СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологичекая карта урока "Употребление предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта составлена на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Технологичекая карта урока "Употребление предлогов"»

Технологическая карта урока

Тема Употребление предлогов в речи

Класс 7

Цели:

создать условия для отработки навыков употребления синонимических предлогов в-на. из-с, построения конструкций с многозначным предлогом по, словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки;

наблюдения за стилистическими различиями в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; содействовать развитию грамматически правильной речи;

способствовать воспитанию культуры речи, развитию интереса к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: базовый уровень-знают о многозначных и однозначных предлогах, в том числе о значении предлога по и значениях построения словосочетаний с данным предлогом.

О нормах управления с предлогами благодаря, согласно, вопреки; владеют приемами, помогающими правильно употреблять синонимичные предлоги в-на, из-с; понимают стилистические различия в употреблении предлогов.

Продвинутый уровень-умеют редактировать предложения и словосочетания с предлогами.

Личностные: понимают границы собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к предмету.

Метапредметные:

познавательные –общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; учатся структуировать знания; логические: совершенствуют мыслительные операции; анализируют речевые высказывания на лингвистическую тему на основании выработанных критериев;

регулятивные-формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

коммуникативные-умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушать друг друга.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, организация столов для групповой работы, карточки с заданиями, оценочные листы.



Этапы урока

Формы, методы , методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I Актуализация знаний

Форма фронтальная, метод беседа

Вопросы:

Что такое предлог?

Для чего он служит? Что мы знаем о предлоге?

Отвечают на вопросы, проверяя свой уровень знаний по уже изученной теме

Строят речевое высказывание

Знание определения предлога, его особенностей как служебной части речи

II Мотивационная и целевая установка на урок

Форма индивидуальная , метод практический


Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1.Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2.«Мойдодыр», написанный Чуковским и опубликованный в 20-е годы XX века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

Задание учащиеся выполняют на рабочих листах. Затем выполняют самопроверку по ключам, исправляют ошибки ручкой с красной пастой. После пытаются сформулировать правила употребления предлога, сверив свои предположения со справочным материалом.

Анализируя задание, строят речевое высказывание

индивидуальная: ученики выполняют задание по карточке

Форма фронтальная, метод беседа

Какие вопросы по написанию предлогами, проверяются в данном задании?







На основе выводов, которые вы сделали, сформулируйте тему урока и цель. (если учащиеся не смогут определить тему, учитель проговаривает сам)



Как достичь эту цель?

Предлагаю выполнить упражнение и осуществить самопроверку и после проделанной работы сверить свои предположения по справочным материалами

Учащиеся осознают, что при употреблении предлогов возникает ряд сомнений (нужно учесть значение предлога, форму существительного, с которым он употребляется)


Тема «Употребление предлогов в речи»

Цель –научиться правильно употреблять предлоги в речи








Внимательно слушают, какие задания и упражнения помогут решить поставленные задачи

Строят речевое высказывание, комментируя трудности при выполнении работы.




Формулируют, осознают, принимают учебные задачи урока













Понимают, что предлог требует определенного падежа от зависимого слова в словосочетании





Каждый пытается сформулировать тему и цель урока

III Формирование новых знаний

Форма групповая, метод практический

Учитель формулирует задания для групповой работы в технике «мозаика» на 1 этапе освоения темы: по плану выполняют задания в группе на рабочем листе. Затем составляют в тетрадях опорную схему по теме

Выделяют трудности в употреблении предлогов (один из аспектов темы), предлагают свои варианты построения словосочетания с предлогами, проверяют себя по правилу в учебнике, справочной литературой, составляют опорную схему

Анализируют задания; запоминают условия учебных задач; осуществляют поиск информации для их достижения; анализируют составленную опорную таблицу ( + и -)

Групповая: выполняют работу по плану, совместными усилиями корректируют опорную схему


Форма коллективная, метод практический

Учитель предлагает создать новые группы в зависимости от тог, чтобы в каждой группе собрались ученик, освоившие тему.

ФИЗМИНУТКА

Свободное перемещение учащихся между рабочими столами, определение нового рабочего места

Учащиеся переходят в группы нового состава

Осознают задания и выполняют действия четко и согласованно, следую инструкции учителя

Коллективная: действие в соответствии с целью, организация своего рабочего места


Форма групповая, метод иллюстративно-объяснительный , практический

Сейчас предлагаю выступить по теме урока в роли учителя

В своем рассказе нужно показать всем остальным участникам трудности употребления предлогов в речи. Для представления своего материала целесообразно использовать схему, выработанную ранее.

Группа будет оценивать рассказчика. Если кто-то из учеников не сможет оценить рассказчика, он пока будет слушать ребят.

Ученики заполняют шапку «Листа оценки», внимательно слушают выступления товарищей в группах, оценивают рассказы по критериям. В рабочую тетрадь переносят схемы по каждому вопросу по теме «Употребление предлогов».

Комментируют итоги выступлений, делают выводы, обращая внимание на затруднения, причины затруднения, меры преодоления трудностей

Строят речевое высказывание на тему.





Дают оценку в устной и письменной форме Осуществляют контроль и взаимоконтроль


IV Закрепление изученного материала

Форма коллективная, метод практический

Учитель выявляет уровень затруднений по каждому из вопросов темы и дает упражнение, ориентируясь на затруднения учащихся:

Сопоставьте все вопросы, которые обсуждались на уроке. Отметьте, на ваш взгляд, самый сложный вопрос. Проголосуйте за него сигнальной карточкой.

Предлагаю упражнение, чтобы отработать самый сложный для вас аспект.

Голосуют за самый легкий и самый трудный вопрос темы. Затем выполняют упражнение по отработки умений

Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения, делают вывод о нормах употребления предлогов в речи

Индивидуальная: употребление предлогов в речи в зависимости от ситуации (по одному из аспектов темы)

V Контроль изученного по теме

Форма коллективная, метод практический

Учитель дает деформированный текст с целью контроля уровня знаний учащихся

Работают с текстом, вставляют подходящие предлоги, оценивают правильность задания

Самоконтроль и самооценка

Индивидуальная : чтение текста, редактирование








Форма индивидуальная, метод практический

Ребята, а теперь сверьте с образцом и исправьтедопущенные ошибки в употреблении предлогов.

Сами оцените себя по оценочной шкале и прокомментируйте свой ответ


Строят речевое высказывание, делают вывод и умозаключения

Фронтальная: понимание особенностей автобиографии в деловом стиле


Форма фронтальная, метод беседа

Учитель подводит итоги выполнения упражнения

Употребление каких предлогов потребовало составления данной автобиографии? Какие средства морфологии помогают создать спокойный, беспристрастный, отчужденный тон?

Отвечают на вопросы



VI Итоги урока и рефлексия учебной деятельности

Форма фронтальная, метод проблемно-практический , беседа

Что нового о предлоге мы узнали сегодня на уроке?

Как вы думаете, добились цели урока? Посмотрите на свои работы

Отвечают на вопросы, делают самоанализ приобретенных знаний, умений, навыков по теме, делают выводы.

Предлоги (многозначные, однозначные, синонимичные и антонимичные, нормы управления в словосочетании, стилистические особенности употребления предлогов

Строят речевое высказывание, формулируют ответы на вопросы, осуществляют рефлекторно-оценочные умения

Индивидуальная: соотнесение полученного результата с поставленной целью. Оценивание своего результата учебной деятельности









Задания для групп

Задание 1

Используя предлоги с и из, составьте словосочетания с глаголом приехать и именами существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы.



КАРТА ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Приехать из Белоруссии, с Украины, из Крыма, с Кавказа, с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока, с Алтая, из Карпат, с Балкан.

-Какое значение имеют эти предлоги? Подумайте, от чего зависит употребление синонимичных предлогов в похожих конструкциях?

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят, ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но есть правило, которым можно пользоваться. Оно основано на явлении антонимии предлогов. Предлогу в антонимичен предлог из, а предлогу на антонимичен предлог с. Поэтому если мы говорим на дальний Восток, то нужно сказать с Дальнего Востока, а если мы говорим в Москву, то нужно сказать из Москвы.



Задание 2

Образуйте словосочетания с предлогом по. Поставьте существительные в нужной форме, определите падеж. Какие отношения выражает предлог?

  1. Ходить (по) мостик, бежать (по) дорога, гулять (по) парк.

  2. Задать вопрос по окончани.. урока, ушел по истечени.. назначенного времени, позвонил по приезд.. в город, сообщил по прибыти.. из командировки.

  3. Скучаю (по) мама, тужить (по) сын, плачет (по)вы, горюет по (мы).



КАРТА САМОПРОВЕРКИ

1. Ходить по мостику, бежать по дороге, гулять по парку (существительное Д.п. и предлог указывают на место действия)

2. Задать вопрос по окончании урока, ушел по истечении назначенного времени, позвонил по приезде в город, сообщил по прибытии из командировки (существительное П.п. и предлог называют временные отрезки начала события).

3. Скучаю по маме, тужить по сыну, плачет по вас, горюет по нас (существительные Д.п. и предлог по указывают на объект чувства, но местоимения в таких словосочетаниях употребляются в форме П.п.).



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Предлоги бывают однозначными и многозначными. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами Один и тот же предлог может в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию нельзя нарушать. Но есть подсказки, которыми можно пользоваться. Если предлог по заменить предлогом после (т.е. предлог употребляется при обозначении времени), то существительное при этом ставится в П.п. Подобные конструкции с предлогом по в этом значения носят книжный характер. При глаголах чувства (плакать, тужить, скучать, соскучиться и др.) предлог по употребляется с Д.п.: скучаю по маме, тужить по сыну, НО личные местоимения 1 и 2 лица при указанных глаголах ставятся в П.п.: плачет по вас, горюет по нас.



Задание 3

Вставьте нужный предлог (из-за/вследствие/по причине) в словосочетания. Подумайте, от чего зависит ваш выбор. В текстах какого стиля используются эти предлоги?

Отложили поход … непогоды, изменили сроки похода…сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены… карантина, занятия отменены …низкой температуры воздуха, уроки отменены …морозов, не выполнил работу…невнимательности, отсутствовал на занятиях …заболевания, не был на уроке …болезни.



КАРТА ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Отложили поход из-за непогоды, изменили сроки похода вследствие/по причине сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены вследствие/по причине карантина, занятия отменены вследствие/по причине низкой температуры воздуха, уроки отменены из-за морозов, не выполнил работу из-за невнимательности, отсутствовал на занятиях вследствие/по причине заболевания, не был на уроке из-за болезни.



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Среди предлогов представлены отношения синонимов. Например, когда речь идет о причине события, могут использоваться предлоги из-за, вследствие, по причине, благодаря, ввиду и др. Кроме оттенков в значении, чаще всего эти предлоги отличаются сферой использования. Производные предлоги чаще используются в книжной, особенно в официально-деловой речи.



Задание 4

Определите, в каком падеже нужно поставить существительное. Как бы построили предложенные словосочетания? Запишите недостающие окончания у существительных.

Успели на проезд вопреки опоздани.. самолета, авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя, благодаря хорош… уход.. ребенок скоро выздоровел, вопреки решени.. суда, согласно план.. строительства, вопреки просьб.. учителя.



КАРТА ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Успели на проезд вопреки опозданию самолета, авария предотвращена благодаря бдительности водителя, благодаря хорошему уходу ребенок скоро выздоровел, вопреки решению суда, согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Предлоги бывают производными и непроизводными. Чаще всего трудности в речи возникают при использовании производных предлогов. Производные предлоги согласно, наперекор образовались от наречий, а благодаря-из деепричастия. Производные предлоги чаще всего используются в официально-деловых ситуациях. Психологически мы доверяем человеку, занимающему более высокое по сравнению с нами социальное положение. Речь такого человека мы часто принимаем за образцовую. Но на практике это далеко не так. Всем руководителям советуем помнить, что предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с Д.п.



Задание 5

Найдите ошибки в употреблении предлогов и падеже. Исправьте их.

Оплатить за проезд. Уверенность в победу. Делиться о своих достижениях. Отзыв на стихотворение. Указать о недостатков. Таблетки для головной боли.



КАРТА ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Заплатить за проезд. Уверенность в победе. Делится своими достижениями. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Предлоги выражают определенные отношения, и нужно следить за этими отношениями, когда составляешь словосочетание и подбираешь предлог. Кроме того, предлоги бывают однозначными и многозначными. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Один и тот же предлог в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но можно использовать специальные приемы для запоминания: заплатить за проезд, отзыв о стихотворении и др.



Тренировочные упражнения «Составление деловой бумаги»



Вставь подходящие предлоги.

Я, Кириллов Иван Иванович, родился в 1997 год.. в г.Саратов… Мой отец-военный, мать-врач. В 2004 год.. я поступил в школу № 41, где учился (в)продолжени.. двух лет. По окончани 2 класса мы с родителями переехали (с, из) Саратова (в, на) Курган в связи с перевод.. отца. По приезд.. в Курган я был принят в МАОУ «Гимназия № 57», где согласно приказ.. директора меня зачисли в 3 Б класс. Сейчас учусь в 7 Б классе.

10.11.2011 Кириллов И.И.





Я, Кириллов Иван Иванович, родился в 1997 году в г. Саратове. Мой отец-военный, мать-врач. В 2004 году я поступил в школу № 41, где учился в продолжение двух лет. По окончании 2 класса мы с родителями переехали из Саратова в Курган в связи с переводом отца. По приезде в Курган я был принят в МАОУ «Гимназия № 57», где согласно приказу директора меня зачислили в 3 Б класс. Сейчас учусь в 7 Б классе.

10.11.2011 Кириллов И.И.