемы и упражнения
Персонификация
Метод позволяет каждое звукобуквенное соответствие предъявлять как единое целое – наглядный, эмоционально насыщенный и привлекательный образ, понятный 7-8 летнему ребенку. Например, буква Rr предстает в виде кролика (rabbit)
TPR Учащимся необходимо изобразить букву, используя тело
- Нужны небольшие камни с гладкой поверхностью типа гальки. На них рисуются буквы. Дети составляют из камней слова. Также можно использовать внутреннюю сторону бутылочных пробок.
- Вырезать буквы из наждачной или бархатной бумаги или фольги. На ощупь с закрытыми глазами ученики должны определить, что это за буква
- У одного из детей закрыты глаза, второй пишет на его ладони или спине какую-либо букву и тот должен ее угадать.
- Взять чистый лист бумаги, на нем клеем прорисовать какую-либо букву. Затем посыпать бумагу блестками, измельченной фольгой/цветной бумагой или песком. Стряхнуть
Прописывание букв на песке
Лепка букв из пластилина
Игра «На приеме у врача»
Дети закрывают один глаз. Учитель пишет на доске букву. И они хором ее называют
Игры с веревкой
1) В центре – веревка. На левой стороне – гласные, на правой – согласные. Дети стоят на одной из сторон. Ученики произносят буквы и игроки перепрыгивают через веревку на другую сторону или остаются на месте.
2) Учитель весит веревку. Раздает ученикам по одной букве. Учитель называет буквы в разброс. Ученики выходят и подвешивают буквы. После этого они должны развесить их по алфавиту, т.е. упорядочить.
Игра «Классики» (только вместо цифр буквы)
Создание рисунков «Буквы спрятались»
Рисунок словами и предложениями без пробелов
Диктанты
Слова развешаны в разных частях класса. Дети подходят к ним. Читают. Запоминают. Идут на свое место и записывают. Затем выстраивают их так , чтобы получилось предложение
Один диктует слово по буквам, а другой его записывает
- Баночный/коробочный диктант
Достает из банки листок со словом. Прочитывает и кладет обратно в банку. И пытается записать. Если забыл – берет этот листок снова.
Рисовать буквы пальцем в воздухе. Другие записывают
Примеры упражнений
- 1. Odd one out (Убери лишнее слово):
a) Pet, red, pen, Pete, hen.
b) And, take, Ann, bad, fat.
- 2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):
Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.
- 3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV.
(Выбери и запиши тип чтения гласных букв):
- sk a te -
- sk i p -
- p ar k -
- h er -
- p e n -
- fl y -
- c or n -
- h are -
Flashing Card
- В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.
Memory = "Pairs"
- Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".
Whispers
- Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.
Pass the ball
- Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.
Find the letter
- Выложить на столе английские буквы, а также некоторые буквы из русского алфавита. Один из учеников выходит к столу, учитель называет букву, которую он должен найти. Ученик находит букву, поднимает ее, показывает своим одноклассникам и называет ее, после чего кладет ее на место.
The best
- Разбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами
Командная игра ABC Task
- На доске весят 2 плаката. На каждом нарисован домик с 26 окнами. Каждое окно – ячейка для буквы алфавита, но не все ячейки заполнены - есть пустые клетки для пропущенных букв.
Ученики выходят по одному к доске и выстраивают алфавит. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.
Sending a telegram
Ход игры: Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова. Example: a –u –t –u –m –n i-s y-e-l-l-o-w.
Resources
- ABC Fast Phonics http://www.abcfastphonics.com/
- Progressive Phonics http://www.progressivephonics.com/
- Starfall http://www.starfall.com/
- Foniks http://www.foniks.org/
- The Phonics Page http://www.thephonicspage.org/Phonics
- Free Reading http://www.freereading.net/
- ABC the Key http://www.abcthekey.com/
- Files https ://drive.google.com/drive/folders/1wTPfoiyrV3c3_KfdEAF4dpgwfCHFB4kR?usp=sharing