Технологическая карта – инструментарий современного урока
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования состоит в деятельностном подходе к обучению детей. Главной задачей является развитие личности ученика. Формулировки образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Главной частью ФГОС являются универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.
Поставленная задача полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно - технологическая карта урока. Как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, она даёт возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Технологическая карта урока представляет таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта? Только формой. Но такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате - все перед глазами учителя.
Единообразной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно предложить несколько форм построения технологической карты урока.
Вариант 1.
Этапы урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы, формы обучения | Прогнозируемый результат образовательной деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
| | | | | | |
Вариант 2.
Этап урока, прогнозируемый результат | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы, формы обучения | Примечания |
| | | | | |
Вариант 3.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности |
| | | | | | |
Это только несколько вариантов структуры технологической карты. Но в них выделяются два основных раздела: деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
полного отражения последовательности всех действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации действий учителя и учащихся.
Наибольшие затруднения у учителя может вызвать разделение целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю предлагаются возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Деятельность учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и т.д.
Деятельность учеников может быть выражена следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов, выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и др.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Педагоги отлично понимают, что подготовка к уроку чрезвычайно важна. Как будет выглядеть на бумаге процесс этой подготовки: план-конспект или технологическая карта – выбор за вами! Главное, чтобы он был! В конспекте возможны несоответствия, когда цели и задачи урока поставлены одни, а в ходе урока не вполне ясно, реализованы они или нет в содержании материала. Кроме того, в привычном конспекте урока учитель часто описывает собственную деятельность, а не деятельность детей.
На форумах в социальных сетях ведутся споры педагогов относительно использования технологических карт уроков. Мнения разделились. Кому-то проще представить информацию в графическом виде, т.е. в виде технологической карты. Этим педагогам идея технологической карты нравится тем, что даёт свободу творчества. Другая часть педагогов в таблице свой урок «не видит», и считает составление технологических карт тратой времени. Однако обе группы педагогов сходятся во мнении, что технологическая карта действительно помогает представить не только деятельность учителя, но и деятельность учеников на уроке. Есть и такие педагоги, которые много лет назад, не зная ни о схеме технологической карты, ни о самом названии, готовясь к уроку, часто составляли себе нечто подобное, чтобы видеть каждый кусочек урока (по минутам) в двух направлениях: что делает учитель, что делают дети, и какой цели это подчинено.
Как всякое новое, введение новых стандартов и работа по ним вызывает страх, а у многих и неприятие. Сейчас происходит смена вектора образования - на ученика, на пробуждение его активности, разума.
В технологической карте заложены и деятельность учителя и ученика, чтобы сразу можно увидеть, кто на уроке главный. Вот тут-то и начинается вдумчивая работа. Дело в новой «установке» для учителя, когда он должен научиться быть в стороне, построить свою деятельность так, чтобы дети работали, видели, что они не знают, как добиться того, чтобы это знать. Действительно, главное - не доводить до абсурда. Не нужно думать только о том, как представить урок администрации, лучше сконцентрироваться на том, что следует поменять в методике преподавания предмета, как заинтересовать ребят, и, конечно же, для каждого предмета развитие тех или иных УУД будет оставаться на первом месте. Важно работать с технологическими картами, не как с заменителями конспектов урока, а как с инструментом конструирования урока и формой анализа урока с точки зрения универсальных учебных действий.