1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно-значимом уровне внутренний готовности выполнения требований у учебной деятельности. | Прием мотивации к учебной деятельности. | – Здравствуйте, ребята! Начался урок окружающего мира. Сядьте прямо, закройте глаза и представьте, что вы здороваетесь с природой. (Учитель читает) Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в родном краю Всех я вас приветствую. -На этой доброй ноте продолжаем урок. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Настраиваются на работу. | Ф | | | | | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебное действие. (5-6 мин) | Организация, фиксирование каждым из учащихся индивидуальные затруднения в пробном учебном действии. | Беседа. | -На прошлом уроке вы изучали тему растений и грибов, поэтому сейчас проверим как вы выполнили домашнее задание. (Проверка домашнего задания) -Молодцы, а что вы можете рассказать о взаимосвязи растений и животных? Ответить вам поможет схема в учебнике на стр., 73 - Верно! Как вы уже знаете, между неживой природой и животными главным связующим звеном являются растения. Они создают в своем организме питательные вещества, необходимые для жизни им самим. Вместе с тем они важнейшее звено в цепях питания, пища для травоядных животных, которые служат пущей для насекомых, всеядных, хищников. Следовательно, растения кормят всех. Включите в эту цепь питания и человека. Именно растения вырабатывают кислород, необходимых для дыхания всем живым организмам. -Как вы думаете, а растения зависят от хищников? -Верно, так как в природе все взаимосвязано. Животные выделяют при дыхании углекислый газ, который необходим растениям для образования питательных веществ. Насекомые, птицы, опыляя цветки, способствуют образованию плодов и семян. Кроме того, животные помогают растениям расселяться, перенося семена на шерсти и в желудке. Хищники, поедая растительноядных животных, ограничивают их поголовье и спасают растения от уничтожения. -Что мы узнали о значении растений в жизни животных и о значении животных в жизни растений? -От чего зависит жизнь и растений, и животных? | (Неживая природа - растения - травоядные животные – хищные животные) (Растения производят кислород, необходимый для дыхания животных, а также служат пищей. Животные, в свою очередь, выделяют при дыхании углекислый газ, который необходим растениям для образования питательных веществ, также животные помогают в размножении растений, перенося пыльцу и семена.) (От их взаимозависимости. Они зависят друг от друга) | Ф И | Учебник | | | После предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; | Развивать внимание, логическое мышление; |
5.Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его при решении задач | Практический метод | -Сегодня мы перевоплотимся в ученных, а потому будем выполнять поисковые работы в учебнике. -Откройте учебник на стр., 75 и рассмотрите изображения животных различных групп. - Кого вы видите на картинке? (Животных) - Можно ли этих животных отнести к одной общей группе? Обоснуйте свой ответ. - Каких животных, изображённых на картинках, вы видели в нашей местности? -Можете ли вы сказать представителями каких групп они являются? -А по каким признакам строения животных, помогло бы вам определить группы, в которых они состоят? | (Животных) (Нет, они все разные и не похожи друг на друга) (Ответы детей) (Не всех, потому что не знаем многие группы) (Ответы детей) | . | Учебник. | | уметь объяснить | Выполнять логические операции и анализ | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (4-5 мин) | Применение нового способа действия при решении типовых задач | Беседа | -Откройте учебник на стр., 76 и прочитайте кратное описание первой группы животных. -Расскажите, что вы запомнили из того, что прочли о моллюсках. -Где они обитают? -Кто относится к сухопутным? -Что будет если они поселятся в вашем огороде? -У всех ли моллюсков есть раковины? Если нет, то приведите пример. -Так по какому признаку объединили этих животных в одну группу? Четвертая группа. Насекомые – это самая большая группа животных, их насчитывается примерно 1 500 000 видов. К ним относятся тараканы, осы, мухи, жуки, стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики. Внешне очень разнообразны. Объединяет их строение. Тело разделено на три части: голову, брюшко, у них шесть ног (по три на каждой стороне) два глаза, два или четыре крыла и пара усиков. Роль насекомых в природе огромна. Они – опылители цветков растений. Они уничтожают останки погибших растений и животных. Они – пища для других животных. -К третьей группе животных относятся паукообразные, которые питаются насекомыми. Прочтите о них чуть больше на стр., 77. -Какие части тела видны у паукообразных? -Сколько у них ног? -Кто относится к паукообразным? -Определите на рисунке насекомых и паукообразных. Опишите внешнее строение каждого животного. Сравните их. Рассматривая, обратите внимание на строение тела, наличие крыльев, на глаза и число ног. -Четвертая группа животных обитает в вводе и это рыбы. Прочтите о них на стр., 78 после чего я задам вам вопросы. -Что же объединяет всех рыб в одну группу? -Какая форма их тела? Объясните почему -Чем дышат рыбы? -Посмотрите на строение рыбы и докажите, что она действительно приспособлена к жизни в воде. -Следующая группа животных четвертая: земноводные и пресмыкающиеся. -Что вам подсказывают названия этих групп? -Почему лягушку, жабу и тритона объединили в одну группу под название земноводные? -Прочтите на стр., 80 о еще одной группе, а затем я задам вам вопросы. -Кто скажет мне как называется группа, к которой относятся змеи, ящерицы, черепахи? -Кто ответит, чем они дышат? -Как происходит размножение? -Какая есть особенность их кожи? -Это какие животные? (Холоднокровные животные - это те животные, у которых температура тела меняется в зависимости от окружающей среды) -А теперь давайте сравним птиц и млекопитающих на странице 81 есть рисунок. -Назовите существенные признаки, характерные для птиц и млекопитающий. -Давайте сверим наши выводы со следующей информацией на стр., 82. -Чем покрыто тело птиц? -А тело млекопитающих? -Назовите еще отличительные черты птицы? -Перечислите отличительные черты млекопитающих. -Человек тоже относится к царству животных, к группе млекопитающих. Он всеяден, потому что питается и растениями, и животными. Главное его отличие – в особом развитии головного мозга, что и сделало его человеком разумным. | (В воде, но есть и сухопутные) (Улитки и слизни) (Они будут есть листья) (Раковина есть не у всех, как например, осьминог и кальмар) (строение тела) (Головогрудь и брюшко) (Восемь – по четыре с каждой стороны) (Сами пауки, скорпионы, клещи) (Их объединяет умение приспосабливаться в воде.) (Форма тела обтекаемая, для удобного передвижения в воде) (Жабрами) (У нее есть жабры, обтекаемая форма тела, плавники!) (Эти животные могут обитать как в воде, так и на суше) (Дышать кожей и легкими, поэтому могут быть к в воде, так и на суше) (Пресмыкающиеся или рептилии) (Только легкими) (Путем откладывания яиц на суше) (Они являются холоднокровными животными) (Пресмыкающиеся или рептилии) (Холоднокровные животные - это те животные, у которых температура тела меняется в зависимости от окружающей среды) (Перьями) (Шерстью) (У них две ноги и есть клюв, размножаются откладывая яйца) (У них 4 ноги, у водных обитателей есть только плавники, а шерсть исчезла, кормят детёнышей молоком) | Ф | Учебник | | Уметь объяснить, для Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | | |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания | | -Еще в начале урока мы с вами поставили цель. Как она звучала? -Как вы думаете мы ее достигли? -Сколько групп животных существует? Перечислите -Решите кроссворд. По горизонтали: 1. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе. У них тело покрыто чешуйками, являются холоднокровными животными – …. 2. У животных этой группы есть головогрудь и брюшко ... 3. Лягушки и жабы дышащие легкими и кожей относятся к особой группе … По вертикали: 4. Животных, тело которых покрыто перьями и клювом называют …. 5. Человек относится к группе ... 6. Эти животные внешне разнообразны их объединяет строение, а еще у них есть крылья ... 7. Это водные животные, их тело покрыто чешуей в виде колечек, есть плавники. 8. Если они появятся у вас в огороде, то сильно навредят растениям. Мускулистое мягкое тело защищено раковиной ... | Отвечают на вопросы (Знакомство с новыми группами животных, изучение их строения и признаков их различия.) (Да) (Всего групп восемь: моллюски, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) | Ф | | | | | |
9.Рефлексия | Самооценка учащимися своей учебной деятельности | | -Ребята, у вас на столе лежать картинки с изображением 3 птиц. -Определите, по величине птиц, знания, которые вы получили на уроке: маленькие, как птичка колибри, средние, как орел, большие, как страус. (Дети показывают изображение определенной птицы) Домашнее задание: найдите информацию о каком-нибудь животном, его изображение. Подготовьте сообщение о нём. | (Дети показывают изображение определенной птицы) Записывают домашнее задание | | | | | | Осуществляют самооценку деятельности. |