СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники читательской грамотности (презентация опыта работы).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание оптимальных  условий в  личностном развитии ученика путем формирования читательских компетенций через стратегии смыслового чтения в процессе обучения русскому языку и литературе.

Просмотр содержимого документа
«Техники читательской грамотности (презентация опыта работы).»

 Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,  а тот, кто не научился при этом учиться Элвин Тоффлер .

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться

Элвин Тоффлер .

 Педагогический опыт  Техники формирования ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  в процессе обучения РУССКОму ЯЗЫКу И ЛИТЕРАТУре  Презентация опыта работы  Ларисы Васильевны Рипп,  учителя русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №2 им. А. И. Исаевой»

Педагогический опыт

Техники формирования ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

в процессе обучения

РУССКОму ЯЗЫКу И ЛИТЕРАТУре

Презентация опыта работы Ларисы Васильевны Рипп, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 им. А. И. Исаевой»

 ЦЕЛЬ:  создание оптимальных условий в личностном развитии ученика путем формирования читательских компетенций через стратегии смыслового чтения в процессе обучения русскому языку и литературе

ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий в личностном развитии ученика путем формирования читательских компетенций через стратегии смыслового чтения в процессе обучения русскому языку и литературе

1.Изучить эффективные техники, приемы и методы смыслового чтения, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся. 2. Апробировать техники, приемы и методы на уроках русского языка и литературы и на занятиях внеурочной деятельности. 3. Развивать умения учащихся ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями при её переработке. 4. Применять задания по формированию читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла. 5. Оценить уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.  ЗАДАЧИ:

1.Изучить эффективные техники, приемы и методы смыслового чтения, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся.

2. Апробировать техники, приемы и методы на уроках русского языка и литературы и на занятиях внеурочной деятельности.

3. Развивать умения учащихся ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями при её переработке.

4. Применять задания по формированию читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла.

5. Оценить уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

ЗАДАЧИ:

 Объект исследования: процесс формирования читательских компетенций через работу с текстом как одно из условий повышения эффективности обучения русскому языку и литературе.   Предмет исследования : комплекс техник, форм и методов для систематизации заданий при работе с текстом, способствующих формированию читательских компетенций через стратегии смыслового чтения в процессе обучении русскому языку и литературе.

Объект исследования: процесс формирования читательских компетенций через работу с текстом как одно из условий повышения эффективности обучения русскому языку и литературе.

Предмет исследования : комплекс техник, форм и методов для систематизации заданий при работе с текстом, способствующих формированию читательских компетенций через стратегии смыслового чтения в процессе обучении русскому языку и литературе.

педагогический опыт по внедрению эффективных техник, приемов и методов по формированию читательской грамотности обучающихся . ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Изучен: Определены:  современные техники, приёмы и методы развития смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и занятиях внеурочной деятельности. Разработаны и проведены: задания по русскому языку и литературе для приёмов смыслового чтения, технологии РКЧП, буккроссинга, система использования техник и приемов, способствующих развитию читательской грамотности обучающихся на  уроках русского языка и литературы; диагностика сформированности читательской грамотности обучающихся

педагогический опыт по внедрению эффективных техник, приемов и методов по формированию читательской грамотности обучающихся .

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Изучен:

Определены:

современные техники, приёмы и методы развития смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и занятиях внеурочной деятельности.

Разработаны и проведены:

задания по русскому языку и литературе для приёмов смыслового чтения, технологии РКЧП, буккроссинга, система использования техник и приемов, способствующих развитию читательской грамотности обучающихся на

уроках русского языка и литературы; диагностика сформированности читательской грамотности обучающихся

 В ФГОС основной задачей образования является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию в контексте инновационных процессов реализации Национального проекта «Образование» АКТУАЛЬНОСТЬ ФГОС:  Стандарты нового поколения: образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации, когда практико-ориентированное обучение учащихся и его результаты применяются за пределами системы образования: в жизни, в процессе социальных отношений, в проф.среде.  Методика: методика преподавания русского языка на всех ступенях образования направлена на развитие творческих способностей учащихся, как одна из основных, поставленных перед учителем задач в рамках реализации федерального проекта «Современная школа». г

В ФГОС основной задачей образования является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию в контексте инновационных процессов реализации Национального проекта «Образование»

АКТУАЛЬНОСТЬ

ФГОС:

Стандарты нового поколения:

образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации, когда практико-ориентированное обучение учащихся и его результаты применяются за пределами системы образования: в жизни, в процессе социальных отношений, в проф.среде.

Методика:

методика преподавания русского языка на всех ступенях образования направлена на развитие творческих способностей учащихся, как одна из основных, поставленных перед учителем задач в рамках реализации федерального проекта «Современная школа».

г

 Новизна опыта - это овладение стратегиями смыслового чтения в работе с текстом посредством применения различных техник, приемов, методов с целью формирования читательской грамотности.

Новизна опыта - это овладение стратегиями смыслового чтения в работе с текстом посредством применения различных техник, приемов, методов с целью формирования читательской грамотности.

  Стратегии смыслового чтения   Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Выпускник учится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:   определять главную тему, цель или назначение текста; формулировать тезис, выражающий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста  по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;   объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;   сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:  обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.

Стратегии смыслового чтения

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Выпускник учится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  •   определять главную тему, цель или назначение текста;
  • формулировать тезис, выражающий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста

по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  •   объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  •   сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:
  • обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.

Практическая значимость педагогического опыта:  создание серии уроков литературы по произведениям классиков; проведение диагностических работ по выявлению основных умений критически мыслить как результат формирования читательской грамотности;  активное участие школьников во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе;  повышение качества обученности учащихся не менее, чем на 10-15% как результат учебных достижений обучающихся; - успешная сдача ГИА выпускниками 9-11-х классов

Практическая значимость педагогического опыта:

  • создание серии уроков литературы по произведениям классиков;
  • проведение диагностических работ по выявлению основных умений критически мыслить как результат формирования читательской грамотности;
  • активное участие школьников во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе;
  • повышение качества обученности учащихся не менее, чем на 10-15% как результат учебных достижений обучающихся;

- успешная сдача ГИА выпускниками 9-11-х классов

Использование современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы 2 1 3  Технология смыслового чтения, технология проблемного обучения, интегрированного и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий, исследовательская деятельность учащихся Технология смыслового чтения «Буккроссинг» на занятиях внеурочной деятельности, системная работа  в рамках технологии «стихокартина»  с использованием данных техник, приемов и методов работы с текстом. Технология РКМЧП, технология продуктивного чтения, техники приёмов и методов,  стратегий работы с текстом, технология проблемного обучения, интегрированного и разноуровневого обучения, системная работа на уроках в рамках технологии «стихокартина»

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

2

1

3

Технология смыслового чтения, технология проблемного обучения, интегрированного и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий, исследовательская деятельность учащихся

Технология смыслового чтения «Буккроссинг» на занятиях внеурочной деятельности, системная работа в рамках технологии «стихокартина»

с использованием данных техник, приемов и методов работы с текстом.

Технология РКМЧП, технология продуктивного чтения, техники приёмов и методов,

стратегий работы с текстом, технология проблемного обучения, интегрированного и разноуровневого обучения, системная работа на уроках в рамках технологии «стихокартина»

Работа с текстом – это исследование.    В процессе работы с текстом учащиеся не только работают над комплексным анализом текста, над словом, но и создают собственный продукт, формируя читательскую грамотность  *** Читательская грамотност ь – это первая ступень в функциональной грамотности, способность человека понимать письменные тексты и использовать их в устной и письменной речи, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать определенных целей в расширении знаний и возможностей при участии в социальной жизни .  ***Смысловое чтение  – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Это метапредметный навык, составляющие его части в структуре всех УУД.

Работа с текстом – это исследование.

В процессе работы с текстом учащиеся не только работают над комплексным анализом текста, над словом, но и создают собственный продукт, формируя читательскую грамотность

*** Читательская грамотност ь – это первая ступень в функциональной грамотности, способность человека понимать письменные тексты и использовать их в устной и письменной речи, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать определенных целей в расширении знаний и возможностей при участии

в социальной жизни .

***Смысловое чтение  – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Это метапредметный навык, составляющие его части в структуре всех УУД.

   Формы и методы организации работы с текстом:    • комплексная работа с текстом;   • лингвостилистический анализ текста;   • сочинение-рассуждение;   • редактирование текста;   • различные виды диктантов;   • интеллектуально-лингвистические упражнения Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Формы и методы организации работы с текстом: 

• комплексная работа с текстом;  • лингвостилистический анализ текста;  • сочинение-рассуждение;  • редактирование текста;  • различные виды диктантов;  • интеллектуально-лингвистические упражнения

Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

  Этапы урока в стратегии смыслового чтения:   Целеполагание Планирование Исследование вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; вырабатывают план действий решение промежуточных задач, дискуссия, учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения, создают итоговую творческую работу ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; ЗАГО  Мозговой штурм Глоссарий  Тайм-аут Синквейн Маркировка Чтение про себя

Этапы урока в стратегии смыслового чтения:

Целеполагание

Планирование

Исследование

вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; вырабатывают план действий

решение промежуточных задач, дискуссия, учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения, создают итоговую творческую работу

ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

ЗАГО

Мозговой штурм

Глоссарий

Тайм-аут

Синквейн

Маркировка

Чтение про себя

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Алгоритмы реализации на 2 -3 этапе. «Рабочий лист» «Типичные ошибки в употреблении деепричастного оборота»      Причина ошибки 1. Действие-сказуемое и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам 2. Ошибка В безличном предложении нет инфинитива Подъезжая к городу, Исправление ошибки Подъезжая к городу ,… начался сильный ветер. Приехав в Москву , ему стало грустно. Приехав в Москву , он… 3. В пассивной конструкции 4. Уходя домой, оборудование проверяется рабочими. В безличном предложении с косвенным указанием на субъект действия Уходя домой, … Слушая музыку, мне трудно было не плакать. Слушая музыку ,…

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Алгоритмы реализации на 2 -3 этапе.

«Рабочий лист» «Типичные ошибки в употреблении деепричастного оборота»

Причина ошибки

1.

Действие-сказуемое и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам

2.

Ошибка

В безличном предложении нет инфинитива

Подъезжая к городу,

Исправление ошибки

Подъезжая к городу ,…

начался сильный ветер.

Приехав в Москву , ему стало грустно.

Приехав в Москву , он…

3.

В пассивной конструкции

4.

Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.

В безличном предложении с косвенным указанием на субъект действия

Уходя домой, …

Слушая музыку, мне трудно было не плакать.

Слушая музыку ,…

  Критерии оценки, самооценки и взаимооценки формирующего оценивания  (по М.А. Пинской) в вопросах повышения читательской грамотности        «Эффективный опросник».            «Рефлексивный лист» Сегодня я узнал (а), что   Открытием для меня сегодня стало   Что мне захотелось сделать, почему_   Работа в группе была успешной (неуспешной), потому что   Эта работа позволила мне по-другому увидеть   Эта работа помогла мне понять   Сегодня я узнал (а), что   Открытием для меня сегодня стало   Что мне захотелось сделать, почему_   Работа в группе была успешной (неуспешной), потому что   Эта работа позволила мне по-другому увидеть   Эта работа помогла мне понять         Достижения Русский  язык 0 Я  умею  планировать  свое  время и ставить цели I Я  умею  искать  информацию  в  различных источниках II Я  умею  находить  главную  мысль  в  тексте Литература III Я  умею  задавать  вопросы  и  отвечать  на них, делать выводы 0 Я умею  работать в  группе I II III  «Буккроссинг» 0 I

Критерии оценки, самооценки и взаимооценки формирующего оценивания (по М.А. Пинской) в вопросах повышения читательской грамотности  

«Эффективный опросник».

«Рефлексивный лист»

  • Сегодня я узнал (а), что Открытием для меня сегодня стало Что мне захотелось сделать, почему_ Работа в группе была успешной (неуспешной), потому что Эта работа позволила мне по-другому увидеть Эта работа помогла мне понять
  • Сегодня я узнал (а), что
  • Открытием для меня сегодня стало
  • Что мне захотелось сделать, почему_
  • Работа в группе была успешной (неуспешной), потому что
  • Эта работа позволила мне по-другому увидеть
  • Эта работа помогла мне понять

Достижения

Русский язык

0

Я умею планировать свое время и ставить цели

I

Я умею искать информацию в различных источниках

II

Я умею находить главную мысль в тексте

Литература

III

Я умею задавать вопросы и отвечать на

них, делать выводы

0

Я умею работать в группе

I

II

III

«Буккроссинг»

0

I

 Матрица работы с текстом (эссе).      Оценивание умения работать в предметной области «Литература»       № Показатели 1.Формулировка темы сочинения 2. Содержание сочинения 1.Уместность, самостоятельность, оригинальность сочинения  Оценка в баллах. 2.1.Полнота раскрытия темы сочинения 2.2. Корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов 3. Жанровое и языковое своеобразие сочинения 3.1. Цельность композиции сочинения 3.2. Логичность и соразмерность композиции сочинения 3.3. Богатство лексики 3.4.Стилевое единство текста 4.Грамотность сочинения. 4.1.Соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка 0б-не справился 1б-частично справился с заданием 2б-полность справился с заданием

Матрица работы с текстом (эссе).

Оценивание умения работать в предметной области «Литература»

Показатели

1.Формулировка темы сочинения

2. Содержание сочинения

1.Уместность, самостоятельность, оригинальность сочинения

Оценка в баллах.

2.1.Полнота раскрытия темы сочинения

2.2. Корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов

3. Жанровое и языковое своеобразие сочинения

3.1. Цельность композиции сочинения

3.2. Логичность и соразмерность композиции сочинения

3.3. Богатство лексики

3.4.Стилевое единство текста

4.Грамотность сочинения.

4.1.Соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка

0б-не справился

1б-частично справился с заданием

2б-полность справился с заданием

Системная работа на уроках русского языка, литературы   в рамках технологии  «Стихокартина»

Системная работа на уроках русского языка, литературы   в рамках технологии «Стихокартина»

 Системная работа на занятиях внеурочной деятельности по Буккроссингу и  уроках  межпредметного интегративного Погружения

Системная работа на занятиях внеурочной деятельности по Буккроссингу и уроках межпредметного интегративного Погружения

Системная работа на занятиях внеурочной деятельности и уроках    межпредметного интегративного Погружения

Системная работа на занятиях внеурочной деятельности и уроках межпредметного интегративного Погружения

Творческий вечер, посвященный юбилею И.С. Тургенева

Творческий вечер, посвященный юбилею И.С. Тургенева

    Результаты сдачи учащимися ЕГЭ по русскому языку и качество итогового мониторинга по предметам гуманитарного направления

Результаты сдачи учащимися ЕГЭ по русскому языку и качество итогового мониторинга по предметам гуманитарного направления

  ВЫПУСКНИКИ 2021, 2023гг.   Настека Виктория Заголовок Уланова Дарья СурГУ.Институт Гуманитарного образования.Режиссура театральных представлений и праздников. Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства, графический дизайн ВУЗы Луконина Валерия Тупикин Ярослав Филологический факультет Сургутского университета СурГУ Уральский Федеральный  Университет им.Б.Н. Ельцин а

ВЫПУСКНИКИ 2021, 2023гг.

Настека Виктория

Заголовок

Уланова Дарья

СурГУ.Институт Гуманитарного образования.Режиссура театральных представлений и праздников.

Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства, графический дизайн

ВУЗы

Луконина Валерия

Тупикин Ярослав

Филологический факультет Сургутского университета СурГУ

Уральский Федеральный

Университет им.Б.Н. Ельцин а

Участие школьников в конкурсных испытаниях по предметам гуманитарного направления

Участие школьников в конкурсных испытаниях по предметам гуманитарного направления

   Результативность    Разработаны и проведены уроки русского языка и литературы с применением элементов технологии продуктивного чтения, критического мышления, смыслового чтения, стихокартины. Повысилось качество обученности учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык на 12%; литература – на 15%) Повысился уровень сформированности универсальных учебных действий (средний уровень на 7%; высокий уровень на 5%) Разработана система использования техник и приемов, способствующих развитию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Апробированы эффективные формы поддержки и развития способностей учащихся, продемонстрирована эффективная и качественная подготовка к олимпиадам, воспитательным мероприятиям и межпредметному интегративному Погружению .

Результативность

  • Разработаны и проведены уроки русского языка и литературы с применением элементов технологии продуктивного чтения, критического мышления, смыслового чтения, стихокартины.
  • Повысилось качество обученности учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык на 12%; литература – на 15%)
  • Повысился уровень сформированности универсальных учебных действий (средний уровень на 7%; высокий уровень на 5%)
  • Разработана система использования техник и приемов, способствующих развитию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
  • Апробированы эффективные формы поддержки и развития способностей учащихся, продемонстрирована эффективная и качественная подготовка к олимпиадам, воспитательным мероприятиям и межпредметному интегративному Погружению .

  В душе каждого ребенка есть невидимые струны.  Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат  В.А. Сухомлинский.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат В.А. Сухомлинский.