СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Почему радуга разноцветная?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Цель: формирование начальных представлений о свете и цвете, о причинах возникновения радуги.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку окружающего мира "Почему радуга разноцветная?"»

Предмет: окружающий мир Класс: 1А класс Учитель: Снежницкая Е.А.


Тема: «Почему радуга разноцветная?» Тип урока: урок открытия нового знания.


Цель урока:

формирование начальных представлений о свете и цвете, о причинах возникновения радуги.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • узнать, как образуется радуга;

  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приѐма.

Личностные:

  • развивать интерес к изучению явлений природы;

  • развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга";

  • уметь оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные УУД:

  • предполагать самостоятельно, какая информация нужна для решения учебной задачи

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний


Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета


Оборудование урока: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27; видеофрагмент «Почему радуга разноцветная?», радуга, оболочки, звездочки для рефлексии и оценивания своих достижений (карандаши: зеленого, красного цвета).


Основные понятия: природные явления (солнце, дождь, радуга.)


Форма урока: объяснительно-иллюстративный; проблемный; индивидуальная, фронтальная.


Технологии урока: информационно-коммуникационные технологии; технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога.


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


I. Организационный момент

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.


Доброе утро, ребята!

Улыбнемся друг другу! От улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Эмоциональный настрой на урок


II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности

Создать условия для актуализации знаний учащихся, необходимых для открытия новых знаний.


Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.


-О каких явлениях природы мы с вами говорили на прошлом уроке?


Послушайте стихотворение и продолжите его

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берѐт.

Почему же? Почему же?

Потому что…


-Давайте с вами с помощью пальчиков покажем, как идет сильный дождик. (Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.)

-Затем дождь затихает, затихает….


Послушайте сказку.

Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что - сразу плачет.

Пожалело его солнышко, выглянуло из-за туч и сказало: - эй, дождик, хватит плакать!

А дождик опять: знай себе, плачет. Солнышко ещё больше из-за тучки выглянуло, а дождик, будто его и не заметил.

Вышло тогда солнышко совсем из-за туч, протянуло к дождику свои лучики.

А лучики сквозь капельки воды прошли и стали разноцветными! Встало над землёй чудо.

Дождик как увидел эту красоту, сразу плакать перестал.

- Что же увидел дождик? (какую красоту?)

Ветер, дождь.






Хором «Дождь идет!»



Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.


Стучат тише…











-Радугу

III. Самоопределение деятельности.

Создание условия для определения детьми темы и постановки учебных задач урока.

–О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

–Правильно, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

- Ребята, кто из вас видел радугу? Какая она?

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы сегодня поставим перед собой?


- Верно. Мы узнаем, как и когда появляется радуга, почему она разноцветная, из каких цветов она состоит.


–Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли еѐ в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

- Ребята, а когда появляется радуга?


- А где еще можно увидеть радугу?

- О радуге.


Красивая. Разноцветная.


Узнать, когда появляется радуга. Почему разноцветная.





Дети поднимали руку.

-Веселое, радостное, хорошее.






Летом, дождь, солнце.


В лужах на асфальте, в брызгах фонтана, у водопадов.


IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Организация изучения нового материала;

Формирование умение делать выводы: Развитие умения извлекать информацию для открытия новых знаний. Раскрытие сущности обсуждаемых явлений, используя наглядные методы, выстраивание логических умозаключений.

- Ребята, давайте попробуем предположить, как появляется радуга, какие погодные условия необходимы для ее появления?

- Проверить ответы на вопросы мы сможем посмотрев видеофрагмент.


Беседа после просмотра видеофрагмента.


-Что нового и интересного для себя вы узнали?


- Назовите эти цвета по порядку.



-Какая фраза- подсказка поможет нам?

(учитель вешает на доску карточки)



-А почему радуга разноцветная?






-Смогли мы ответить на вопросы: «Когда появляется радуга? И почему она разноцветная?»



Сделаем с вами вывод: «Когда появляется радуга?»


- Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, верно ли мы сделали вывод. Стр 41

Солнце, вода.


Ученики смотрят видеофрагмент.




- Радуга разноцветная. Состоит из 7 цветов.


- Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.


Каждый охотник желает знать где сидит фазан.


-Нам кажется, что свет белый, но на самом деле он состоит из 7 цветов. Когда свет проходит через капли дождя, то распадается на разноцветные лучики.


Да.



-Когда светит солнце и идет дождь.


??????????

V. Физкультминутка

Организация смены вида деятельности с целью

предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжѐнности у детей


Музыкальная физминутка.


VI. Первичное закрепление.

Организация усвоения нового; зафиксировать

новое содержание урока.

- Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю вам самим создать радугу.

Работать будем в парах. Возьмите конверты. Найдите в них картинку-раскраску. Договоритесь, кто какую полоску радуги будет раскрашивать.

Можете пользоваться фразой-подсказкой (в учебнике или на доске)


- какие возникли затруднения?


А сейчас мы с вами попробуем стать волшебниками. (ведь радуга не появляется по нашему желанию).

Чтобы сделать радугу своими руками, вам понадобится:

Мелкая посудина Вода Электрический фонарик Белая поверхность или лист бумаги Зеркало

1. Наполните небольшую посудину водой наполовину.

2. Поместите в воду зеркало под углом.

3. Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или, если вы предпочитаете выполнять эксперимент с дневным светом, вынесите посудину на улицу и поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой).


- А теперь поработаем с вами самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на странице 26 и раскрасть радугу, используя фразу-подсказку.


Ребята раскрашивают радугу







Рассказывают о затруднениях.














Дети самостоятельно раскрашивают радугу. (НА ДОСКЕ МАГНИТЫ!!!!)


VII. Рефлексия

Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор


-Давайте с вами поиграем в игру. Для этого достаньте из конверта рисунки с шариками. возьмите красный и зеленый карандаш.

- Я буду задавать вопросы, и если ответ «да» зеленым цветом раскрашиваете шарик, если ответ «нет»- красным.

1) У радуги семь цветов?

2) Все цвета расположены в определѐнном порядке?

3) В радуге есть коричневый цвет?

4) Радуга образуется, когда солнечные лучи попадают в небе на капли дождя?

5) Строители радуги – солнце и дождь?

- Молодцы, ребята!





Раскрашивают шарики. Проверка на доске.

V. Подведение итогов урока

Фиксирование результатов, полученных на уроке. Самооценка учениками собственной

деятельности.

Ребята, а вы помните, какая была у нас тема урока?

- Когда появляется радуга?

- Сколько цветов в радуге?

- Произнесем хором фразу-подсказку для запоминания цветов радуги. РЕЗЕРВ – Третий лишний

- Осталось лишь только оценить себя.

-Оцените свои достижения.

Критерии оценивания:

- поднять зеленый карандаш - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

- поднять красный карандаш - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

Спасибо, ребята, за урок! Урок окончен!

Почему радуга разноцветная

Игра «Третий лишний».

Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

• Оранжевый, коричневый, желтый.

• Зеленый, голубой, белый.

• Фиолетовый, малиновый, желтый.

• Красный, черный, синий.


Список литературы и ресурсов Интернет:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс. Сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2010.

  2. Плешаков А.А, Александрова В.П., Борисова С.А. Методическое пособие к учебнику. М.: «Просвещение», 2002.

  3. Фефилова Е.П.,Поторочина Е.А., Дмитриева О И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,1 класс. 3-е изд. М.: ВАКО, 2007.

  4. http://www.liveinternet.ru/users/3900572/post142676409/картинка

  5. http://encyc-bob.ru/nauka-i-obrazovanie/priroda/raduga образование радуги

  6. http://www.antula.ru/colour-rgb.htm каждый охотник…