III.Проверка домашнего задания | Проверить и закрепить знания учащихся | С: Беседа П: Тест С: Беседа | - Какую тему вы проходили на прошлом уроке? -Проверим, как вы её поняли. - Откройте тесты на странице 14 -15. -Выполните тест по вариантам, на это вам даётся 5 минут. - Обменяйтесь тетрадями. -Проверим ваши ответы с ответами на слайде. - Поставьте на полях своим одноклассникам оценки. У кого «0» ошибок – оценка 5, «1» ошибка – оценка 4, «2» ошибки – оценка 3, больше трёх ошибок – оценка два. | - вода. - выполняют тест - проверяют со слайда - выставляют оценки | Ф И И | ТПО Слайд №2 | Самоконтроль | П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание К: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с учебником |
IV.Актуализация знаний. | Подведение учащихся к теме урока. | С: беседа показ презентация | - Послушайте сказку Надежды Болтачевой Жили-были в грязной луже Капли дождевой воды. Не было жилища хуже, А вокруг росли цветы, В синем небе проплывали Облака над головой. С грустью капельки вздыхали: «Эх, туда бы нам с тобой! Вот бы в небо всем подняться!» В полдень началась жара. Лужа стала испаряться. «К солнцу мы летим, ура!» - Дружно капли закричали, Превращаясь в легкий пар. В небе целый день летали Как большой воздушный шар. Стали капли облаками. «Наконец сбылась мечта!» Проплывали над холмами. «Ах, какая красота! Глянь, от лужи то осталось Только мокрое пятно». А тем временем смеркалось, Солнце спряталось давно. Ух, и холодно под вечер! Капельки бросало в дрожь. Налетел внезапно ветер, И на землю хлынул дождь. «Вот опять мы в лужу сели, - Капли падали смеясь, - Оглянуться не успели, Снова слякоть, дождь и грязь». Подморозило под утро. Лужа превратилась в лед. Каплям в ней тепло, уютно, Но лишь солнышко взойдет, Очень быстро лед растает, Лужа превратится в пар. Пар по небу полетает Как большой воздушный шар, И назад, к плохой погоде. Дождь на землю упадет. Вот такой, друзья, в природе У воды круговорот. - Скажите, о чем эта сказка? - Верно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. - Молодцы, правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Превращения и круговорот воды». - Какую цель поставите перед собой? - Откройте учебник на с. 58 и прочитайте, что же мы узнаем сегодня на уроке. - Сегодня на уроке мы будем говорить о превращении и круговороте воды. | - слушают - Эта сказка о природе, о круговороте воды. - Тема нашего урока- Круговорот воды. - Цель нашего урока познакомиться с круговоротом воды и узнать, во что она может превращаться. | Ф Ф Ф | Слайд №4 Учебник | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль. | Р: формирование способности к своей деятельности; П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
V.Изучение нового материала. | Сформировать понятие о воде | С: Рассказ С: рассказ С: рассказ С: беседа Н: Показ слайда С: беседа Н: Показ слайда С: беседа С: беседа Н: работа с кластером Н: просмотр видеоролика | - Отгадайте загадки Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. То ли дым, то ль облака, То ль волшебная река Из чудесной мягкой ваты, Кто укрыл всё белой лапой? То не сказка, не обман, Землю скрыл густой... Он не снег, но тоже белый, А в тени немного синий. Что же это, в чем тут дело!? На траве белеет ... Вышла туча на прогулку И взяла с собой шкатулку. Туча бегала, резвилась, И шкатулочка открылась, И рассыпался вниз — ох! — Круглый, ледяной горох. Утром капельки воды На траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса. Эти капельки —… - Что объединяет эти явления? - Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. - При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? - Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. - Мы протерли мокрой тряпкой классную доску, прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии. - В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар. - Прочитайте текст в учебнике на с. 61-62. - В каких трех состояниях вода находится в природе? - Что значит «вода испаряется»? Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании. (Над тарелкой с водой закрепляю тарелку со льдом и нагреваю воду до кипения.) - Что мы видим под верхней тарелкой? - Что происходит через некоторое время? (Капельки становятся все более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелку.) - Как капли появились на дне тарелки? - Какую работу в этом процессе выполняет лед? - Как происходит движение капель? - Количество воды изменилось? Итак, вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю. Получился круговорот воды. - Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. - Изменяется ли количество воды на планете? - О каких трех состояниях воды вы узнали? - Что вам показалось наиболее интересным? | - Снег - Туман - Иней - Град - Роса - Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. - Лед, град, снег, сосульки. - При температуре 0°С - Пар - Читают текст - В жидком, твердом, газообразном. - Превращается в пар - Тарелка запотела - Появились капельки - Они испарились с поверхности воды - Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды - По кругу - Нет, так как происходит круговорот Смотрят видеоролик | Ф Ф Ф Ф Ф Ф Слайд №12 Ф | Слайд № 6 Учебник Слайд № 8 Слайд № 10 | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль. | П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание К: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с учебником Р: повысить познавательный интерес к предмету |