Мастер - класс Техника «Оверлеппинг» в декоративной композиции Педагог дополнительного образования кружка рисования «Акварелька» Акименко Татьяна Александровна
Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом. Особенности нашего зрительного восприятия заставляют художника целенаправленно организовать картину, то есть умело располагать на картинной плоскости все элементы изображения, выделять главное, подчинять ему второстепенное, показывая взаимосвязь между ними. Такую строго организованную совокупность всех элементов, выражающую идейную суть произведения искусства, называют композицией. Слово "композиция" в переводе с латинского буквально означает составление, построение, структуру художественного произведения, обусловленную его содержанием, характером, назначением. Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Всё просто – предметы накладываются друг на друга, меняют цвет (тон), видны все предметы и на переднем, и на заднем планах, они не закрывают друг друга. Оверлеппинг является одним из многих способов развития воображения в декоративной композиции. Основными чертами возникающими в процессе работы над декоративной композицией, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, геометричность, красочность. Творческое воображение в стилизации декоративной композиции позволяет обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Создавая декоративную композицию, важно помнить, что она должна быть визуально в равновесии.
Оверлеппинг используют в сочетании с членением изобразительной плоскости на части. Рассмотрим два случая оверлеппинга: Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт .
2. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и тоже пространство принадлежит сразу двум объектам (или нескольким, если взять группу предметов). Возникающая во втором случае неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и дальнего, что сохраняется в первом случае. Все предметы являются одновременно и целыми, и сокращенными, находятся и на переднем и на дальнем плане. Таким образом, изображение каждого предмета претендует на завершенность, однако их целостность нарушается вторжением. При этом непонятно, какой именно объект вторгается. В первом случае вторжение способствует сплоченности и непрерывности, во втором вторжение разрушает эти качества. В дальнейшем мы будем пользоваться вторым случаем оверлеппинга для уменьшения действия перспективных планов. Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых контрастов в местах наложения одного объекта на другой.
Оверлеппинг можно использовать в сочетании с тональными или цветовыми контрастами.
Мастер класс начнём с линейного изображения натюрморта. При построении своей композиции не обязательно соблюдать симметрию. Вы можете найти свою форму того или иного предмета, изображая причудливые линии изгибов. Затем применим членение плоскости на части. Членение плоскости может быть прямолинейным и изогнутым. Ваша работа может быть выполнена в чёрно- белом варианте или же с применением тональных или цветовых контрастов. Чтобы не запутаться в цвете, можно пометить части вашей работы буквами или цифрами.
Я выполню свой натюрморт в двух вариантах: 1. С членением плоскости прямыми линиями, в зелёной тональности. 2. С членением плоскости изогнутыми линиями, в чёрно- белом варианте.
Предлагаю выполнить декоративный натюрморт в технике «оверлеппинг». Сделайте небольшие предварительные наброски отдельных предметов и всего натюрморта в стилизованной форме. При работе над набросками ставятся следующие задачи: преобразить реальность, постараться увидеть предметы с разных точек зрения, стилизовать их, с одной стороны упрощая форму предметов, но при этом выделяя наиболее значимые и декоративные их черты. После того, как определился стиль пластики, делают композиционные варианты постановки в целом, стараясь выделить композиционный центр натюрморта. Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке может быть, например вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане.
В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов: можно утрировать природную форму, доведя её до предельной остроты, можно совсем убрать несущественные детали и предметы. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот. Можно передвигать предметы, увеличивать или уменьшать количество, вводить дополнительные объекты, драпировки для заполнения пространства, но главное – сохранить суть постановки. Допускаются различные условности: предметы можно располагать на условной плоскости, преломлять их форму, изгибать и наклонять в стороны, подвешивать в пространстве. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней. Перспектива в натюрморте также может быть изображена достаточно условно. Цветовое решение может быть максимально вариативным в зависимости от поставленной задачи.
Работы, выполненные обучающимися в кружке рисования «Акварелька» Декоративный натюрморт в технике «оверлеппинг».