СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Интегрированного урока по учебному предмету «География. Биология» в 8-ом классе. Тема урока: “ Растения – индикаторы природной зоны ”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок географии и биологии: изучение особенностей строения и жизнедеятельности растительного сообщества в зависимости от природных условий, на примере природных зон России.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Интегрированного урока по учебному предмету «География. Биология» в 8-ом классе. Тема урока: “ Растения – индикаторы природной зоны ”»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 34 при УлГУ»









Технологическая карта

Интегрированного урока по учебному предмету

«География. Биология» в 8-ом классе.

Тема урока:

Растения – индикаторы природной зоны




Учитель географии и биологии

Колодина И.С.














Тема: Растения как индикаторы природной зоны России

Тип урока: урок интегрированный, урок систематизации и обобщения знаний

УМК:

  1. Учебник: Баринова И.И. География: Природа России. 8 кл.: учебник / И.И. Баринова. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019. – 333, [3] с.: ил., карт.

  2. Атлас. География 8 класс. - М.: Дрофа. 2019 г, карта «Природные зоны России».

  3. Гербарии «Цветковые растения»: побег сосны, лиственница, верблюжья колючка, перекати-поле, ковыль, мятлик луговой, лишайник «олений мох», карликовая береза, побег дуба и клена

  4. Видеоролик «Природные зоны Европы»

Цели:

Деятельностная цель: Создать условия для формирования у учащихся умения обобщать и систематизировать учебную информацию об абиотических факторах, определяющих морфологические особенности растений природных зон России; умений различать и сравнивать природные зоны; способствовать формированию умений выделять существенные признаки растений;

Образовательная цель: Способствовать углублению знаний о природных зонах России и о растениях, как основном компоненте природной зоны

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для обобщения и систематизации учащимися знаний о влиянии абиотических факторов на морфологические особенности растений, характерных для конкретной природной зоны

Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе); преобразование практической задачи в познавательную (построение таблицы «Растение – система», построение модели «универсального растения», ), умению самостоятельно контролировать время и управлять им, умению адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы. Продолжить формирование умений работать с таблицами схемами, рисунками, натуральными объектами. Развитие способности к экологическому мышлению в ходе выделения черт приспособленности растений к абиотическим факторам природных зон.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером в процессе работы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: Сформировано осознание целостности, системности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

Метапредметные:

Коммуникативные: умеют организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.

Регулятивные: работают в соответ­ствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; планируют свою Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для углубления учащимися знаний о природных зонах России, их особенностях и географического положения, о влиянии абиотических факторов на морфлогические особенности растительного мира; углубление знаний о строении растительного организма как сложной системы.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе), преобразование практической задачи в познавательную. Умению самостоятельно контролировать время и управлять им. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над выявлением черт приспособленности растений к абиотическим факторам и создания модели «Дерева предсказаний», «Модели «идеального растения»» работа с таблицами, схемами, рисунками. Развитие способности к экологическому мышлению в ходе выделения морфологических особенностей растений разных природных зон.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером в процессе работы над таблицами, моделями; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: выделяют главное, существенные признаки понятий; работают с текстовым и нетекстовым компонентом; переводят информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

Предметные: Знают и называют особенности природных зон России, выявляют черты приспособленности растений к различных природных зон к абиотическим факторам.

Оборудование:

  1. Компьютер, видеопроектор, колонки, электронная доска;

  2. Компьютерная презентация;

  3. Карта тематическая “Природные зоны России”

  4. Гербарий цветковых растений разных природных зон

  5. Карточки с заданием (5 шт.);

  6. Карточки с дополнительной информацией и заданием на физкультминутку;

Образовательные ресурсы:

При составлении презентации использовался материал: видеоролик «Природные зоны Европы»

Структура и ход урока

Этап урока

Время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный

этап

2

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку;

Мотивация на учебную деятельность.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Отвечают на орг. вопросы учителя.

регулятивные Прогнозирование своей деятельности

коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог

личностные Готовность и способность к выполнению заданий учителя.

2.Актуализация, мотивация учебной деятельности

Постановка темы, цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.


5

Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Формулирование учащимися темы, цели и задач урока.

Создание условий для мотивации учащихся по выявлению проблемы и постановки цели, направленной на решение данной проблемы. Создание проблемной ситуации

Учитель географии:

Ребята, начнем урок с просмотра видеоролика «Природные зоны». Ответьте на вопросы:

Как меняется пейзаж? Как определите, в какой природной зоне вы находитесь? По какому компоненту?

Учитель географии:

Ребята, можно ли назвать растения индикаторами природной зоны?

Выскажите гипотезу о причинах изменения растений со сменой природных зон.

Что меняется со сменой природных зон?

Работу над первой задачей вы начнете с учителем биологии

просматривают видеоролик «Природные зоны»,

делают вывод, что природную зону можно определить по растениям, характерным для нее

Учитель: Можно ли назвать растения индикаторами природной зоны? Формулируют тему урока: «Растения – индикаторы природной зоны»

Выдвигают гипотезу: Абиотические факторы – причина разнообразия растений и природных зон

Определяют задачи урока:

1)выявить зависимость строения растений от природных зон;

2)выделить абиотические факторы, влияющие на растения;

3)создать модель идеального растения

познавательные Поиск и выделение необходимой информации из ранее изученного. Самостоятельное формулирование цели урока

регулятивные Умение работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Постановка темы, учебной цели, планирование путей достижения цели. Выдвижение гипотез.

коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Формулирование собственного мнения, адекватное использование речевых средств, монологическое высказывание

личностные Формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование экологического сознания,

3.Обобщение и систематизация знаний

Работа по систематизации знаний. Работа в группах, заполнение таблицы

20

Обеспечение обобщения, осмысления и систематизации детьми теоретического материала . Совершенствование умений по поиску информации

Учитель биологии создает проблемную ситуацию. Прием ТРИЗ «Системный оператор».

Ребята, вы знаете, что любой живой объект является системой.

Что называют системой? Вспомните, какие органы есть у растения, какие функции они выполняют. Занесите данные в таблицу. По результатам работы на каждом этапе команда получает баллы в соответствии с полнотой выполнения заданий и правильностью.

На ваших столах лежат гербарии. Рассмотрите растения, найдите их общие черты


По истечении отведенного времени представитель группы озвучивает особенности их гербарных растений.





Итак, растения отличаются своим строением

Причину отличий растений выясните с учителем географии

Учитель географии

Итак, ребята, вы видите, что растения отличаются друг от друга. Что на них влияет, какие факторы? Что оказывает на них положительное, а что отрицательное?

Ребята, обменяйтесь гербариями с соседней группой.

Определите по внешнему виду растений, к какой природной зоне они принадлежат, напишите название природной зоны на листке, аргументируйте свой ответ. Подумайте, как вы могли бы изобразить растение.

Работают в группах, вспоминают строение и функции корня, стебля, листьев, обсуждают, заполняют таблицу «Растение – система» Переводят информацию из одного вида в другой. По результатам работы учащиеся выступают по одному от группы, вносят при необходимости коррективы в таблицу.


Работают с гербариями, сравнивают растения, находят черты сходства:

лишайники и карликовая береза - низкорослые, стелющиеся,

у сосны и лиственницы листья иголочки, высокий стебель, мощный корень;

у верблюжьей колючки и перекати поле сухой стебель и мелкие листочки;

у мятлика лугового и ковыля листья узкие длинные и мочковатый корень;

у дуба и клена листья широкие, высокий стебель, мощный корень




Учащиеся работают с графиком распределения климатических факторов.

Работают в группах с таблицей «хорошо - плохо».


Каждая группа рассматривает влияние одного фактора (температуры, влажности, света, количество гумуса в почве, испаряемости, соленость почвы) с противоположных сторон - положительного влияния и отрицательного. По итогам работы группы рассказывают о результатах работы, сравнивают с образцом (таблица выводится на экран) оценивают результаты своей работы.

Работа в группах с гербариями, с атласами, обсуждают, готовятся отвечать

Познавательные Работа с натуральными объектами.

регулятивные Умение самостоятельно формулировать определения понятий контролировать свое время и управлять им в ходе работы в малых группах. Осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания. Адекватная самооценка правильности выполнения действия.

коммуникативные Умение слушать, вступать в диалог. Формулирование собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами по группе.

личностные Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.

Формирование интеллектуальных умений (анализировать учебную информацию, делать выводы, преобразовывать информацию).

4.Физкультминутка

3

Создать условия для снятия утомления, смена вида деятельности обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся

Ребята, выйдите к доске, изобразите растения, характерные для вашей природной зоны.

Подойдите к карте «Природные зоны России» расположите на ней растения в соответствии с вашей природной зоной.


Выходят к карте, изображают растения своей природной зоны

Выполняют различные упражнения для снятия утомления.

Узнают растение, задание считается выполненным и оценивается максимально, если другие команды определили, о растении какой природной зоны идет речь

познавательные

Выполнение упражнений актуализирует знания из курса географии

регулятивные

Адекватная самооценка правильности выполнения действия.

коммуникативные Умение синхронно выполнять действия. Умение организовывать работу в сотрудничестве.

личностные Самоконтроль. Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

7

Создание условий для творческого применения знаний

Учитель биологии

Ребята, существует выражение: «Природа – творец, скульптор», насколько оно, по-вашему, правильно? Согласны ли вы с ним? Почему?

Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и создать модель «универсального» растения, выбрав признаки растений разных природных зон. Побудьте творцами удивите себя и нас.

Покажите свое растение, расскажите о нем несколько слов

Применение приема ТРИЗ «метод фокальных объектов»

Ребята, ваши растения выглядят фантастическими, но многое из того, что казалось фантастическим, стало реальностью: компьютер, Интернет, сотовые телефоны.

Сегодня ученые трудятся над фантастическим растением, оно накапливает энергию днем и светится ночью и может заменить электрическое освещение на улицах. Фантазируйте и воплощайте свои фантазии в жизнь!


Ученики отвечают, что живые организмы разнообразны, это связано с разнообразием условий обитания.


Учащиеся работают в группах, рисуют растение, готовят о нем рассказ

Познавательные обобщают, устанавливают аналогии, самостоятельно выбирают основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение

регулятивные определяют необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач;

определяют, находят в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной задачи; самостоятельно контролируют свое время и управляют им в ходе работы в малых группах.

коммуникативные Умение слушать, вступать в диалог. Формулирование собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами по группе.

личностные Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.

Формирование интеллектуальных умений (анализировать учебную информацию, делать выводы, преобразовывать информацию).

6.

Подведение итогов урока

5

Оказание помощи учащимся в формулировании выводов исходя из цели и задач. Самооценка, взаимооценка результатов деятельности каждого учащегося и всего класса.

Создаёт условия для формулирования учащимися выводов по уроку.

Учитель географии предлагает вернуться к целям и задачам урока, оценить степень выполнение задач и достижение цели.

Подводит итоги работы в классе,

выставляются оценки по результатам работы групп на каждом этапе урока, оценки суммируются и высчитывается средний балл

Формулируют выводы по изученному материалу. Отвечают на поставленные вопросы. Подтверждают или опровергают гипотезу: гипотезу: Абиотические факторы – причина разнообразия растений и природных зон.

Аргументируют свои высказывания.

Определяют оценку своего труда по количеству заработанных баллов.

Познавательные Рефлексия способов и результатов действий

регулятивные Контроль полученного результата, контроль времени при составлении заданий теста.

коммуникативные Участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество в ходе подведения итогов и первичной проверки знаний – самоконтроль по итогам урока.

личностные Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в ходе презентации своих работ.

7.

Рефлексия

3

Мотивация учащихся к самоанализу, анализу эмоциональной составляющей урока, значимости изученного материала.

Учитель предлагает учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…


Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…


регулятивные Самооценка своей деятельности на уроке.

коммуникативные Взаимооценка

личностные Смыслообразование.


Приложения

Системное мышление (межпредметные связи на уроке географии и биологии).

Системный оператор (работа с гербарием растений разных природных зон Таблица 1

Функции подсистемы

ПОДСИСТЕМА

СИСТЕМА


КОРЕНЬ


РАСТЕНИЯ


СТЕБЕЛЬ


ЛИСТ

Таблица 2

Растение – индикатор природной зоны (заполняется по результатам работы с гербариями)

Прием «Системный оператор»

Целое (система)

Части (подсистема)

Функции

Особенности строения

Природная зона (надсистема)

Растение

Лист






















Стебель






















Корень













«Хорошо-плохо», абиотические факторы.

Определение влияния абиотических факторов на ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ: вода (влажность), температура (сумма положительных температур), свет, почва.

Таблица 3

Хорошо (достаточно)

Фактор

Плохо (избыточно + или -)

Широкая листва, мощный, ветвистый и высокий стебель, много плодов, широкий и мощный корень


ВОДА


Слабые корни; узкие листья или их отсутствие; сухие и тонкие кривые стебли, низкорослые и стелящиеся

Продолжительный вегетационный период, урожайность, многоплодность, цветение


ТЕМПЕРАТУРА


Короткий вегетационный период, растения многолетники. Листья мелкие, опушенные, колючки

Многоярусность, ветвистость, видовое разнообразие


СВЕТ


Одноярусность, нет разнообразия групп растений. Листья мелкие, колючки узкие при избытке; тонкие широкие пи недостатке

Широкие мощные корни, развиты всасывательные функции


ПОЧВА


Слабые корни или их нет, длинные узкие корни


2