СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Дифференцировать звуки С и Ц"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Дифференцировать звуки С и Ц"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Дифференцировать звуки С и Ц"»

Технологическая карта индивидуального занятия

Цель: Дифференцировать звуки [c] и [ц] в предложениях и тексте.

Задачи:

  1. Различать артикуляцию при произношении звуков [с] и [ц];

  2. Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую моторику, артикуляционную моторику;

  3. Активировать словарь по теме «Птицы»;

  4. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Оборудование для учителя: Картинки, карточки для мимических упражнений, карточки для рефлексии

Оборудование для учащихся: зеркала.

План индивидуального занятия:

1 Организационный этап. (Психологический настрой) – 1 мин.

2 Подготовительный этап – 10мин.

3 Основная часть - Операционно-исполнительский этап – 20 мин

4 Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности Подведение итогов урока.- 1 мин.





















Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и КРР


1.Организационный этап

Приветствует учащихся

Здравствуйте. Меня зовут Вилена Валерьевна. Сегодня занятие проведу у вас я.

-Какое у нас будет занятие?

-Чему мы учимся на индивидуальном занятии?

-Что помогает нам правильно и красиво говорить?

Приветствуют учителя



-Индивидуальное

-На индивидуальном занятии мы учимся правильно и красиво говорить

-Органы артикуляции: губы, зубы, язык, голосовые связки

Словесный

2.Подготовительный этап

2.1Мимические упражнения



Организует работу для мышц лица

- Выполним упражнения для мышц лица.

Покажите мимикой лица выражение смайлов. Осуществляет контроль выполнения упражнения

-Какое упражнение мы выполняли?




Выполняют мимические упражнения, показывая различные эмоции

- Мы выполняли упражнение для мышц лица

Воображаемая ситуация.



Наглядный метод

Практический метод

Контроль.

2.2Упражнения для дыхания






Организует работу над выполнением упражнения для развития дыхания

- Сейчас будем учиться правильно дышать. Нам нужно подуть на гусеницу, чтобы она ползала быстрее.

-Какие правила мы должны вспомнить?

Осуществляет контроль выполнения упражнения

Чему мы учились,выполняя это упражнение?






- Вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем, плечи не поднимаем

Выполняют упражнение на дыхание.

-Учились правильно дышать.

Словесный метод



Наглядный метод


Практический метод

Контроль


2.3 Упражнение на развитие силы голоса





Организует работу над выполнением упражнения для развития силы голоса

- Сейчас будем учиться говорить громко – тихо. Когда птица будет лететь вверх, будем произносить у-у-У-У, а когда вниз - А-А-а-а.

Осуществляет контроль выполнения упражнения

-Чему мы учились,выполняя это упражнение?





Выполняют упражнение на развитие силы голоса.


-Мы учились говорить громко и тихо.

Практический метод

Инструкция

Наглядный метод




Контроль

Педагогическая оценка

2.4. Упражнения для мелкой моторики рук


Организует работу над выполнением упражнение для развития мелкой моторики.

- Сейчас выполним упражнение на мелкую моторику:
Этот пальчик — в лес пошёл,
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Этот пальчик — гриб нашёл,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — занял место,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — ляжет тесно,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Осуществляет контроль выполнения упражнения

- Какое упражнение мы сейчас выполняли?








Выполняют упражнение для развития мелкой моторики












-Мы выполняли упражнение для развития мелкой моторики

Словесный метод


Практический метод



Контроль

2.5.Артикуляционная гимнастика

Предлагает выполнить артикуляционную гимнастику:

-Возьмите зеркала

1. «Улыбка-трубочка»

2. «Накажем язычок»

3. «Почистим нижние зубки»

4. «Киска сердится»

Осуществляет контроль выполнения упражнения

- Что мы сейчас выполняли?

Выполняют артикуляционную гимнастику.









- Мы выполняли упражнения для языка.

Практический метод



Коррекция


Педагогическая оценка


Контроль


3. Основной этап







Раскладывает карточки и обращает на них внимание ребенка.

- Назови птиц, представленных здесь.

- С каких звуков начинаются названия птиц? Произнесите их.

-Какие звуки на занятии мы будем учиться различать ?



- Цапля и сова.

- с, ц.


- Будем учиться различать звуки с, ц

Словесный метод


Наглядный метод

3.2. Работа с профилем.










Обращается к детям:

-Будем работать с профилем звука.

-Посмотрите на профиль:

-Возьмите зеркала и произнесите звук с

-Как располагаются органы артикуляции при произношении звука с?



-Какой это звук? Дайте характеристику звуку с

-Каким сигналом обозначим?



- Возьмите зеркала и произнесите звук ц

-Как располагаются органы артикуляции при произношении звука ц?













-Какой это звук? Дайте характеристику звуку ц

-Каким сигналом обозначим?

- В чём сходства?

- В чём различие?

- Что мы сейчас с вами делали?

Ставят перед собой зеркала


Рассматривают профиль

Произносят звук с

-Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.

-Согласный, твердый, глухой.


-Синим без звоночка.


Произносят звук ц

- Губы разомкнуты и немного растянуты в улыбку, зубы сближены, кончик языка расположен у верхних зубов (упирается в резцы), а его боковые края примыкают к коренным зубам. Спинка языка изначально смыкается с альвеолами, а затем переходит в положение, соответствующее артикуляции звука С.

-Согласный, твердый, глухой


-Синим без звоночка

- Оба согласные, оба твердые и глухие

- Отличий нет.

- Мы давали характеристику звукам, работали с профилем

Словесный метод


Наглядный метод

Практический метод



Контроль

3.3.Развитие фонематического слуха








Обращается к детям:

-Будем учиться различать звуки с, ц в звуках. Когда услышите с, ц,покажите сигнал

-ф, к, с, л, ц, с, р, м, ц

- Что мы с вами выполняли? Среди чего различали «дежурные» звуки?

-Будем учиться различатьс, ц в слогах. Когда услышите с, ц ,покажите сигнал

-да,ца,ра,со,му сы,шо,цу,са, цо

- Среди чего сейчас различали звуки?

-Будем учиться различать с, ц в словах. Когда услышите с, ц, покажите сигнал.

-сыр, ,кот, мыши, цирк, ноги, птица, сапог

-Среди чего мы различали звукис, ц?




Показывают соответствующий сигнал


- Учились различать звуки с, з. Среди других звуков




-Сейчас различали звуки среди слогов




- Сейчас различали звуки среди слов

Словесный метод



Практический метод

Контроль

3.4. Чтение слогов с дежурным звуком


-Будем учиться читать слоги с дежурными звуками

У

Ц А С

О

Ы

- А теперь прочтем обратные слоги.

-Чему учились, выполняя это задание?

Читают слоги

ЦУ, ЦА, ЦО,ЦЫ, СУ, СА, СО, СЫ





УЦ,АЦ,ОЦ,ЫЦ,УС,АС,ОС,ЫС

- Учились читать слоги с дежурными звуками

Словесный метод


Наглядный метод

Практический метод

Контроль

3.5Физкультминутка

Цапля серая носатая (руки к носу)

Целый день стоит, как статуя
(руки на пояс, лопатки свести)

На одной ноге постой-ка ,
(руки на поясе поднимаем левую ножку)

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,
(руки на поясе, поднимаем правую ножку)

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,
(на двух ножках, руки к носу)

Целый день стоит, как статуя.
( руки на пояс)

Выполняют физминутку

Снятие напряжения

3.6.Работа с картинками



Обращает внимание на картинки:

- Посмотри на картинки и назови их все, а потом назови лишнюю.

- Почему собака лишняя?


Давайте распределим птичек по домам.

В первый дом поместим птиц со звуком с, а во второй – со звуком ц

-Что мы делали, выполняя это задание?


(аист, сорока, слива, цапля, курица, цыпленок)

- слива

- Потому что слива – растение, а остальное- птицы.

Распределяют продукты по корзинам

с- аист, сорока

ц - цапля, курица, цыпленок

- Мы распределяли птиц по домам.

Словесный метод


Наглядный метод



Практический


Контроль

3.7. Звуковой анализ слова

- Давай вспомним, что мы исключили.

- Сколько слогов в слове сок?

- На какой слог падает ударение?

- Давай выполним звуковой анализ слова сок





-Какое задание мы выполняли?

- Сливу

- 2

- Ударение падает на первый слог

[с]-согласный, глухой , твердый(син.без звон)

[л]- согласный, звонкий, твердый(син.со звон)

[и]- гласный, ударный(красн)

[в]- согласный, звонкий, твердый(син.со звон)

[а]-гласный, безудар. (красн)

- Звуковой анализ слова

Словесный метод


Практический метод


Контроль

Педагогическая оценка

3.8. Работа со словосочетаниями


- Составьте словосочетания с каждой картинкой

-Какое задание мы выполняли?

Белый аист, красивая сорока, голодная цапля, толстая курица, маленький цыпленок.

-Мы составляли словосочетания

Словесный метод

Практический метод

Контроль

4. Рефлексия

Обращается к детям:

-Какие дежурные звуки были сегодня на занятии?

- Что мы с ними учились делать?

- Среди чего мы учились их различать?

- Какие упражнения мы выполняли?

- До свидания.


Сегодня на занятии дежурными были звуки с,

ц

- Учились различать

- среди других звуков, слогов, слов

- отвечают на вопросы

- До свидания.

Словесный метод





Поощрение