формирование начальных представлений о свете и цвете, о причинах возникновения радуги.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | Доброе утро, ребята! Улыбнемся друг другу! От улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! | Эмоциональный настрой на урок |
II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности Создать условия для актуализации знаний учащихся, необходимых для открытия новых знаний. Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. | -О каких явлениях природы мы с вами говорили на прошлом уроке? Послушайте стихотворение и продолжите его Почему повсюду лужи? Мама зонтик свой берѐт. Почему же? Почему же? Потому что… -Давайте с вами с помощью пальчиков покажем, как идет сильный дождик. (Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.) -Затем дождь затихает, затихает…. Послушайте сказку. Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что - сразу плачет. Пожалело его солнышко, выглянуло из-за туч и сказало: - эй, дождик, хватит плакать! А дождик опять: знай себе, плачет. Солнышко ещё больше из-за тучки выглянуло, а дождик, будто его и не заметил. Вышло тогда солнышко совсем из-за туч, протянуло к дождику свои лучики. А лучики сквозь капельки воды прошли и стали разноцветными! Встало над землёй чудо. Дождик как увидел эту красоту, сразу плакать перестал. - Что же увидел дождик? (какую красоту?) | Ветер, дождь. Хором «Дождь идет!» Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик. Стучат тише… -Радугу |
III. Самоопределение деятельности. Создание условия для определения детьми темы и постановки учебных задач урока. | –О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? –Правильно, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. - Ребята, кто из вас видел радугу? Какая она? - Как вы думаете, какие учебные задачи мы сегодня поставим перед собой? - Верно. Мы узнаем, как и когда появляется радуга, почему она разноцветная, из каких цветов она состоит. –Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга? Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли еѐ в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. - Ребята, а когда появляется радуга? - А где еще можно увидеть радугу? | - О радуге. Красивая. Разноцветная. Узнать, когда появляется радуга. Почему разноцветная. Дети поднимали руку. -Веселое, радостное, хорошее. Летом, дождь, солнце. В лужах на асфальте, в брызгах фонтана, у водопадов. |
IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации Организация изучения нового материала; Формирование умение делать выводы: Развитие умения извлекать информацию для открытия новых знаний. Раскрытие сущности обсуждаемых явлений, используя наглядные методы, выстраивание логических умозаключений. | - Ребята, давайте попробуем предположить, как появляется радуга, какие погодные условия необходимы для ее появления? - Проверить ответы на вопросы мы сможем посмотрев видеофрагмент. Беседа после просмотра видеофрагмента. -Что нового и интересного для себя вы узнали? - Назовите эти цвета по порядку. -Какая фраза- подсказка поможет нам? (учитель вешает на доску карточки) -А почему радуга разноцветная? -Смогли мы ответить на вопросы: «Когда появляется радуга? И почему она разноцветная?» Сделаем с вами вывод: «Когда появляется радуга?» - Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, верно ли мы сделали вывод. Стр 41 | Солнце, вода. Ученики смотрят видеофрагмент. - Радуга разноцветная. Состоит из 7 цветов. - Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый охотник желает знать где сидит фазан. -Нам кажется, что свет белый, но на самом деле он состоит из 7 цветов. Когда свет проходит через капли дождя, то распадается на разноцветные лучики. Да. -Когда светит солнце и идет дождь. ?????????? |
V. Физкультминутка Организация смены вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжѐнности у детей | Музыкальная физминутка. | |
VI. Первичное закрепление. Организация усвоения нового; зафиксировать новое содержание урока. | - Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю вам самим создать радугу. Работать будем в парах. Возьмите конверты. Найдите в них картинку-раскраску. Договоритесь, кто какую полоску радуги будет раскрашивать. Можете пользоваться фразой-подсказкой (в учебнике или на доске) - какие возникли затруднения? А сейчас мы с вами попробуем стать волшебниками. (ведь радуга не появляется по нашему желанию). Чтобы сделать радугу своими руками, вам понадобится: Мелкая посудина Вода Электрический фонарик Белая поверхность или лист бумаги Зеркало 1. Наполните небольшую посудину водой наполовину. 2. Поместите в воду зеркало под углом. 3. Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или, если вы предпочитаете выполнять эксперимент с дневным светом, вынесите посудину на улицу и поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой). - А теперь поработаем с вами самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на странице 26 и раскрасть радугу, используя фразу-подсказку. | Ребята раскрашивают радугу Рассказывают о затруднениях. Дети самостоятельно раскрашивают радугу. (НА ДОСКЕ МАГНИТЫ!!!!) |
VII. Рефлексия Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор | -Давайте с вами поиграем в игру. Для этого достаньте из конверта рисунки с шариками. возьмите красный и зеленый карандаш. - Я буду задавать вопросы, и если ответ «да» зеленым цветом раскрашиваете шарик, если ответ «нет»- красным. 1) У радуги семь цветов? 2) Все цвета расположены в определѐнном порядке? 3) В радуге есть коричневый цвет? 4) Радуга образуется, когда солнечные лучи попадают в небе на капли дождя? 5) Строители радуги – солнце и дождь? - Молодцы, ребята! | Раскрашивают шарики. Проверка на доске. |
V. Подведение итогов урока Фиксирование результатов, полученных на уроке. Самооценка учениками собственной деятельности. | Ребята, а вы помните, какая была у нас тема урока? - Когда появляется радуга? - Сколько цветов в радуге? - Произнесем хором фразу-подсказку для запоминания цветов радуги. РЕЗЕРВ – Третий лишний - Осталось лишь только оценить себя. -Оцените свои достижения. Критерии оценивания: - поднять зеленый карандаш - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги; - поднять красный карандаш - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги. Спасибо, ребята, за урок! Урок окончен! | Почему радуга разноцветная Игра «Третий лишний». Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге. • Оранжевый, коричневый, желтый. • Зеленый, голубой, белый. • Фиолетовый, малиновый, желтый. • Красный, черный, синий. |
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс. Сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2010.
Плешаков А.А, Александрова В.П., Борисова С.А. Методическое пособие к учебнику. М.: «Просвещение», 2002.
Фефилова Е.П.,Поторочина Е.А., Дмитриева О И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,1 класс. 3-е изд. М.: ВАКО, 2007.
http://www.liveinternet.ru/users/3900572/post142676409/картинка
http://encyc-bob.ru/nauka-i-obrazovanie/priroda/raduga образование радуги
http://www.antula.ru/colour-rgb.htm каждый охотник…