Постановка темы и цели урока. Работа по теме урока Анализ произведения | Определите тему урока. Поставьте цель, которую нам нужно будет достичь. - Мы с вами разделим сказку на части. - Составим план к ней. - Дадим характеристику главному герою. - Определим главную мысль произведения. Как называется произведение которое изучаем? Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском? Почему сказка? Какой вид сказки? Кто знает, что такое табакерка? Кто главный герой произведения? - А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише. Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского? - Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке. - Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник) - Что можете сказать о проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь») Почему колокольчики были разного роста, «не одинакие»? Что понял Миша, обсудив жизнь мальчиков-колокольчиков? Согласился ли он с ними? А вы согласны? - С какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой.) -Понравились ли ему дядьки-молоточки? Какая поговорка была у них? Почему? Прочитайте разговор с господином Валиком ПО РОЛЯМ. Стр. 164. Какой вывод сделал для себя Миша? А как считаете вы – нужно ли присматривать за вами, детьми? Почему? С кем еще встретился Миша? Прочитайте. О чем рассказала царевна Пружинка? Какая поговорка была у нее?перескажите этот эпизод. Давайте обратим внимание на устройство щкатулки. Работа со схемой. Поверил ли ей Миша? Что произошло дальше? Прочитайте. Почему папа запрещал ему это делать? Чем закончилась история? - Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь? ( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, он понял что такое перспектива, как устроена музыкальная табакерка.) Какова главная мысль сказки? Какую цель преследовал автор? Какова цель сказок. | На уроке будем продолжать работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой познакомились на прошлом уроке. В.Ф. Одоевский « Город в Табакерке» Дети по одному предложению рассказывают о писателе. Есть выдумка и фантазия? Ведь город не может располагаться в шкатулке. Научно-познавательная сказка. -Табакерка- коробочка для хранения нюхательного табака. - Мальчик Миша. - Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке. Миша попал в город Динь-Динь во сне. Они были неодинаковыми: кто больше – у того и голос толще. Весь день заниматься один и тем же делом – скучно. Нет, они были грубы и без сожаления били мальчик. «Тук-тук-тук» - звук молотка Чтение по ролям. «теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит». Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят. Царевна-Пружинка. Она подробно описала механизм работы, как получается музыка в музыкальной табакерки. Зиц-зиц-зиц. Дети рассказывают ,как работает шкатулка: Пружинка толкает валик – валик вертится и цепляет молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, колокольчики звенят и издают мелодичный звук. Мише захотелось проверить, правду ли она говорит. С. 166 – «В одно мгновение пружинка …» Так можно сломать табакерку. Миша проснулся – всё его путешествие оказалось просто сном. Автор хотел сказать о том, что в мире всё взаимосвязано. Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все "поручения". Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок. Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья. | Дети определяют тему и цель урока. Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке. Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы. Выборочное чтение. Чтение по ролям Дети пересказывают эпизод. Работа со схемой |
Первичное закрепление. | -Подведем итог: что мы делали во время урока? Почему сказка называется научно – познавательная? В какие науки автор сказки н вовлек читателей? -Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке? Самостоятельная работа: ответьте на вопросы: Как звали автора сказки? а) Владимир Иванович Одоевский б) Александр Сергеевич Пушкин в) Владимир Фёдорович Одоевский 2. Кто не является героем произведения? а) молоточек б) колокольчик в) винтик 3. Из чего была сделана табакерка? а) из черепахового панциря б) из золота в) из папье-маше 4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания? а) механика б) биология в) астрономия | Обсудили сказку «Городок в Табакерке». Миша познакомился с мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, господином Валиком и Царевной Пружинкой. Полученные знания могут пригодиться на уроках рисования и в жизни; в беседе со сверстниками или взрослыми… в) Владимир Фёдорович Одоевский в) винтик а) из черепахового панциря а) механика | Закрепление изученного материала. Проверка усвоения материала. |