СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка, математики, литературы по теме " Говорят, что числа правят миром..."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока»

Курьинская основная общеобразовательная школа,

филиал МАОУ Бегишевская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области






Открытый интегрированный урок



Русский язык: тема «Имя числительное»

Математика: тема «Сравнение чисел»

Литература: тема «Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…». Анализ поэтического текста»





Урок провели: Огорелкова Ирина Александровна – учитель математики

Даминова Эльмира Шаймардановна — учитель русского языка и литературы









2019



Технологическая карта интегрированного урока русского языка, математики, литературы


Технологическая карта урока

Класс

6

Тема урока

«Говорят, что числа правят миром...»

Цель урока

Создать условие для усвоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и их закрепления

Задачи урока

Образовательные: познакомить с новой частью речи — именем числительным;  

сформировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи; умение анализировать художественный текст.

Математика: повторить положительные и отрицательные числа; модуль числа; изображение чисел на координатной прямой; сравнение положительных чисел; выведение правил сравнения рациональных чисел; формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры;

Развивающие: развивать речь учащихся;

Математика: развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.


Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Математика: воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.


УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Планируемые результаты

Предметные: умение узнавать  имя числительное в ряду слов;

Уметь  различать порядковые и количественные числительные.

Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.

Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

Познакомить учащихся с творчеством Я.П.Полонского; совершенствовать умение проводить анализ стихотворения.

Математика: Сравнивают числа; исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел и их упорядочения


Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с математическими понятиями.


Основные понятия

Имя числительное, аллитерация, координатная прямая.

Ресурсы урока

Русский язык: мультимедийный проектор, презентация, тетради по русскому языку, раздаточный материал.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник М.Т.Баранова, «Просвещение», Москва 2013 г.

Литература: портрет писателя, учебник литературы Коровиной В.Я., Москва «Просвещение» 2014г., тетради по литературе.

Математика: координатная прямая.

Формы проведения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Технология продуктивного чтения, ИКТ

Тип урока

Комбинированный, интегрированный урок русского языка, математики, литературы
























Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.


(1-2 минуты)

Учитель русского языка: Поприветствуем друг друга

Улыбнёмся всем друзья

Учитель математики:

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Вступительное слово учителя русского языка.

- Сегодня у нас необычный урок, который совмещает в себе три предмета математику, литературу и русский язык. Это переплетение материала трех предметов неслучайно, потому что рассматриваемые сегодня темы разных уроков очень похожи между собой, имеют много общего.



Приветствуют, садятся

















2. Мотивация учебной деятельности

Просмотр отрывка видеоклипа «Дважды два – четыре» и определение темы урока

Смотрят видеоклип и определяют тему урока

3.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Русский язык:


(5-6 минут)




































4.Постановка учебной задачи


(2 минуты)


































5. Построение проекта выхода из затруднения


























































6 .Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи


















7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


(4 минуты)





















Математика:




- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Постарайтесь работать дружно, так, чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения. В оценочных листах не забываем оценивать себя.

- Итак, группы готовы? Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Запишите в тетрадях число, классная работа.


- У каждой из групп на столе лежит задание на белом листе: распределить слова в таблицу по столбикам в зависимости от части речи.


(СЛАЙД 2 )

Слова: говорит, красный, шесть, мы, назад, лисья, ученик , болеет, восьмой, вскачь, школа, ты


Сущ.

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Наречие







- 1 группа называет существительные, прилагательные, 2-глаголы, местоимения, наречия



(СЛАЙД 3)

-Проверим!

Сущ.

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Наречие

ученик

школа

красный

лисья

говорит

болеет

мы

ты

назад

вскачь



- Есть ли такие слова, которые не вошли ни в одну группу известных вам частей речи?

- Назовите эти слова.

-Совершенно верно!

Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются.

- Эти слова действительно относятся к части речи, с которой мы пока еще не знакомы, но обязательно сегодня познакомимся!


-Попробуем определить название этой части речи.

-Положите перед собой задание на голубом листе.

(СЛАЙД 4)

У каждой группы на листе написано своё слово, которое нужно разобрать по составу.

1 группа разбирает по составу слова ЧИСЛО, УЧИТЕЛЬ

2 группа – БОЛЬНОЙ, БЕЛОЕ

Чтобы собрать название новой части речи, 1 группа называет корень своего слова и оба суффикса по порядку, 2 группа – суффикс и окончание.

- Как же называется часть речи, с которой мы сегодня познакомимся?

- Сформулируйте тему нашего урока.(СЛАЙД 5)

-Запишите в тетради тему урока.



(СЛАЙД 6)

На уроке мы :


Познакомимся с новой частью речи - …

Будем учиться находить имена… в тексте, в песнях

Будем учиться задавать вопрос к именам …

Познакомимся с разрядами имен…

Научимся анализировать стихотворение «По горам…хмурых тучи» Я.П.Полонского

Сравнивать рациональные … в математике

Будем учиться оценивать … и …


У нас сегодня тоже есть цель: мы хотим показать вам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык!


Вернёмся к словам, которые мы не внесли ни в одну группу изученных частей речи. (СЛАЙД 7)

 -На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?    


-На какой вопрос отвечает слово ШЕСТЬ?

-Что называет, обозначает это слово?


-На какой вопрос отвечает слово ВОСЬМОЙ?

-Что называет это слово?



-Давайте попробуем сами дать определение имени числительного.



-Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник

(с.43)



- А где мы используем числительные в жизни?

-Оказывается, имена числительные есть и в песнях.



- Вы слушаете фрагменты песен и находите в них имена числительные.

1. Тридцать три коровы…

2. Жили у бабуси два весёлых гуся.

3. 3 белых коня…

4. Дважды два четыре, дважды да четыре…

5. В первый погожий сентябрьский денёк…

6. Миллион, миллион, миллион алых роз…


-Молодцы!

А теперь распределим их по разрядам:


1. Числительные, отвечающие на вопрос СКОЛЬКО?

2. Числительные, отвечающие на вопрос КАКОЙ?


- Проверим!

- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО?


- Предположите, как могут называться такие числительные. Напишите название своего первого столбика.


-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?



-Предположите, как могут называться такие числительные.



1.Игра «Волшебники».

Поиграем! Я называю количественное числительное, а вы превращаете его в порядковое.


(СЛАЙД 8)

2.ТЕСТ
1. Числительное – это 
а)часть речи 
б) часть слова 
в)член предложения 
г) цифра

2. Числительное отвечает на вопросы: 
а) Кто? Что?
б) Что делать? что сделать? 
в) Сколько? какой (который)? 
г)Какой? какая? какое? какие? 

3. Числительное называют: 
а) действие предмета 
б) признак предмета 
в) предмет 
г) количество предметов и порядок при счете 

4. Числительные бывают: 
а) качественные/относительные / притяжательные
б) одушевлённые / неодушевлённые
в) количественные / порядковые

5. Определите разряд числительных:

А) девять, сто, шестнадцать - ___________ числительные

Б) пятый, десятый, сотый - ______________ числительные

- Проверьте свою работу и поставьте себе отметку.


(СЛАЙД 9)


  1. А

  2. В

  3. Г

  4. В

  5. А-количественные

Б-порядковые


- Повторим, какие бывают числительные?







Устно: сравнить числа :

С помощью игры физминутка

  • 15 и 28;

  • 13,7 и 8,6;

  •  и ;

  • 12,3 и 12,29;

  • -8 и 6.

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте тему урока.

Работа над новой темой. 

Попробуйте определить цели и задачи урока (учитель может их записать на доске).

Решить последний пример поможет нам координатная прямая. Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.

  • Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило для рациональных чисел и записать его в тетрадь.

  • Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то, которое левее.

Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.

 Запишите одно положительное и одно отрицательное число. Сравните. Сделайте вывод.

Сравните отрицательное число и нуль. Сделайте вывод.

Сравните положительное число и нуль. Сделайте вывод.

Сравните два отрицательных числа. Сравните их модули.

Правила сравнения чисел:

  1. Любое отрицательное число меньше любого положительного.

  2. Нуль больше любого отрицательного числа.

  3. Нуль меньше любого положительного числа.

  4. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль больше.

В) Закрепление изученного материала  

Атеперь проверим, как вы усвоили новую тему.

3. Выполните тест на листочках

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;        б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а) 0;        б) -10;          в )12;           г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;         б) -8;         в )-14;         г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;             б) 11, 0, -2, -5;                в ) -5, -2, 0, 11.






















Распределяют слова по столбикам






по группам дают определение своей части речи и называют слова, которые они включили в свою группу



да


шесть, восьмой



















Числительное


Имя числительное

записывают






















Вопрос, значение





Сколько ?

Количество предметов


какой?

который по счёту, по порядку

порядок при счёте


имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов


читают правило о числительном в учебнике




высказывают мнение




слушают отрывки песен, находят в них имена числительные и называют

33

2

миллион

2,4

3

первый





Расписывают числительные в 2 столбика в зависимости от вопроса



Количество предметов


количественные




порядок предметов при счёте




порядковые























Выполняют тест







Сравнивают с эталоном

















Называют числительные


















Ответы учащихся.


Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь. 


Литература:























































































































































7.Рефлексия


(5-6 минут)



Звучит музыка «У природы нет плохой погоды».

(СЛАЙД 14)

Эпиграф:

У природы нет плохой погоды.
Каждая погода-благодать:
Э.Рязанов



- Ребята, о чем эта песня?

- Как иначе мы назовем описание природы?(СЛАЙД 15)

Записываем в тетрадях: "Пейзаж - в художественном произведении-описание природы". Писатель и поэт описывают природу с помощью слов, используя эпитеты, сравнения, метафоры. С помощью чего рисует природу художник? Композитор?

-Давайте обратим внимание на эпиграф. Согласны ли вы с ним? Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Чтобы глубже понять произведение поэта, мы должны познакомиться с ним, как с личностью и как с поэтом-творцом. Алина приготовила небольшое сообщение об этом авторе, давайте послушаем.

(СЛАЙД 16)


- Сегодня мы обратимся к многообразию образов окружающей природы в творчестве Я.П.Полонского

-Почему поэты, писатели, художники, музыканты обращаются к теме природы?




-  Я.П. Полонский так писал в своем стихотворении «По горам две хмурых тучи…». Послушаем Лену, она нам прочитает стихотворение наизусть. (СЛАЙД 17)

- Вам понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало? Как действует природа?

- А можно ли увидеть под тучами образ человека? Какой это человек?

-  Что происходит в душе героя?





- А к чему может привести непримиримость сторон?

- Способна ли природа повлиять на внутренний мир человека? Как это происходит в стихотворении? Какое явление природы стало последствием нежелания уступить?

-  К каким последствиям может привести подобная стихия?

Непримиримость человека, его несогласие так же может привести к гибели, к духовной гибели человека…



- О чем же напоминает природа? К чему призывает?



По горам две хмурых тучи. Анализ стихотворения (СЛАЙД 18)

Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные») , среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ. Представляем летний горный пейзаж, … действия происходят ночью, тучи ..Основной образ- тучи.

История создания

Произведение Полонского «По горам две хмурых тучи» написано в 1859 г. Оно является образцом творческого таланта поэта.

Жанр

Жанр произведения – пейзажная лирика.

Тема

Основная тема стихотворения – динамическая картина борьбы природных стихий. В нем изображается вечернее блуждание двух туч, которые нашли свой приют на ночь на одинокой скале. Возникшее соперничество закончилось громом и молнией. Умоляющий стон скалы заставил тучи прекратить вражду.

Полонский наделяет тучи и скалу человеческими чувствами и страстями. Эти образы не раскрывают какого-то конкретного источника. Можно представить себе соперничество двух мужчин из-за любимой. Поэт показывает, что вражда не может породить ответную любовь. Напротив, мольба возлюбленной способна смирить агрессию и достигнуть примирения.

Выразительные средства

Главным приемом автора является олицетворение. Оно выражено глаголами, относящимися к природным явлениям («блуждали», «не уступили», «засмеялось»). Широко применяются выразительные эпитеты: «знойным», «яркой», «жалобно».

Автор использует художественно – выразительные средства:

  • олицетворения – эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула;

  • эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.

Увидеть красоту природы, услышать звуки грозы нам помогают глаголы движения- блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.

Раскаты грома мы слышим с помощью звуков (ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри) .

Такой пример, когда сочетаются согласные звуки, называется аллитерацией.

Главная мысль

Основная мысль стихотворения – вечное противостояние природных стихий и их связь с человеческими взаимоотношениями.

- Ребята, а какое числительное встретилось в стихотворении? Какое это числительное количественное или порядковое?


Внимание на экран. Давайте попробуем составить хокку. Дополните предложения (СЛАЙД 19)

Я чувствовал себя на этом уроке: на …

«5», «4», «3», «2», «1», «0»

Я считаю, что полученные знания пригодятся мне…

Мне…(понравилось, не понравилось, было трудно).


-А теперь давайте еще раз обратимся к нашей теме. Полностью ли вы с ней согласны?

Да, несомненно, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем и говорим. Математика и русский язык идут рука об руку, и мы желаем вам никогда не разъединять их! Спасибо за урок!!!















О природе.








Звуками и красками.











Слушают сообщение о Я.П.Полонском.






 Природа оказывает влияние на человека, его жизнь, чувства. Она вдохновляет, дает почву для размышления, будоражит чувства. Мир природы помогает передать все то, что чувствуешь, переживаешь.



Выразительное чтение (читает Зольникова Лена, заранее подготовив выразительное чтение наизусть)

Учащиеся высказывают своё мнение


Не смирившийся с жизненными обстоятельствами

Нет состояния стабильности, его что-то тревожит и будоражит, он выражает несогласие…




К разладу и вражде.


Учащиеся зачитывают строки из стихотворения







Ответы учащихся (необходимо найти в себе силы и успокоиться, призывает покою, умиротворению, спокойствию).








Анализируют стихотворение по плану.





































































Два. Количественное.





Дополняют предложения











Ответы детей

8. Домашнее задание:

Русский язык: п.67, у.394 или 396.

Математика: стр.201 -правила выучить; № 930, 932

Литература: выучить наизусть стихотворение «По горам две хмурых тучи…». Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Записывают д/з в дневник