- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Постарайтесь работать дружно, так, чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения. В оценочных листах не забываем оценивать себя. - Итак, группы готовы? Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Запишите в тетрадях число, классная работа. - У каждой из групп на столе лежит задание на белом листе: распределить слова в таблицу по столбикам в зависимости от части речи. (СЛАЙД 2 ) Слова: говорит, красный, шесть, мы, назад, лисья, ученик , болеет, восьмой, вскачь, школа, ты Сущ. | Прилаг. | Глагол | Местоим. | Наречие | | | | | | - 1 группа называет существительные, прилагательные, 2-глаголы, местоимения, наречия (СЛАЙД 3) -Проверим! Сущ. | Прилаг. | Глагол | Местоим. | Наречие | ученик школа | красный лисья | говорит болеет | мы ты | назад вскачь | - Есть ли такие слова, которые не вошли ни в одну группу известных вам частей речи? - Назовите эти слова. -Совершенно верно! Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются. - Эти слова действительно относятся к части речи, с которой мы пока еще не знакомы, но обязательно сегодня познакомимся! -Попробуем определить название этой части речи. -Положите перед собой задание на голубом листе. (СЛАЙД 4) У каждой группы на листе написано своё слово, которое нужно разобрать по составу. 1 группа разбирает по составу слова ЧИСЛО, УЧИТЕЛЬ 2 группа – БОЛЬНОЙ, БЕЛОЕ Чтобы собрать название новой части речи, 1 группа называет корень своего слова и оба суффикса по порядку, 2 группа – суффикс и окончание. - Как же называется часть речи, с которой мы сегодня познакомимся? - Сформулируйте тему нашего урока.(СЛАЙД 5) -Запишите в тетради тему урока. (СЛАЙД 6) На уроке мы : Познакомимся с новой частью речи - … Будем учиться находить имена… в тексте, в песнях Будем учиться задавать вопрос к именам … Познакомимся с разрядами имен… Научимся анализировать стихотворение «По горам…хмурых тучи» Я.П.Полонского Сравнивать рациональные … в математике Будем учиться оценивать … и … У нас сегодня тоже есть цель: мы хотим показать вам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык! Вернёмся к словам, которые мы не внесли ни в одну группу изученных частей речи. (СЛАЙД 7) -На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? -На какой вопрос отвечает слово ШЕСТЬ? -Что называет, обозначает это слово? -На какой вопрос отвечает слово ВОСЬМОЙ? -Что называет это слово? -Давайте попробуем сами дать определение имени числительного. -Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник (с.43) - А где мы используем числительные в жизни? -Оказывается, имена числительные есть и в песнях. - Вы слушаете фрагменты песен и находите в них имена числительные. 1. Тридцать три коровы… 2. Жили у бабуси два весёлых гуся. 3. 3 белых коня… 4. Дважды два четыре, дважды да четыре… 5. В первый погожий сентябрьский денёк… 6. Миллион, миллион, миллион алых роз… -Молодцы! А теперь распределим их по разрядам: 1. Числительные, отвечающие на вопрос СКОЛЬКО? 2. Числительные, отвечающие на вопрос КАКОЙ? - Проверим! - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? - Предположите, как могут называться такие числительные. Напишите название своего первого столбика. -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? -Предположите, как могут называться такие числительные. 1.Игра «Волшебники». Поиграем! Я называю количественное числительное, а вы превращаете его в порядковое. (СЛАЙД 8) 2.ТЕСТ 1. Числительное – это а)часть речи б) часть слова в)член предложения г) цифра
2. Числительное отвечает на вопросы: а) Кто? Что? б) Что делать? что сделать? в) Сколько? какой (который)? г)Какой? какая? какое? какие?
3. Числительное называют: а) действие предмета б) признак предмета в) предмет г) количество предметов и порядок при счете
4. Числительные бывают: а) качественные/относительные / притяжательные б) одушевлённые / неодушевлённые в) количественные / порядковые 5. Определите разряд числительных: А) девять, сто, шестнадцать - ___________ числительные Б) пятый, десятый, сотый - ______________ числительные
- Проверьте свою работу и поставьте себе отметку. (СЛАЙД 9) А В Г В А-количественные Б-порядковые - Повторим, какие бывают числительные? Устно: сравнить числа : С помощью игры физминутка 15 и 28; 13,7 и 8,6; и ; 12,3 и 12,29; -8 и 6. - Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел? - Как называются эти числа? - Все ли числа мы умеем сравнивать? - Тогда сформулируйте тему урока. Работа над новой темой. Попробуйте определить цели и задачи урока (учитель может их записать на доске). Решить последний пример поможет нам координатная прямая. Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой. Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило для рациональных чисел и записать его в тетрадь. Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то, которое левее. Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему. Запишите одно положительное и одно отрицательное число. Сравните. Сделайте вывод. Сравните отрицательное число и нуль. Сделайте вывод. Сравните положительное число и нуль. Сделайте вывод. Сравните два отрицательных числа. Сравните их модули. Правила сравнения чисел: Любое отрицательное число меньше любого положительного. Нуль больше любого отрицательного числа. Нуль меньше любого положительного числа. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль больше. В) Закрепление изученного материала А теперь проверим, как вы усвоили новую тему. 3. Выполните тест на листочках 1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено - а) правее; б) левее. 2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено - а) правее; б) левее. 3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее? а) 0; б) -10; в )12; г) -6. 4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль? а) 0; б) -8; в )-14; г) 5. 5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания. а) 0, 12, -5, 11; б) 11, 0, -2, -5; в ) -5, -2, 0, 11. |