2 | Актуализация знаний и умений учащихся . Слайд №2.
1.Как называются величины, которые имеют не только числовые значения, но и направление в пространстве?
2.Длина вектора.
3.Равные векторы.
4. Какой вектор называется нулевым?
5. Дайте определение коллинеарных векторов.
6. Назовите векторные величины: масса, температура, длина, площадь, сила, скорость, длина.
2) Слайд №3. ABCD – параллелограмм. B C A D По данному рисунку назовите : Векторы, изображенные на рисунке. Противоположно направленные векторы . Равные векторы. Векторы одинаковой длины. Сонаправленные векторы. Коллинеарные векторы. | Учащиеся устно отвечают на вопросы, решают задачи. -Вектор - направленный отрезок.
- Длина вектора - это длина отрезка его задающего. - Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны. - Нулевой вектор-это вектор, у которого начало и конец совпадают. - Векторы называются коллинеарными, если лежат на одной прямой или на параллельных прямых. - Сила, скорость. По рисунку отвечают на вопросы. |
3 | Учебно-познавательная деятельность . Слайд №4 Ввести понятие суммы двух векторов (правило треугольника). b В b С а a a+ b А → Вектор АС называется суммой векторов а и b. Даны два вектора и . Отметим произвольную точку A и отложим от этой точки вектор , равный вектору . Затем от точки B отложим вектор , равный вектору . Вектор называется суммой векторов и . Это правило называется «правило треугольника». Слайд № 5 Сумма вектора а и нулевого вектора Слайд № 6 Применить правило треугольника для нахождения суммы коллинеарных векторов. → → А) Векторы а и b сонаправлены. а b A a B b C m A a + b С → → Слайд № 7 Б) Векторы а и b противоположно направлены. а b A a B m С b a + b = АС Слайд № 8 Сложение векторов по правилу параллелограмма. b B C a A D Рассмотрим те же два вектора и . От произвольной точки А отложим вектор , равный вектору и затем вектор , равный вектору . Построим параллелограмм АВСD, проведем в нем диагональ AC тогда вектор равен сумме векторов и . Этот прием построения суммы векторов называется «правилом параллелограмма». Слайд № 9. Нахождение суммы векторов по правилу треугольника и параллелограмма. Есть ли разница в том, каким правилом вы пользуетесь при нахождении суммы векторов? А) Правило треугольника. Б) Правило параллелограмма b b В С В С a a a a+ b a+b А А b D Слайд № 10 Законы сложения векторов: А) переместительный закон a + b = b + a. Б) Сочетательный закон: (a + b) + c = a+ (b + c). | Научить строить сумму векторов, используя правило треугольника и правило параллелограмма.. Учащиеся выполняют аналогичные построения в тетради, составляют опорный конспект. Если А, В, С произвольные точки, то → → → АВ +ВС = АС (правило треугольника). Записать в тетради → → → а + 0 = а Учащиеся выполняют аналогичные построения в тетради. Учащиеся выполняют аналогичные построения и записи в тетради. Учащиеся выполняют аналогичные построения и записи в тетради. → → → АВ +ВС = АС Применение – физика (сложение двух сил). → → → Вектор АС - сумма векторов а и b. Результаты получаются одинаковые, независимо от того каким правилом воспользоваться. Проговаривают законы сложения векторов и записывают в тетрадь. |
4 | Закрепление изученного материала Cлайд № 11- 14. Найдите сумму векторов (устно). В С В С В С C В C А D А D А D Слайд № 15 Задача № 115 в печатной рабочей тетради: Используя правило треугольника, найди сумму векторов:
а) ; б) ; в) ; г) . Задача № 759(а), решить без помощи чертежа. | Слайд № 16 Задача № 762. а) В б) В D а а а O А а С А а С | Отвечают устно, объясняют, какое правило применяли. → → → АВ, АС, АС
Решение проверяется в презентации Слайд № 15): а) б) в) AD + 0 = AD + DD= AD г) Задача № 759(а). → → → → Доказать, что МN + NQ = MP + PQ Доказательство: → → → → → → MN + NQ =MQ , MP + PQ = MQ , → → MQ = MQ - равенство верно. Задача № 762. Решение . → → → а) | АВ + ВС| = |АС| = а, → → → → б) |АВ + АС | = |AD| = |2AO| = 2√a² - a²̸ 4 = =a √3 |
| - Какие правила для построения суммы векторов изучили на уроке? - В чем их отличие? - Оцените свою работу на уроке. - Выставление оценок за работу. Домашнее задание (учитель комментирует задание). | Слайд № 17 , 18 Учащиеся записывают домашнее задание: П. 79, 80, № 753, 759 (б), 763 (б, в). |