Техники для проведения классных часов, консультаций с учениками и родителями, родительских собраний
Чтобы наглядно объяснить принципы работы тех или иных коммуникативных принципов, я прибегаю к следующим приёмам:
Упражнение «Ко мне не относится»
Можно применять в консультативной деятельности или проиграть на мероприятиях. Цель приёма: показать, что значение имеет не столько ситуация или чьё-то высказывание в наш адрес, сколько наше отношение к высказыванию или ситуации.
Допустим, кто-то высказал негативное предположение в адрес человека. Или психолог проводит классный час (я проводила кл.час на тему «Моё отношение к жизненным ситуациям»). И пытается объяснить ученикам (родителям), что человек сам создаёт себе настроение, и высказывания других людей – это всего лишь мнение, которое не обязательно примерять на себя. Участнику в руки даётся любой предмет. Затем психолог даёт команду: «Дай мне это». Участник упражнения пытается передать предмет психологу, но не получает никакой реакции. И передать предмет не получается, он падает. Психолог резюмирует:
«Точно также происходит с чужим мнением о нас. До тех пор, пока я не взял(а) этот предмет, где он находится?» Ответ: у того, кто его передаёт. Психолог: «Так же происходит и с вами. До тех пор, пока вы не берёте во внимание негативные слова о себе других людей, они остаются с ними. Это их опыт, их отношение, не более того. Как только вы взяли предмет, вы берёте это мнение на себя. И оно начинает принадлежать вам. Если кто-то оскорбляет вас или задевает за живое своими словами, это не значит, что так и есть. Чужие слова относятся к чужому мнению. Ваше мнение о себе должны знать вы сами».
Упражнение «Конструктивное общение»
Можно проводить также во время классного часа, родительского собрания, педсовета или в индивидуальном консультировании. Цель: научить способам конструктивного общения.
Психолог вызывает одного участника. Объясняет инструкцию: нужно сыграть роль опоздавшего ученика. Психолог играет при этом роль учителя. Задача ученика: трижды зайти в кабинет, получить обратную связь от «учителя» и отметить внутренние ощущения, затем обсудить их.
Ситуация проигрывается трижды:
«Ученик» заходит в класс, «учитель» поворачивается к нему, обращая на него внимание всего класса и начинает говорить: - Ты вообще-то опоздал, ты в курсе?! Никакого уважения ко мне и моему предмету! Что это за безобразие (и всё в таком духе). Затем психолог напоминает, что нужно отметить и запомнить внутренние ощущения, затем снова выйти за дверь и зайти во второй раз
На этот раз «учитель» приветствует ученика, называя его по имени и спокойным тоном сообщает: «Мне неприятно, когда на мои занятия опаздывает. Надеюсь, этому послужила веская причина. Проходи, пожалуйста». «Ученик» снова отмечает про себя свои ощущения.
В третий раз «учитель» только кивает в сторону «опоздавшего ученика» и как ни в чём не бывало продолжает урок.
Затем идёт обсуждение ощущений ученика. Как правило, в первом случае участники отмечают, что испытывали чувство вины и злость учителя. Именно злость как качество характера, а не как состояние на данный момент. Психолог в данном случае поясняет, что первый случай – это пример «Ты-сообщения», когда человеку транслируют чувство вины. Как правило, используя «Ты-сообщения», люди хотят показать, что им неприятно поведение оппонента, но получается прямое обвинение. Человек, против которого используется «Ты-сообщение» чувствует нападение в свой адрес. В данном случае естественной реакцией становится желание защититься. Поэтому человек, получивший в свой адрес «Ты-сообщение» также видит в собеседнике противника, человека, наделённого негативными чертами характера. Нападающего человека. Конструктивного диалога в данном случае не получается.
Во втором случае, услышав сообщение о чувствах собеседника («Мне неприятно, когда опаздывают»), человек слышит «Я-сообщение». При обсуждении участники говорят о том, что им становится неудобно за свой поступок. Именно поступок, а не личность. «Я-сообщениями» собеседник показывает свои чувства в связи с поступком, не обвиняя другого. Это один из навыков успешного общения.
В третьем случае участники упражнения реагируют по-разному. Кто-то считает, что это очень удобно, а кто-то признаётся, что ему не хватило внимания «учителя». Цель данной «безразличной» реакции – показать, что «учитель» принимает ошибки окружающих людей. Каждый может опоздать, не стоит относить это обстоятельство к неуважению к предмету или преподавателю. У опоздания бывают веские причины. Иногда не заметить чужую ошибку – признак проявления уважения и понимания.
А какими способами можете поделиться вы?