Технологическая карта к уроку истории России 6 классе " Культура Руси в домонгольский период "
6 класс.
Уроки № 17-18 Культура Руси в домонгольский период
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства, развивать навыки работы в группах. |
Образовательные ресурсы | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. |
План урока | 1. Начало формирования общерусской культуры. 2. Восприятие мира 3. Смысл древнерусских изображений и текстов. 4. Православный храм как образ мира древнерусского человека. |
Личностно значимая проблема | Прекратила ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства. |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Христианское мировоззрение, единая общерусская культура. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
| | | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | Беседа и задания на интерактивной доске | 1. Работа с терминами прошлого урока. Стр.107 2. Какие черты удельного периода позволяют говорить о нем как о положительном этапе древнерусской истории. Что оставалось единым после распада Руси? 3. - Давайте сформулируем тему урока. 4. Запишите её в тетрадь. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Учащиеся предлагают варианты формулировок темы урока и записывают в рабочую тетрадь по истории тему урока - «Культура Руси в домонгольский период». Отвечают на проблемный вопрос. | Фронтальная работа | Познавательные:используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные:высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Беседа с учащимися, работа с терминами Работа в группе | Ребята, а что такое культура, что вы о ней знаете? Показывает значение термина. Постановка проблемного вопроса:
Лабораторно-практическая работа Учащиеся делятся на группы.(Приложение 1) 1. Группа №1. Используя материал учебника (с.115) , подготовьте выступление по теме «Начало формирования общерусской культуры». 1. Дать определение «культура». 2.Почему в начале XII века с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранялось? 3.Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире.. 4. Сделайте вывод. 2. Группа №2. Используя материал учебника (с. 116-117) подготовьте выступление по теме «Восприятие мира». 1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев? 2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях. . 3. Группа №3. Используя материал учебника (с. 117-118 , подготовьте выступление по теме:» Смысл древнерусских изображений и текстов. 1.Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе « Чудо Георгия о змие». 2. Что заставило летописцев в удельный период начинать местные летописи с « Повести временных лет»? 4. Группа №4. Используя материал учебника (с. 119-121) , подготовьте выступление по теме «Православный храм как образ древнерусского человека». 1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира. 2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство. . Группа №5. Используя материал учебника (с. 123-124) , Ответьте на вопросы к документам. Стр.124 Группа №6 Подготовьте сообщение об иконе « Ангел Златые власа», «Устюжское Благовещение». | Высказывают свои суждения, если необходимо обсуждают мнения одноклассников. Знакомятся с термином, записывают в тетрадь. Работа в группе. Отчет о проделанной работе
Учащиеся выписывают в тетрадь термины « христианское мировоззрение», единая общерусская культура» | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. | Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные:совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | | Организует работу с учащимися Практическая работа по теме: « Культура в домонгольский период» Вывод: Существование единой русской культуры не прекратилось с началом раздробленности Руси.. | | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Модуль «Культура Руси в домонгольский период». На доске изображения культурных объектов Древней Руси Проводит беседу по вопросам: – Каковы были особенности культуры в домонгольский период? Каково было влияние христианства на культуру? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | § 16-17приготовить презентацию по теме. | Конкретизирует домашнее задание составить кроссворд, викторину | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение 1
1. Группа №1. Используя материал учебника (с.115) , подготовьте выступление по теме «Начало формирования общерусской культуры». 1. Дать определение «культура». 2.Почему в начале XII века с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранялось? 3.Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире.. 4. Сделайте вывод. | 2. Группа №2. Используя материал учебника (с. 116-117) подготовьте выступление по теме «Восприятие мира». 1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев? 2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях. |
3. Группа №3. Используя материал учебника (с. 117-118 , подготовьте выступление по теме:» Смысл древнерусских изображений и текстов. 1.Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе « Чудо Георгия о змие». 2. Что заставило летописцев в удельный период начинать местные летописи с « Повести временных лет»? | 4. Группа №4. Используя материал учебника (с. 119-121) , подготовьте выступление по теме «Православный храм как образ древнерусского человека». 1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира. 2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство. |
5. Группа №5. Используя материал учебника (с. 123-124) , Ответьте на вопросы к документам. Стр.124 | 6.Группа №6 Подготовьте сообщение об иконе « Ангел Златые власа», «Устюжское Благовещение». |
Приложение 2
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором идет речь.
«... Сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли; основал новые селения и города: кроме Москвы, ЮрьевПольский, Переславль-Залесский, Дмитров на берегу Яхромы. [Князь] не имел добродетелей своего отца, великого Мономаха, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной».
Даниил Галицкий
Юрий Долгорукий
З) Андрей Боголюбский 4) Всеволод Большое Гнездо Ответ:
2. Напишите имя князя, деяния и заслуги которого упомянуты в тексте.
[Князь] не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской Кроме церкви Успения он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей.
Ответ:
З. Запишите термины, о которых идет речь.
В пропуски напротив каждого определения поместите соответстВУЮЩИЙ термин (понятие).
![]()
полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

свод с полушаровидной поверхностью (позднее в форме «луковКи»).

полукруглые завершения верхней части стены.

охватывающий стены храма по периметру декоративный пояс из
небольших ложных арок.

плоские вертикальные декоративные выступы на поверхности стены, членящие фасад.

здание прямоугольной формы, все центральное пространство которого в плане образует крест.
Термины:
1) крестово-купольный тип храма | 4) апсиды |
2) пилястры | 5)аркатурный пояс |
З) закомары | 6) барабан |
7) купол
Расположите в хронологической последовательности названия следующих архитектурных памятников.
церковь Покрова Богородицы на Нерли
Софийский собор в Новгороде З) Десятинная церковь в Киеве
4) Дмитриевский собор во Владимире
Ответ: 
Установите соответствие между памятниками архитектуры и правителями, при которых они были возведены.
Памятники архитектуры | ПРАВИТЕЛИ Владимир Святославович |
А) Софийский собор в Киеве |
Б) Десятинная церковь в Киеве | 2) Андрей Боголюбский |
З) Ярослав Мудрый
В) Дмитриевский собор во Владимире 4) Всеволод Большое Гнездо
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
6. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
На развитие русской культуры большое влияние оказала
из которой на Русь пришло христианство. Византийские мастера сооружали на Руси каменные храмы, одновременно передавая секреты своего мастерства русским строителям. При князе
Владимире в Киеве был построен первый на Руси каменный храм —
При Ярославе Мудром в Киеве был сооружен собор. Аналогичные по названию соборы появились в городах
и


Храмы возводились из плоского бледно-розового кирпича, который назывался. Внутри стены храмов украшались росписями по сырой штукатурке ____________
Для украшения внутренних стен храмов использовали также изображения или узоры, выполненные из кусочков камня, керамики и специального материала _________ такие изображения получили название Лики (образы) святых художники писали на которые были обязательным украшением и принадлежностью храма.
Еще до принятия в году христианства на Русь пришла славянская азбука. Ее создателями являются церковные деятели из греческого города Салоники
При монастырях велось летописание. Монах Киево-Печерского монастыря составил в начале ______ в. летописный свод

Наряду с летописью распространяется другой жанр древнерусской литературы — жизнеописания (жития) русских святых. Первыми русскими святыми признаны и Жития этих святых повествуют об их гибели от рук брата Святополка в междоусобной борьбе в 1015 г.
Памятниками устного народного творчества являются _____________ прославляющие, русских богатырей — надежных защитников родной земли.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и временем их создания.
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ А) «Слово о полку Игореве» Б) «Десятинная церковь в Киеве» | ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ 1)Xв 2) XIв |
В) Золотые ворота в Киеве | 2) XII в. 3) XIV вв. |
Ответ:
8.Рассмотрите изображения. Подпишите названия храмов. Укажи, в каком веке и в каких городах они возведены.


Приложение 3
Рефлексия. «Я», «Мы», « Дело».
«Я»: как работал? Допускал ли ошибки? | «Мы»: насколько мне помогли одноклассники? | «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? |
| | |
«Я»: как работал? Допускал ли ошибки? | «Мы»: насколько мне помогли одноклассники? | «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? |
| | |