СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия (биология и технология) по теме "Красота и здоровье волос. Культура ухода за волосами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия (биология и технология) по теме "Красота и здоровье волос. Культура ухода за волосами"»

Предмет «Технология и Биология»

Класс 7

Технологическая карта интегрированного урока

учителя технологии Волковой Елены Леонидовны, МОУ СОШ №4 г.Ростова

и учителя биологии Топуновой Елены Николаевны, МОУ СОШ №4 г. Ростова

(ФИО, название образовательного учреждения)


Раздел

Гигиена кожи и волос

Тема

Красота и здоровье волос. Культура ухода за волосами.

Цель

Способствовать получению знаний о строении и типах волос и овладению технологий ухода за волосами.

Задачи

Образовательные:

  • создать условия для освоения информации о строении кожи и её производных (волосах);

  • раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей головы с точки зрения её анатомо-физиологических особенностей;

  • познакомить с критериями здоровых волос;

  • выявить факторы, влияющие на здоровье волос;

  • научить подбирать причёску по форме лица;

  • способствовать поиску учащимися информации о правилах и способах ухода за определённым типом волос;

  • научить определять свой тип волос.

Развивающие:

  • способствовать активизации познавательного интереса на основе использования лабораторного оборудования, самонаблюдений и заданий, требующих применения знаний в повседневной жизни;

  • продолжить формировать умение находить ответы на поставленные вопросы, грамотно выражать свои мысли;

  • акцентировать внимание на важности ухода за волосами как необходимого компонента культуры здоровья.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и аккуратность;

  • показать важность соблюдения гигиенических требований к уходу за кожей головы и волосами;

  • показать важность соответствия своего внешнего вида с требованиями Устава школы.

Основное содержание темы


Содержание:

Строение кожи. Строение волоса. Типы волос. Гигиенические требования к уходу за кожей головы с точки зрения её анатомо-физиологических особенностей. Критерии здоровых волос. Факторы, влияющие на здоровье волос. Зависимость причёски от формы лица. Правила и способы ухода за определёнными типами волос. Определение своего типа волос. Рассматривание под микроскопом и сравнение разных типов волос.

Основные виды деятельности учащихся:

  • выявляют основные компоненты личной гигиены и культуры здоровья человека;

  • используя видеоролик, изучают основные структурные элементы кожи и волоса;

  • выполняют лабораторную работу «Рассматривание под микроскопом разных типов волос»;

  • выявляют факторы, влияющие на структуру волос;

  • подбирают причёску по форме лица;

  • изучают информацию о правилах и способах ухода за определёнными типами волос;

  • оформляют информационный стенд для «Салона Красоты»;

  • определяют свой тип волос;

  • участвуют в конкурсе на лучшую школьную причёску.

Термины и понятия

Кожа и её производные. Личная гигиена. Культура здоровья. Эпидермис. Дерма. Волосяной фолликул. Сальная железа. Кутикула. Корковый слой волоса. Мозговой слой волоса.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • проявляют познавательные интересы и активность в изучении строения кожи и её производных (волос);

  • понимают значение здоровых волос и гигиенических требований к уходу за кожей головы;

  • соблюдают правила техники безопасности при выполнении лабораторной и практических работ;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • проявляют технологическое мышление при организации своей деятельности;

  • определяют свой тип волос;

  • создают варианты школьных причёсок.


- отражают в устной форме результаты своей деятельности, формулируют выводы, переводят информацию из одного вида в другой;

-согласовывают и координируют совместную познавательно-трудовую деятельность с одноклассниками;

-диагностируют результаты познавательно-трудовой деятельности по критериям оценивания самостоятельной работы учащихся;

- обосновывают пути и средства устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;

- соблюдают нормы и правила культуры труда и безопасности труда.

  • характеризуют особенности строения кожи и волос в зависимости от выполняемых функций;

  • раскрывают гигиенические требования к уходу за кожей головы с точки зрения её анатомо-физиологических особенностей;

  • выявляют факторы, влияющие на структуру волос;

  • подбирают тип причёски по форме лица;

  • подбирают информацию о правилах и способах ухода за определёнными типами волос;

  • могут отличить здоровые волосы от повреждённых.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы (дидактические материалы, МТО)

Биология и технология


- Презентация «Красота и здоровье волос» для интерактивной доски - Флипчарт ActivInspire

- Скриншот презентации в Microsoft Word

- Опорные схемы

- Раздаточный материал

- Компьютер

- Интерактивная доска

Формы организации познавательной деятельности

Методы обучения

Тип занятия

Работа в группах

Работа в парах

Самостоятельная работа учащихся

Беседа, лабораторная работа, практическая работа, работа на интерактивной доске, составление опорных схем, оценивание результатов работы одноклассников.

Комбинированный


Этап внеурочного занятия

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 Беседа, составление опорной схемы

 Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о красоте человека. Пусть эпиграфом будут слова А.П. Чехова “В человеке все должно быть прекрасно…”.

Перед нами фигурка человека.

Давайте сделаем человечка красивым! Пусть каждый из вас припишет ему какое-нибудь качество красивого человека. (Фигурка прикрепляется к доске)

Вы верно подметили, ребята, что у человека должны быть красивая одежда, прическа, походка, голос, стиль общения, красивые манеры. Как известно, “встречают по одежке”, и при знакомстве с новым человеком мы обращаем свое внимание именно на его внешний образ.

Сегодня мы поговорим о красоте волос. (Слайды 1-3) «Красота гор – камни, красота головы – волосы».

Ученики пишут на листочках различные качества красивого человека, зачитывают и составляют опорную схему «Красивый человек»

Личностные: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Опорная схема на доске «Красивый человек»

2. Актуализация знаний о строении волос

Беседа, просмотр видеоролика

Учитель демонстрирует видеоролик №1 «Строение кожи и волос» (без звука)

По окончании просмотра спрашивает «Что такое волосы?» (Слайд 4)

Дети отвечают на вопрос.

Личностные: формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные: свободно ориентироваться и воспринимать информацию;

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.


Актуализация знаний о волосах

3. Изучение нового материала

Просмотр видеоролика, беседа

А теперь давайте проверим, насколько вы правы.

Учитель демонстрирует видеоролик №2 «Строение кожи и волос» (звуковой)

После просмотра задаёт вопросы:

  1. Из каких частей состоит волос?

  2. Где расположен корень волоса?

  3. Каково внутреннее строение волоса?

  4. Как строение стержня волоса сказывается на состоянии волос?

(Слайд 5)

Дети смотрят видеоролик и отвечают на вопросы

Познавательные: формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные: умение слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю;

Личностные: умение кратко отвечать на вопросы по просмотренному видеоматериалу.

Знают строение кожи и волос

4. Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом разных типов волос»

Лабораторная работа

Давайте проведем исследование в нашей лаборатории. Перед вами коллекции различных видов волос. Рассмотрите их под микроскопом.

Учитель даёт инструктаж по ходу выполнения лабораторной работы.

(Слайд 6)

Дети работают с коллекциями и выполняют лабораторную работу согласно инструкции.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Регулятивные: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму в соответствии с инструкцией учителя, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Личностные: умение создавать микропрепарат для решения дальнейших задач.



Беседа

Беседа по итогам лаб.р.:

1) Чем отличаются друг от друга рассмотренные вами волосы?

2) Как вы думаете, от чего это зависит? (Почему волосы разные)

3) Как вы думаете, какие из них более красивые? Почему?

Дети отвечают на вопросы

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Выявляют факторы, влияющие на структуру волос

5. Обобщение и систематизация знаний

Беседа, составление кластера

Красивые волосы – это здоровые волосы! Давайте подумаем, что может влиять на здоровье волос?

Для этого составим кластер «Факторы, влияющие на здоровье волос».

  1. Особенности питания

  2. Уход за волосами

  3. Возраст

  4. Наследственность

  5. Вредные привычки

  6. Погодные условия

(Слайд 7)

Дети высказывают своё мнение, а затем составляют кластер.



Познавательные: использование имеющихся знаний, их структурирование

Составление кластера «Факторы, влияющие на здоровье волос».

6. Самостоятельная работа «Характеристика типов волос»

Работа в группах

Общеизвестно, что существует 4 типа волос: нормальные, сухие, жирные и смешанные. (учитель демонстрирует слайд).

Давайте дадим характеристику каждому из типов волос. Учитель даёт задания группам.

(Слайд 8)

Работают с дидактическим материалом (Приложение № 1) и составляют краткую характеристику каждому типу волос.

Познавательные: поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Коммуникативные: активное сотрудничество в поиске информации; аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение представлять результат деятельности группы.

Отчёт групп

7. Практическая работа №1 «Определение своего типа волос»

Индивидуальная работа

Ребята, а теперь попробуйте определить свой тип волос.

(Слайд 9)

Работают с дидактическим материалом (Приложение № 2), определяют свой тип волос.

Познавательные: использование имеющихся знаний, их структурирование, поиск и выделение информации, смысловое чтение;

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

Личностные: оценивание усваиваемого содержания исходя из личностных ценностей.

Знают свой тип волос

8. Актуализация знаний об уходе за волосами

Работа на интерактивной доске


Ребята, а в чём заключается уход за волосами?

Может ли быть одинаковым уход за разными типами волос? (Слайд 10)

Составляют схему последовательности ухода за волосами.

Отвечают на вопросы.


Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Схема последовательности ухода за волосами

9. Мини-проект «Уход за волосами»

Проектная деятельность (поиск информации и оформление стенда),

работа в группах

А сейчас я предлагаю вам изучить информацию об особенностях ухода за предложенным типом волос и оформить в виде быстрой публикации на стенд нашего салона красоты.

(Слайд 11)

Каждая группа работает с дидактическим материалом и оформляет свою страницу об уходе за определённым типом волос на стенд

Приложение №1

Приложение №3

Приложение № 4

Приложение №5

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные: определение общей цели и путей ее достижения; аргументирование своей позиции и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оформление информационного стенда для салона красоты

10. Актуализация знаний о значении прически

беседа

Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Если нет прически…» (Слайд 12)

Ребята, какое впечатление создалось у вас при просмотре этого сюжета. Понравились ли вам герои этого сюжета? Почему не понравились? (Ответы детей)
Да, любому неприятно общаться с растрёпанным человеком.

Смотрят видеоролик и отвечают на вопросы

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости


11. Получение новых знаний о прическах и форме лица

Просмотр слайдов

Человек с прической выглядит более симпатично.

Прическа - это придание волосам определенной формы.

Но не всем идут одинаковые прически. Почему? (разная форма лица)

Да, не любая причёска подойдет каждому из вас. Причёску надо подбирать в соответствии с формой своего лица.

Различают следующие формы лица: овальная, круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная, грушевидная, ромбовидная. (Слайд 13)

Работают с раздаточным материалом (Приложение №6).

Каждая группа характеризует определённую форму лица и подбирает рекомендации по соответствующим прическам.

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях причёсок и формах лица

Знают, что такое причёска, могут определить форму лица и подобрать к ней соответствующую причёску

12. Самостоятельная работа «Определение своей формы лица»

Индивидуальная работа

Определите свою форму лица, используя раздаточный материал. (Слайд 14)

Определяют свою форму лица по фотографиям, используя приложение №6.

Личностные: формирование эстетических потребностей и ценностей; развитие самостоятельности;

Познавательные: ориентирование в информационных источниках, отбор и сопоставление необходимой информации, определение основной и второстепенной информации.

Знают свою форму лица

13. Творческая практическая работа «Подбери причёску»

Работа в парах

Попробуйте подобрать прическу к заданной форм лица. (Слайд 15)

Рисуют прическу (Приложение № 7)


Свободные члены группы выполняют задания по карточкам:

1) «Найди ошибки» (Приложение № 8)

2) «Узнай врага в лицо» (Приложение №9)

Личностные: формирование эстетических потребностей и ценностей.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Эскиз прически.

Исправление ошибок в тексте по уходу за волосами.

Распознавание наружных паразитов


14. Применение знаний и умений в новой ситуации

Беседа

Как вы думаете, всякая ли прическа подойдет школьнику? Какой должна быть школьная прическа? (Требования к школьным прическам) (Слайд 16)

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


15. Творческая практическая работа

Работа в парах

Внимание! Объявляется конкурс на лучшую школьную причёску (для 2 девочек из группы), а для мальчиков - конкурс на лучшую заколку.

(Слайд 16)

В каждой группе девочки создают одну прическу, используя домашнюю заготовку.

Мальчики изготавливают заколку.

Познавательные: использование имеющихся знаний на практике;

Личностные: умение соотносить свой внешний вид с требованиями Устава школы.

Создание прически, соответствующей требованиям к внешнему виду школьника.

16. Подведение итогов конкурсов


Награждение дипломом лучшего парикмахера в номинации «Школьная прическа» и дипломом лучшего ювелира

(Слайд 16)

Дети оценивают работы своих одноклассников.

Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.


17. Рефлексия


Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы (Приложение №10)


(Слайд 17)



Дети отвечают на вопросы.

Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.

Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на занятии.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Учащиеся самостоятельно оценивают свои эмоции и результаты деятельности.