Упражнение 2 Давайте начнем с небольшого теста. Сейчас на секундомере я засеку 1 минуту. Вам за 1 минуту надо сформулировать три цели, которые бы вы обязательно хотели достичь в жизни. Обсуждение: Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел их сформулировать). Самими участниками высказываются возможные причины, кото- рые помешали некоторым сформулировать необходимое количество целей. Если человек не может выразить, сформулировать свои цели, значит ли это, что он до конца не знает, чего хочет? И т.п. Упражнение 3. Цель: показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека. «По данным исследователей, большинство людей не знают, чего они хотят. Поэтому они ничего и не получают. Получить можно лишь то, о чем знаешь, чего просишь. Нельзя получить то, не знаю, что. Прослушайте внимательно эксперимент, который провели московские психологи». Текст эксперимента: Как-то московские психологи поспорили между собой: люди не знают, чего им надо; они не ставят цели. Поспорили они с таким условием: если человек за 1 минуту сформулирует 3 своих желания так, что их можно будет выполнить, психологи выполнят их, чего бы им это ни стоило. Взяли они телефонный справочник и в течение 5 дней с 8 до 17 обзванивали абонентов с одним вопросом: «Здравствуйте, я золотая рыбка. Если вы за одну минуту сформулируете три ваших желания, я их исполню». В результате: только 2 человека смогли за 1 минуту четко сформулировать три своих желания. Причем, желания одного из них в принципе нельзя было выполнить. А вот желания другого были вполне конкретны: я хочу, сказал он, мешок денег, ключи от новой московской квартиры и красный Феррари. Поехали психологи исполнять эти желания. Заехали в банк. Разменяли 1000 рублей по 1 копейке и попросили в банке мешок, в котором возят деньги. Первое желание исполнено. Приехали в ЖКО, попросили ключи от новой московской квартиры. И ОБЯЗАТЕЛЬНО справку к ним о том, что это действительно ключи от новой московской квартиры. Второе желание тоже выполнено. В магазине детских игрушек было куплено красное Феррари. Третье желание выполнено. Обсуждение: Какой вывод можно сделать из этого рассказа? Знаете ли вы, чего хотите? Можете ли вы это быстро конкретно, четко и ясно сформулировать? Как незнание цели отражается на достижениях? Упражнение 4. «Лестница целей» Цель: Освоение техники целеполагания. Перед тем, как мы с вами будем формулировать свою цель, нам необходимо познакомиться с важными моментами в ее формулировке. Ход упражнения. Участники рисуют на листе бумаги формата А4 ле- сенку из 7 ступенек. Затем подросткам предлагается подумать о какой-либо цели, которой им хотелось бы достигнуть в течение ближайшего года и кратко записать ее на самой верхней ступеньке. Это будет долгосрочная цель. 1.Обратите внимание, позитивно ли сформулирована ваша цель? Иногда мы определяем цель как то, от чего хотим избавиться или чего хотим избежать: не есть после 18:00, прекратить обижаться, не лениться при подготовке уроков и так далее. Но таких целей довольно трудно достигнуть, потому что знание чего мне не надо, ещё не даёт понимание, что я хочу получить. Представьте, что вы идёте в магазин со списком того, что не хотите покупать. Отрицание может быть выражено как отрицательной частицей «не», так и словами «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п. Так что цель должна быть сформулирована позитивно - что вы хотите получить: стать более стройным, получить за четверть по такому-то предмету, такую-то оценку, чувствовать себя уверенно… Поэтому, если ваша цель пока сформулирована негативно, её надо переформулировать в позитивный вариант. не получать неудовлетворительные оценки – учиться на 4 и 5 не волноваться - быть спокойным; не бояться знакомиться - чувствовать уверенность при знакомстве; прекратить обижаться на критику - конструктивно относиться к критике. На следующем этапе выполнения упражнения необходимо идти по ступенькам вниз, ставя промежуточные цели или краткосрочные цели. Если цель слишком большая – теряется мотивация на пути. Если ваша цель "полностью овладеть английским языком" с очень жёсткими критериями, то даже долго и интенсивно занимаясь, вы не будете замечать приближения. Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие "подцели", достижение которых проще контролировать и достигать. Например: за неделю выучить 100 новых слов, сбросить за этот месяц 2 кг и т.п. Для этого, перед участниками ставится главный вопрос: что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Для размышления дается 5-7 минут, после чего участников просят записать или зарисовать основные соображения на этот счет. То есть каждая ступенька будет представлять собой «подцели», той масштабной цели, к которой вы стремитесь. Обсуждение. Участников просят высказаться, какие выводы они сде- лали лично для себя при выполнении этого упражнения, а также в каких жизненных ситуациях, с их точки зрения, целесообразно применять подоб- ные техники. При желании, несколько участников могут более подробно рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения. Упражнение № 5 Цель: определение собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение цели Ход упражнения. Педагог предлагает вниманию участников 3 картинки, на которых изображены принц, дракон и воин. Педагог просит подростков разделиться на три группы, в соответствии с собственным выбором того или иного героя. Задача ведущего подчеркнуть идею о том, что каждый из героев соответствует превалирующему типу поведения в процессе достижения цели. Дракон – напор, агрессия, страх. Воин – честность, доблесть, мужество. Принц – манипуляции, внешние данные, власть. Каждая из команд придумывает любую цель и обсуждает процесс ее достижения в соответствии с выбранным героем. После этого команда озвучивает общую цель и личностные качества героя, благодаря которым цель была достигнута или, возможно, которые явились преградой на пути к ее достижению. Обсуждение. Какого героя выбрали вы? С чем это связано? Как данный тип поведения помогает в достижении желаемого? |