Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивационный | -Здравствуйте! - Закройте глазки и повторяйте за мной: Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все получится! Откройте глазки и улыбнитесь друг другу. Проверка готовности к уроку: учебник, пенал, тетрадь, дневник, аккуратность расположения предметов на парте. – Оцените свое рабочее место Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной вспомним законы урока: не выкрикивать, уважать друг друга, внимательно слушать, быть терпеливым. -Проверьте правильность посадки за столом. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Осознанно осуществляют вхождение в пространство учебной деятельности. | Л.2 |
2. Актуализация знаний | - Откройте вашу тонкую тетрадку и запишите сегодняшнее число. Классная работа. Минутка чистописания -На первой строчке пожалуйста пропишите парные согласные по глухости-звонкости парами. - Какие буквы вы пропишите? - На следующей строчке вы прописываете до конца строки чередование букв Л, М, Н, Р, Й. - А на третьей строчке Х, Ц,Ч, Щ. - Посмотрите внимательно и скажите, на какое правило у нас первая строчка?
- Следующим этапом у нас будет словарная работа. Все, кроме ….. записываем с красной строки слово Словарь. Солдат, завод, медведь, трактор, машина, спасибо, стакан, посуда, ужин, одежда. - Ребята, вы можете сказать про вторую и третью строчку? Почему у нас нет через тире второй буковки? - Совершенно верно. - Кто же из вас догадался, чем мы с вами будем заниматься? Какова будет тема нашего урока? - Правильно. Обратите внимание еще на вторую строчку. Первая строчка - это у нас звонкие звуки, а третья- глухие. Мы сегодня с вами будем продолжать говорить о согласных звуках и не просто о согласных, а о тех, которые у нас не имеют пар по глухости и звонкости. | Записывают в тетрадь. - Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш. - Парные согласные
Один ученик выходит к доске. Остальные записывают у себя в тетрадь. - Потому что они не парные. - Сегодня на уроке мы будем говорить о непарных согласных звуках. Непарные согласные звуки. | П.3 |
3. Выявление места и причины затруднения | - Откройте свои учебники на стр.116. Прочитайте задание № 174 про себя, затем один ученик читает вслух. Выполним это упражнение устно. - Какие буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков следует написать в середине каждого слова? - Как проверим? - А теперь откройте страницу 114. Прочитайте про себя послание профессора Самоварова. - Сошлись у нас с вами наши выводы с тем что преподнес сегодня нам к уроку профессор? - Перейдём к следующему заданию. Посмотрите на задание под номером 171. - Объяснение каких согласных в конце слов не требует проверки в первом предложении? - Запишите у себя в тетради 2 и 4 предложение. 2 ученика с комментированием. - Скажите, так какие же у нас согласные непарные всегда звонкие? Физминутка - А сейчас давайте проведём физминутку. Встаньте из-за парт. -Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. | Открывают учебник. Читают задание. - В слове рыбка вставляем звонкую парную согласную Б, а в слове кнопка глухую парную согласную П. - Рыбка- рыба, кнопка- кнопочка, тетрадка- тетрадочка, утка – уточка, глазки- глазоньки, доска – досочка.
- Да. Мы действительно сегодня будем говорить о непарных согласных, которые бывают только звонкими или глухими. - Сам, на конце согласная буква М, звук [м]- он у нас всегда звонкий. Смекай - на конце Й, он всегда звонкий. Где - слово не подходит. Берег- имеет парную согласную Г-К. Где край- не требует проверки потому что стоит гласная Й она всегда звонкая и мягкая. - Молодец- на конце Ц, она глухая, поэтому проверки не требует. Против- на конце буква В а слышится звук [ф]. Овец- всегда глухая проверки не требует. Молодца- у нас последняя буква гласная. Сам- буква М всегда звонкая. - Л, М, Н, Р, Й. Выполняют упражнения. | П. 1,2 К. 1 Р.2 Л. 1 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - А теперь откройте учебник на странице 115, обратите внимание на упражнение 172.
- Назовите в выделенных словах буквы непарные по звонкости-глухости звуков. - После выполнения этого задания давайте подберем сами несколько слов с непарными согласными.
| Открывают учебник. Выполняют упражнение. Чайник, ручка, подружки, кружки.
- Лимон, барон, телефон, картон. | Л.3 Р.3 П. 2 К.3 |
5. Реализация построенного проекта | - Запишите у себя в тетради Упр. 173.Прочтите условие задание про себя. Затем один ученик читает всему классу. - Выполните, пожалуйста, это упражнение самостоятельно. Затем ответьте мне не вопрос. - Скажите, все ли слова надо проверять? Какие слова проверять не надо? | Открывают рабочие тетради. Читают задание. Выполняют упражнение. - Город-города, сугроб- сугробы,лёд- льды, пруд – пруды, стриж- стрижы, медведь- медведи, карась- караси, зуб- зубы, овраг- овраги, голос- голоса, лопух- лопухи, молот(нет) молота, колос( нет) колоса, груз- грузы. Проверять не нужно слова: лыжи, ягоды, шар, налим, край, меч. | П. 1 П. 2 |
6. Закрепление с проговариваем во внешней речи | -Итак, назовите непарные звонкие согласные. - Совершенно верно. А сейчас назовите глухие непарные согласные. - Правильно. - Подберите по одному слову с непарным согласным звуком. - Поднимаем руку. Не выкрикиваем. Буду спрашивать тех учеников, которые правильно приняли позу ученика. - Скажите, а нужно ли нам проверять непарные согласные? - Почему? | - Л, М, Н, Р, Й. - Х, Ц, Ч, Щ.
-Дом, каравай, горох, удар, гонец, гонка, клещ, молодец. - Нет. - Потому что у этих согласных нет пары. | П.3 Р. 1 Л. 4 |
7.Рефлексия | - Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий на уроке? Какие? - Поднимите руку те, кто всё понял на уроке -Теперь те, кто что-то не понял, не доработал, у кого что-то не получалось -И те, кто совсем ничего не понял и ничего не получилось. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу на уроке |
Л.2 П.3 |
8. Домашнее задание | - А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание | |