Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя. Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
Организация класса на работу | 1 мин |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | - Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Меня зовут Мария Андреевна. - Присаживайтесь. - Я рада вас видеть, и хочу пожелать вам успехов на уроке! | - Приветствуют учителя | | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | |
Формулирование темы урока, постановка цели | |
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися | - Ребята, послушайте стишок. У обрядов на Руси множество заветов. И один из них - шитьё кукол-оберегов. По поверью, талисман, защитит хозяев, Забирая на себя бремя испытаний. Из различных лоскутков ношеной одежды, Ладно вязаных узлов с верою, надеждой. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о куклах-оберегах . А тема нашего урока «Обрядовая кукла». - Итак каковы же цели нашего урока, чему мы с вами должны научиться. - А известны ли вам куклы - обереги? - Существуют обрядовые куклы такие как: Масленица(Домашняя масленица является мощным оберегом, защитницей семьи), Очистительная(помогает быстрее и легче проходить любые конфликты, возможные в жизни женщины: с собой, с окружающими людьми, с пространством в целом), Шестиручка(женский оберег. Помогает увидеть главное, защищает от суеты и ненужных пустых дел) | - Слушают - Мы должны познакомиться с видами обрядовых кукол и научиться изготавливать обрядовую куклу. - Ответы детей - Слушают | - Овладение элементарными практическими умениями и навыками разговорной речи, умение вести беседу. | Познавательные: Понимать информацию, представленную в разных формах. | |
Вводная беседа | |
Расширить знания о видах кукол- оберегов и использовании их в прикладном творчестве; Закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы. | - Знаете ли вы когда появились первые обрядовые куклы? - Сейчас я вам расскажу Куклы - обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. - Ребята а какой же праздник у нас с вами был на прошлой недели? - Что же делали в последний день масленицы? - Правильно, а раньше во время масленицы изготавливали вот такой оберег и назывался он «Кукла - масленица» , а в последний день масленицы , эту куклу люди сжигали. (Показываю пример) - Именно такую куклу мы с вами сегодня и сделаем. - Послушайте немного истории о этой обрядовой кукле. Домашняя кукла масленица - является оберегом для дома, изготавливается на масленичной недели либо накануне. Отличие от большой куклы, подлежащей сожжению это отсутствие лица. Каждую масленицу хозяйка изготавливает новую ляльку, а старая сжигается вместе с большим чучелом, забирая с собой невзгоды да горести. Домашняя масленица олицетворяет достаток семьи и имеет огромную оберегающую силу. Данная куколка имеет много образов, каждый делает ее по своему, все зависит от региона ее создания и фантазии хозяйки. | - Отвечают на вопросы учителя - Слушают - Масленица - Сжигали чучело. | - Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. | Коммуникативные: -- Формирование умения грамотно строить речевые высказывания -Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку. -Уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы. -Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Познавательные : -Поиск и выделение необходимой информации. | |
Подготовка к практической работе | |
| - Ребята посмотрите на куклу – масленица. (Показываю куклу- масленица.) - Какие части есть, у нашей куклы? Проведение физминутки. -Ребята, теперь мы с вами проведем физминутку. Выйдите из-за парты. Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться. Подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь. | - Изготавливать куклу- оберег - Рассматривают - Юбка, голова, руки, туловище - Выполняют | Сформированность первоначальных представлений о работе в изобразительном искусстве практической работе | Познавательные : Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач. Личностные : Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | |
Организация рабочего места | |
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены | - Прежде чем приступить к практической работе, давайте рассмотрим, какие инструменты нам с вами понадобятся , и вспомним технику безопасности. - Ребята скажите, что нам с вами понадобится? - Правильно. Давайте повторим правила. 1.Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. 2.При работе внимательно следите за направлением резания. 3. 3.Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. 4.Не держите ножницы лезвием вверх. 5. 5.Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6. 6. Не режьте ножницами на ходу. 7. 7.Не подходите к товарищу во время работы. 8. 8.Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 9. 9.Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. - Мы с вами повторили правила безопасности. Приступаем к практической работе. | - Нам понадобятся: Ножницы, пряжа, картон | | Личностные : -Развитие доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости. Познавательные : -Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач. -Поиск и выделение необходимой информации. -Понимать информацию, представленную в разных формах | |
Практическая работа | |
Закрепить навыки выполнения работы по плану; Способствовать воспитанию общей культуры труда; технологической культуры; художественно эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. | - Первое, что мы с вами сделаем: 1. Возьмём пряжу и намотаем на картон, сделаем 40 оборотов. 2. Отрезаем нитку. 3.Снимаем с картона нашу намотку. 4.Верхние части свободной ниткой перевязываем . 5. И закрепляем – узелком. Прячем свободный конец нити внутрь. 6.Разравниваем пряжу , так чтобы у нас получалась ровная верхняя часть- это будет голова. 7.Берём нить и отступив сантиметра полтора делаем обмотку 6 оборотов- это шея нашей куклы. 8.Обрезаем нитку. 9.Теперь делаем ручки, таким же образом. 10.Возьмём пряжу и намотаем на картон, сделаем 20 оборотов. 11.Отрезаем нитку. 12.Снимаем с картона нашу намотку. 13.Берём нить другого цвета обматываем руки нашей куклы отступив примерно сантиметр от края. 14. Завязываем узелок, и протягиваем нить к другой стороне ,и обматываем с другой стороны отступив также сантиметр. 15.Завязываем узелок и обрезаем нить. 16. Подготовленные ручки вставляем внутрь тельца продвигаем их до самой шеи куколки, расправляем и обматываем нити другого цвета под грудью, под ручками . 17. Делаем тугую обмотку. 18.Теперь делаем обмотку крест на крест. 19. Далее закрепляем нить вокруг талии, делая узелок. 20.Берём ножницы, разрезаем нити на ручках и подравниваем кончики. 21. Теперь разрезаем ниточки на платье и подравниваем кончики. 22. Вот такая куколка- масленица у нас получилась. | - Выполняют | | Личностные : Развитие доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости -Самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт. | |
Подведение итога урока. Рефлексия | |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности | -Закончите данные высказывания. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Я понял, что… 4. Теперь я могу… 5. я почувствовал, что… 6. меня удивило… - Ребята, что мы с вами узнали сегодня на уроке и чему мы научились? - Понравилось ли вам работать на уроке? Наш урок подходит концу, предлагаю вам продемонстрировать ваши работы друг другу. | - Дают ответы на высказывания учителя. - Мы научились делать куклу- оберег. | | Регулятивные : -Способность оценивать результаты собственной творческой деятельности; -Умение оценивать свою и чужую деятельность. | |
VIII. Уборка рабочих мест | |
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место | Уборка рабочих мест. Обобщение. - Ребята наводим порядок на рабочих местах. -Мне очень понравилось с вами работать, урок окончен. | Убирают рабочие места. | | | |
Методист: ______________/Яркова Е. Г./
Учитель:____________ /Пучкова В.С. /