СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта ИЗО

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта ИЗО»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Ф.И.О: Писарева Мария Андреевна

Дата: 18.03.2021

Школа: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Класс: 3

Учитель (Ф.И.О): Пучкова Виктория Сергеевна

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока

Обрядовая кукла

Цель

Познакомить учащихся с историей некоторых обрядовых кукол

Задачи:

Образовательная: научить учащихся изготавливать обрядовые куклы ; работать с пряжей

Развивающая: развивать фантазию и мышление ; развивать умение анализировать, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность

Воспитывающая: способствовать проявлению у учащихся фантазии; интереса к предмету

Планируемые результаты

Предметные умения: умения работать с пряжей

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

регулятивные – Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач.

коммуникативные - Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные:

- развитие творческого потенциала ребёнка, воображения и фантазии;

- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;

- воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Основные понятия

Обрядовая кукла, пряжа

Межпредметные связи

Литературное чтение, технология,забайкаловедение

Оборудование

Иллюстрации обрядовых кукол, пряжа, картон, карандаш, ножницы

Литература, Интернет ресурсы

  1. Образовательная сеть - https://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-uroka-obriadovaia-kukla.html



Задачи этапа урока (вида работ)

Деятельность учителя. Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

  1. Организация класса на работу

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Меня зовут Мария Андреевна.

- Присаживайтесь.

- Я рада вас видеть, и хочу пожелать вам успехов на уроке!


- Приветствуют учителя


Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


  1. Формулирование темы урока, постановка цели


Организовать формулирование темы и цели урока учащимися

- Ребята, послушайте стишок.

У  обрядов  на  Руси  множество  заветов.

И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.
По  поверью, талисман, защитит  хозяев,
Забирая  на  себя  бремя  испытаний.
Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,
Ладно  вязаных  узлов  с  верою, надеждой.


- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о куклах-оберегах .


А тема нашего урока «Обрядовая кукла».



- Итак каковы же цели нашего урока, чему мы с вами должны научиться.





- А известны ли вам куклы - обереги?




- Существуют обрядовые куклы такие как: Масленица(Домашняя масленица является мощным оберегом, защитницей семьи), Очистительная(помогает быстрее и легче проходить любые конфликты, возможные в жизни женщины: с собой, с окружающими людьми, с пространством в целом), Шестиручка(женский оберег. Помогает увидеть главное, защищает от суеты и ненужных пустых дел)

- Слушают
























- Мы должны познакомиться с видами обрядовых кукол и научиться изготавливать обрядовую куклу.





- Ответы детей





- Слушают

- Овладение элементарными практическими умениями и навыками разговорной речи, умение вести беседу.







































Познавательные: Понимать информацию, представленную в разных формах.


  1. Вводная беседа


Расширить знания о видах кукол- оберегов и использовании их в прикладном творчестве;

Закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы.

- Знаете ли вы когда появились первые обрядовые куклы?


- Сейчас я вам расскажу


Куклы - обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом.





- Ребята а какой же праздник у нас с вами был на прошлой недели?


- Что же делали в последний день масленицы?


- Правильно, а раньше во время масленицы изготавливали вот такой оберег и назывался он «Кукла - масленица» , а в последний день масленицы , эту куклу люди сжигали.

(Показываю пример)


- Именно такую куклу мы с вами сегодня и сделаем.


- Послушайте немного истории о этой обрядовой кукле.

Домашняя кукла масленица - является оберегом для дома, изготавливается на масленичной недели либо накануне. Отличие от большой куклы, подлежащей сожжению это отсутствие лица. Каждую масленицу хозяйка изготавливает новую ляльку, а старая сжигается вместе с большим чучелом, забирая с собой невзгоды да горести. Домашняя масленица олицетворяет достаток семьи и имеет огромную оберегающую силу. Данная куколка имеет много образов, каждый делает ее по своему, все зависит от региона ее создания и фантазии хозяйки.


- Отвечают на вопросы учителя





- Слушают


































- Масленица




- Сжигали чучело.











- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

Коммуникативные: -- Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.

-Уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы.

-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Познавательные :

-Поиск и выделение необходимой информации.


  1. Подготовка к практической работе



- Ребята посмотрите на куклу – масленица.

(Показываю куклу- масленица.)


- Какие части есть, у нашей куклы?



Проведение физминутки.


-Ребята, теперь мы с вами проведем физминутку. Выйдите из-за парты.

Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь.

- Изготавливать куклу- оберег








- Рассматривают

- Юбка, голова, руки, туловище






- Выполняют

Сформированность первоначальных представлений о работе в изобразительном искусстве практической работе

Познавательные : Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач. Личностные : Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости


  1. Организация рабочего места


Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены

- Прежде чем приступить к практической работе, давайте рассмотрим, какие инструменты нам с вами понадобятся , и вспомним технику безопасности.

- Ребята скажите, что нам с вами понадобится?


- Правильно. Давайте повторим правила.




1.Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    2.При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    3.Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    4.Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    5.Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.   6. Не режьте ножницами на ходу.

7.    7.Не подходите к товарищу во время работы.

8.    8.Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    9.Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

- Мы с вами повторили правила безопасности. Приступаем к практической работе.







- Нам понадобятся:

Ножницы, пряжа, картон


Личностные :

-Развитие доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости. Познавательные :

-Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач. -Поиск и выделение необходимой информации. -Понимать информацию, представленную в разных формах


  1. Практическая работа


Закрепить навыки выполнения работы по плану; Способствовать воспитанию общей культуры труда; технологической культуры; художественно эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

- Первое, что мы с вами сделаем:

1. Возьмём пряжу и намотаем на картон, сделаем 40 оборотов.

2. Отрезаем нитку. 3.Снимаем с картона нашу намотку.

4.Верхние части свободной ниткой перевязываем .

5. И закрепляем – узелком. Прячем свободный конец нити внутрь.

6.Разравниваем пряжу , так чтобы у нас получалась ровная верхняя часть- это будет голова.

7.Берём нить и отступив сантиметра полтора делаем обмотку 6 оборотов- это шея нашей куклы.

8.Обрезаем нитку.

9.Теперь делаем ручки, таким же образом.

10.Возьмём пряжу и намотаем на картон, сделаем 20 оборотов. 11.Отрезаем нитку. 12.Снимаем с картона нашу намотку.

13.Берём нить другого цвета обматываем руки нашей куклы отступив примерно сантиметр от края.

14. Завязываем узелок, и протягиваем нить к другой стороне ,и обматываем с другой стороны отступив также сантиметр.

15.Завязываем узелок и обрезаем нить.

16. Подготовленные ручки вставляем внутрь тельца продвигаем их до самой шеи куколки, расправляем и обматываем нити другого цвета под грудью, под ручками .

17. Делаем тугую обмотку.

18.Теперь делаем обмотку крест на крест. 19. Далее закрепляем нить вокруг талии, делая узелок.

20.Берём ножницы, разрезаем нити на ручках и подравниваем кончики. 21. Теперь разрезаем ниточки на платье и подравниваем кончики. 22. Вот такая куколка- масленица у нас получилась.



- Выполняют


Личностные :

Развитие доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости

-Самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт.


  1. Подведение итога урока. Рефлексия


Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности

-Закончите данные высказывания. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Я понял, что… 4. Теперь я могу… 5. я почувствовал, что… 6. меня удивило…

- Ребята, что мы с вами узнали сегодня на уроке и чему мы научились?

- Понравилось ли вам работать на уроке?

Наш урок подходит концу, предлагаю вам продемонстрировать ваши работы друг другу.

- Дают ответы на высказывания учителя.







- Мы научились делать куклу- оберег.


Регулятивные :

-Способность оценивать результаты собственной творческой деятельности; -Умение оценивать свою и чужую деятельность.


VIII. Уборка рабочих мест


Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место

Уборка рабочих мест. Обобщение. - Ребята наводим порядок на рабочих местах.

-Мне очень понравилось с вами работать, урок окончен.

Убирают рабочие места.






Методист: ______________/Яркова Е. Г./

Учитель:____________ /Пучкова В.С. /

Оценка_________________________