СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта 5 класс»

МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа № 2»







Технологическая карта урока технологии в 5 классе

по теме «Производство текстильных материалов»





Предмет: Технология

Автор учебника: В.Д. Симоненко

Дата проведения: 22.11.18 г.

ФИО учителя: Стручкова Нарыйа Петровна






С.Борогонцы – 2018 г.



Тема урока: «Производство текстильных материалов»

Цели урока:

  • Образовательные: способствовать запоминанию основной терминологии; расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей.

  • Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

  • Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету; воспитание трудолюбия и аккуратности;

  • Практические: выполнить полотняное переплетение.

Задачи направленные на формирование УУД:

  • Предметные: способствовать запоминанию основной терминологии; способствовать формированию представления о получении и структуре хлопчатобумажных и льняных тканей; способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов производства тканей.

  • Метапредметные: способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса); способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы); способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.

  • Личностные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности; способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: Урок получения нового знания

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, в парах

Педагогическая технология, применяемая на уроке:

Межпредметные связи: математика

Методы учителя: словесные, наглядные, практические

Основные понятия: волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание

Ресурсы: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, раздаточные материалы; у обучающихся – тетрадь, учебник, ручка

Образовательные ресурсы: Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.













Ход урока:

п/п

Этап урока

Дозировка времени

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

30 сек

Беседа

Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Вы все готовы к уроку? Меня зовут Нарыйа Петровна. Сегодня я проведу вам урок технологии и очень надеюсь на тесное сотрудничество с вами.

Приветствуют учителя

2

Актуализация знаний

1 мин

Беседа

Обращаясь к жизненному опыту обучающихся, предлагает ответить на вопросы:

    1. Из чего можно сшить одежду?

    2. Какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах?

    3. Как вы думаете, что служит сырьём для производства тканей?

    4. Что вы знаете о процессе производства ткани?


Отвечают на вопрос

3

Мотивация (встреча с проблемой)

2 мин

Диалог, беседа, мотивация

Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже много.

И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе.

Здесь вы видите девочек одна из них жила, сколько то тысяч лет назад, а другая живет в нашем веке. В чем отличие между ними именно касаемо одежды? Чему же научился человек?

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока «Производство текстильных материалов». Давайте запишем тему в тетрадь.


















Отвечают на вопрос, делятся мнениями



Пишут тему в тетрадь

4

Изучение нового материала

15 мин


С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой. Что еще делают из тканей? Приведите примеры. Обобщая ответы обучающихся, расширяю и углубляю полученные от детей сведения.

А с чего же все начиналось? Чтобы нам было понятно предлагаю отправиться в экспедицию под названием «Как ткани ткут и нити прядут». На ваших партах лежит дневник нашей экспедици. Заполните пожалуйста. Руководителем экспедиции буду я.

Давайте откроем первую страницу нашего дневника. Там есть схема классификации текстильных волокон. Различают две группы текстильных волокон: натуральные и химические. Химические волокна вы подробнее узнаете на старших классах. Что вы можете сказать о натуральных волокнах? Хорошо, спасибо за ответы. Давайте в дневнике экспедиции …




Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Давайте мы тоже сделаем нитку. На ваших столах лежат волокна. Берем волокно и скручиваем. У нас получилась нитка. Давайте эту нитку положим в пакетик и склеим в наш дневник.

Ребята, этот процесс называется прядением.


Пряжа потом поступает в ткацкий цех. На ткацких станках из нее вырабатывают ткань. Давайте посмотрим видеоролик как на ткацких из пряжи получают ткань.

У меня на руках ткань. Ткань получена из льняных волокон. Один метр такой ткани стоит 600 р. А вот другая ткань стоит 200 рублей она из химических волокон. Как вы думаете почему этот материал дороже другого? Потому что она получена из натуральных волокон. Натуральные волокна мы получаем от природы. В наше время все, что изготовлена из натурального волокна очень ценится.

В старину в России издавна самым распространённым видом ткани был лён. Это очень долгий путь получения из растения ткани. Уходил целый год для того, чтобы вырастить его и выработать из него полотно. Поэтому к одежде крестьяне относились очень бережно. Праздничную одежду одевали только по праздникам, бережно хранили её в сундуках и передавали из поколения в поколение.

У вас есть два материала из натуральных волокон. Посмотрите и скажите все ли края одинаковые? Вот этот не осыпающийся край ткани называется кромка. Вдоль кромки идут долевые нити, а вот нить, идущая поперек ткани называется уток.

Давайте все наши полученные знания перенесем в наш дневник. Я вас попрошу взять один из этих материалов и склеить в дневник. После этого стрелкой укажите, пожалуйста, кромку. Нить основы и нить утка.

Это еще не все. Переплетаясь между собой нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Самые распространенные из них – это полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. На станице 5 у вас есть 4 материала. Теперь берите лупу и посмотрите они одинаковые или нет? Напротив каждого материала пишем какое это переплетение.


Итак, что мы узнали? Давайте посмотрим по нашему дневнику.

  1. Узнали классификацию текстильных волокон.

  2. Из волокон получили нить.

  3. Узнали, как делают из пряжи на ткацких станках материал.

  4. Узнали что такое кромка, нить основы и утка.

  5. Узнали ткацкие переплетения.







Отвечают на вопрос






Берут дневник и заполняют.








Рассказывают о натуральных волокнах смотря на схему




Берут волокно и скручивают. Получается нитка. Эту нитку ложат в пакет и клеят в дневник экспедиции.




Смотрят видеоролик




Отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение.
















Отвечают на вопрос






Работают в дневниках





Берут лупу и смотрят на ткацкие переплетения







Отвечают на вопрос следую по дневнику

5

Физкультминутка

1 мин


Сядьте ровно. Поднимите руки вверх. А теперь представьте, что это льняные и хлопковые стебли. Представим, что подул ветер и наши стебельки наклоняются сначала влево, потом вправо (движения руками). А теперь положите вытянутые руки на парту и представьте, что стебельки стали переплетать (движения руками, напоминающими переплетение косы). Молодцы!

Выполняют упражнения

6

Практическая работа

15 мин


Чтобы закрепить полученные знания на нашей экспедиции я предлагаю вам сделать одно ткацкое переплетение.

У вас 4 варианта:

  1. Полотняное

  2. Саржевое

  3. Сатиновое

  4. Атласное

Давайте приступим к работе. Чтобы вам было легче работать на странице 7 вашего дневника есть технологическая карта задания. Желаю вам удач!

Итак, давайте посмотрим на ваши работы. Молодцы! У вас получились отличные работы.

Эту работу положите в дневник вашей экспедиции.

Практическая работа












Показывают свои переплетения.

7

Закрепление знаний

5 мин


Чтобы еще раз закрепить знания, полученные на уроке предлагаю вам заполнить кроссворд. В кроссворде 10 вопросов. Каждый вопрос относится к сегодняшней теме. Кроссворд находится на странице 9 вашего дневника.

А теперь давайте проверим ваши ответы.














Итак, что мы сегодня узнали на уроке?


Заполняют кроссворд





Проверяют свои ответы

8

Рефлексия / самооценка

5 мин


Наш урок подошел к концу. Я прошу вас ответить на несколько вопросов:

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. .

  3. .

  4. .

  5. .

Всем спасибо за ответы.





На ваших столах лежат лепестки. Каждый лепесток имеет свое значение:

желтый ( );

фиолетовый ( ),

розовый ( ),

красный ( ).

Сейчас каждая из вас выбирает по одному лепестку и клеит к цветику-многоцветику.

Отвечают на вопрос.













Клеят лепестки

9

Домашнее задание

1 мин


К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» прочитать.

Стр. 90 (работа в интернете)

Подготовить сообщение на одну из этих тем:

  • Как изготовляли пряжу в домашних условиях?

  • Как изготовляли ткань в домашних условиях?

  • Что такое узорное ткачество?

  • Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?


Всем спасибо за участие на уроке. Все работали очень активно, молодцы! До новой встречи!

Записывают д/з в дневниках






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!