УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Сложение отрицательных чисел»
Класс 6
Объем учебного времени на тему 2 часа
Место урока в теме (взаимосвязь с другими темами): третий урок в теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», на нем учащиеся знакомятся с правилом сложения отрицательных чисел, используют его для сравнения выражений и решения уравнений.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и начать работу по отработке умений и навыков его применения;
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний, воспитание активности, умения общаться, воспитание общей культуры
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные:
Понимать, как складываются отрицательные числа. Уметь рассуждать и обобщать, аргументировано отвечать на вопросы собеседников, приводить примеры. Познакомиться с историческим материалом по теме.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; осуществлять контроль правильности своих действий;
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Критерии (показатели, индикаторы) достижения планируемых результатов:
Предметные
Умение безошибочно выполнять сложение отрицательных чисел
Метапредметные
умение строить высказывания , умение выполнять действие по алгоритму,
Личностные
Оценивание усваиваемого материала, исходя из личностных ценностей.
Способы контроля за результатами: самостоятельная работа, лист самооценки
Основные виды учебной деятельности обучающихся: фронтальная работа, индивидуальная работа
Основной уровень активности (воспроизводящая, интерпретирующая, творческая): воспроизводящая, частично творческая
Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: проблемное обучение, технология развивающего обучения, фронтальная работа, индивидуальная работа, анализ, работа с книгой.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Используемый УМК (основной и дополнительный): Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд . Математика. Учебник для 6-го класса
- тетрадь
Материально-техническое оснащение урока (МТБ, ТСО. Расходные материалы и т.д.): листы контроля, тексты самостоятельной работы, проектор, ноутбук, экран
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
| | | | | |
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД | Пояснения к этапам |
Предметные | УУД | |
1.Самоопределение к деятельности, мотивация. Цель: приветствие учащихся. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. | Приветствие. Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. | | Мобилизация внимания, уважение к окружающим. (Личностные УУД). | Создание тёплой атмосферы |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | . Отвечают на вопросы учителя, учатся формулировать цель своей деятельности Ставят баллы в листах самооценки . Решают задания и приходят к проблеме: как сложить отрицательные числа. Выделяют трудности, определяют план своих дальнейших действий. Ставят оценки в лист самооценки. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. -На прошлых уроках вы узнали много нового. Оценим свои знания с помощью графического диктанта. Если вы согласны с высказыванием, рисуете в тетради отрезок, если нет - уголок 1. Для любого натурального числа существует противоположное число. 2.Противоположные числа имеют равные модули. 3. Число 5 имеет два противоположных числа. 4. Сумма противоположных чисел равна 1. 5. Любое положительное число больше отрицательного. 6. Отрицательные числа лежат слева от нуля. 7.Из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль больше. 8. Любое отрицательное число меньше нуля. Проверка. - Последние 4 вопроса были посвящены отрицательным числам. Часто говоря о слове «отрицательный» у нас возникают негативное отношение к нему: отрицательный герой, отрицательный ответ на просьбу, отрицательный результат в учёбе или на соревновании. Но бывают ситуации, когда слово «отрицательный» у нас вызывают положительные эмоции. Когда это бывает? Ребята давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. Сложите числа с помощью координатной прямой. Удобно ли нам будет использовать такой способ при сложении многозначных чисел? Что мы сегодня с вами должны узнать? Следовательно, тема нашего урока … (формулируют дети) Какая ваша цель на сегодняшнем уроке? | Понимать математическую речь Умеют анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку. Оценивать результат | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные – учатся оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. | На слайде презентации постепенно появляются утверждения, для которых надо установить истинно оно или ложно. 1.На примере этой задачи дети впервые сталкиваются с тем, что отрицательными числами обозначают долг. 2 и 3-я задачи (межпредметные связи) |
II.Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Читают правило по учебнику, запоминают, записывают алгоритм в тетрадь. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. Давайте еще немного поработаем с координатной прямой и найдем сумму чисел. Какие числа записаны в 1 и 2 столбиках? В4и5? Обратите внимание на 3 и 6 столбики. Что вы можете сказать о этих числах? Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел, опираясь на данные в таблице. Работа с книгой. На стр. прочитаем правило, и сравним его с тем, что получилось у нас. Проговорите правило в парах с соседом. Давайте посмотрим, как нужно оформлять сложение отрицательных чисел: | | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). | На слайде представлена координатная прямая и несколько примеров. Дети с её помощью выводят новое правило. |
III. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками сложения отрицательных чисел с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют упражнения. Ставят оценки в лист самооценки | Называет этап. Организует усвоение правила учениками с проговариванием во внешней речи. Примените изученное правило для выполнения сложения: Работа с учебником: по цепочке | .Применяют изученное правило | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
Ф и з | к у л ь т | м и | н у т | к | а |
IV.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно на карточке. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Называет этап. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку. (См. приложение 1) - карточка Если вы все правильно сделали у вас должно получиться имя индийского ученого. Историческая справка №2 (См. презентацию) Полезность и законность отрицательных чисел утверждались постепенно. Индийский математик Брахмагупта (VII век) уже рассматривал их наравне с положительными. В индийской математике положительные числа называли «имущество» или «друг», отрицательные - «долг» или «враг». | Уметь решать Задания на сложение отрицательных чисел. Знакомятся с историческим материалом по данной теме. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | В работе дети закрепляют изученное правило и узнают имя индийского математика Брахмагупты. |
V. Реализация построенного проекта Цели: - организовать усвоение учащимися умений работать с отрицательными числами; - организовать составление совместного плана действий - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Проговаривают название этапа с учителем. Составляют план решения задачи и записывают решение в тетради. Ставят оценки в лист самооценки | Называет этап. Организует усвоение умений решать задачи. Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия. - Мы сейчас не можем представить свою жизнь без отрицательных чисел. Они присутствуют в любой сфере деятельности человека. (Далее по презентации дети знакомятся, где можно встретить в современной жизни отрицательные числа) В офтальмологии (решаем задачу) В географии: В Антарктиде находится полюс холода нашей планеты. Температура воздуха не поднимается здесь выше -20о. А самая низкая температура воздуха была зарегистрирована в 1983 году. Какая температура была зарегистрирована, если мороз увеличился на - 69,2о? Отрицательные числа в физике. Отрицательный на латыни звучит как «негативус». Негативом называли изображение наоборот в черно-белой фотографии и кинематографе. Положительные и отрицательные числа симметричны относительно нуля. Их можно назвать антиподами. В Тихом океане есть острова, которые по аналогии с этими числами называют Острова Антиподов. | Знать структуру задачи. Уметь решать задачи Расширяют свой кругозор. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. | Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Подведем итоги нашей работы: Какую проблему мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее решить? Как сложить два отрицательных числа? Поделитесь своими эмоциями на сегодняшнем уроке, нарисуйте мордашку и сдайте маршрутный лист. Д.з.: - Спасибо всем! Все сегодня молодцы! | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
Лист самооценки __________________________________________(фамилия, имя)
Вид работы | Критерий оценивания | Оценка |
Графический диктант | всё сделано правильно - «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3 ошибки – «3» | |
Решение задачи | составили числовое выражение -«4»; догадались, как получить результат – «5» | |
«Открытие» правила сложения отрицательных чисел | если догадался и рассказал всему классу, рисуешь | |
Устное решение примеров | если правильно решил пример, рисуешь | |
«Открытие» свойства сложения отрицательных чисел | если догадался и рассказал всему классу, рисуешь | |
Самостоятельная работа | получили имя индийского математика – «5»; успели придумать своё обозначение отрицательных чисел –«5» | |
Перевод с индийского языка на русский | если догадался и рассказал всему классу, рисуешь | |
Решение задач | офтальмология | за правильное решение каждой задачи – «5» | |
география | |
Вопрос «на засыпку» | если догадался и рассказал всему классу, оценка «5» | |
Оценка за урок | За урок выставляется часто повторяющаяся оценка. Смайлик – это 1 балл, который можно прибавить к «3» или «4», чтобы была пятёрка. | |
У меня сегодня получилось ____________________________________________________________ Я и не подозревал, что ________________________________________________________________ Меня удивило, что ___________________________________________________________________ Мне захотелось ______________________________________________________________________ |
СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Установить правильную последовательность:
ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА, НАДО:
- перед
- сложить
- результатом
- знак
- модули
- поставить
- их
- минус
- и
Выполните сложение и запишите в таблицу сначала ответ, а затем букву, соответствующую вашему ответу:
-7+(-8) | 0+(-1) | -3+(-5) | 2+5 | -2,5+(-2) | -8+0 | -3+(-6) | -10+0 | -3+(-1) | -1+(-1,1) | -7+(-1) |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
М | Р | Б | А | У | П | Г | Т | Х |
-4,5 | -1 | -15 | -8 | -10 | -4 | -9 | -1,1 | 7 |