Мотивационный этап | Включить детей в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Беседа | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. - Как можно назвать человека, с которым вы сидите рядом? - Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте? -Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. - Могут ли быть соседи у страны? - Перечислите всех соседей России. - Возникло затруднение. Поднимите руку, кто хочет узнать всех соседей России. | Высказывают свое мнение. Предполагают. Перечисляют. Осознают затруднение. . | ф |
Постановка учебной задачи | Создать ситуацию затруднения, приводящую к осознанию потребности в новых знаниях. | Проблемная беседа | - Почему мы не можем перечислить всех соседей нашей страны. Предположите тему сегодняшнего урока. Правильно, тема сегодняшнего урока: «Наши ближайшие соседи». - Предположите, каковы будут задачи нашего урока. - Я расположила задачи урока на доске. Мы будем работать в таком порядке? - Расположите задачи в правильной последовательности. Как вы думаете, какая из задач потребует больше времени и усилий для поиска решения? | Оценивают собственные возможности. Предполагают тему урока. - Это соседи России. Формулируют учебные задачи. Выстраивают последовательность действий на уроке. Познакомимся с названиями стран-соседей России, их столицами. Научимся показывать границы соседних стран России на карте. Узнаем о взаимоотношениях России с соседями. | Ф И |
Учебное действие | Организовать деятельность обучающихся, направленную на самостоятельное открытие новых знаний. | Беседа с элементами рассказа. Самостоятельная работа обучающихся. | С помощью чего мы сможем научиться показывать границы? Какую нам лучше выбрать карту для знакомства со странами – физическую или политическую? - Проследим по карте границу России. Показ с комментариями. - Граница нашей страны имеет большую протяженность. с северо - запада, дальше на юг, юго- восток, восток и север. - Обратите внимание на территорию, принадлежащую России, но не имеющую с ней общих границ. Это Калининградская область. ПОКАЗ Для этого поработаем в группах. 1 группа изучит страны, с которыми граничит наша страна на северо-западе и западе. 2 группа – южные ю-в границы. Ваша задача – выбрать таблички с названиями соответствующих стран. Организует проверку и показ стран-соседей на карте. ПОКАЗ СЛАЙДОВ СТОЛИЦА + ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ - Вы назвали страны, которые имеют с Россией сухопутную границу. Но граница бывает еще и морская. Предположите, какие это страны? Показываю их на карте. - Где они расположены? - Молодцы! Покажите их на карте. - Ребята, как вы думаете, границ стран постоянны? Они могут меняться? - Конечно, бывает такое, что границы стран меняются из-за разных обстоятельств. - знаете ли вы, где находится полуостров Крым? о Крыме? - Правильно, Крым снова вошел в состав нашей страны, т. к. народ принял референдум о том, что Крым входит в состав России из-за случившегося на Украине. - Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами? В чем они проявляются? Приведите примеры из современной жизни. - Какие задачи решили? | Работают с картой. Работают с информационной карточкой. Выбирают страны-соседи России и их столицы. Представляют свои результаты. Показывают страны на политической карте. Предполагают. - Япония – на юго- востоке, США – на северо – востоке. Работают с картой. Предполагают. Рассказывают. Воспринимают учебную информацию. Высказывают свое мнение. Называют задачи. | Ф Г И |
Действия контроля и самоконтроля | Проверка и самопроверка умений применять новые знания на практике. | Самостоятельная работа. Беседа. | - С помощью карты назовите пропущенные страны в перечне ближайших соседей России: Норвегия, …, Эстония,…, Литва,…, Белоруссия,…, Грузия,…, Азербайджан,…, Монголия,…,Северная Корея. Самопроверка по эталону. - Распределите страны в зависимости от их границы с Россией: северо-западная, западная, южная граница. | Восстанавливают последовательность. Сравнивают свою работу с эталоном. Классифицируют страны. | П И Ф |
Действия оценки и самооценки | Организовать рефлексивный анализ и самоанализ деятельности на уроке. | Беседа | - Над какой темой работали? - Поднимите руку, кто теперь знает всех соседей России. - Оцените свою деятельность на уроке, поставив себе отметку за урок. | Называют тему. Поднимают руку. Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф И |