г. Лукоянов 2024
I. Организационный момент (30 сек)
II.Мотивационный настрой. (1 мин)
IV.Актуализация знаний. (7 мин)
V.Изучение нового материала. (15 мин)
VI.Закрепление изученного. (5 мин)
VII.Подведение итогов. (3 мин)
VIII.Рефлексия. (2 мин)
IX. Домашнее задание. (1 мин)
X. Организационный момент. (30 сек)
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая) | Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
I. Организационный момент | Подготовить учащихся к уроку мотивирование к учебной деятельности | С: Беседа | -Здравствуйте, ребята. | Приветствуют учителя и садятся за парты. | Ф | | Контроль готовности к уроку. Контроль со стороны учителя. | Р: Организовать деятельность, готовить рабочее место для выполнение разных видов работ. |
II.Мотивационный настрой. | Замотивировать детей на работу. | С: беседа | - Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. - Если готовы начать урок, просигнализируйте. | Слушают, настраиваются на урок. | Ф | | Контроль со стороны учителя. | Р: формирование способности к своей деятельности |
III.Проверка домашнего задания | Проверить и закрепить знания учащихся | С: Беседа П: Опрос | - Какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Проверим, как вы её поняли. Фронтальный опрос -Какое значение для человека имеет вода? - Отчего загрязняется вода в реках, морях, озерах? - Чем опасно загрязнение воды для всего живого? - Как люди охраняют воду от загрязнения? В очистных сооружениях загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества. - Как каждый человек должен беречь воду? - Для того, чтобы помочь планете и сберечь запасы воды, каждый в первую очередь должен начать с себя. - Хорошо, молодцы! Вы хорошо усвоили прошлый материал. (поставить оценки) | - берегите воду. - Без воды человек не может существовать. Каждый из нас пьёт воду, употребляет её в пищу, использует для бытовых нужд. Вода необходима для промышленного производства. - Источниками загрязнения воды являются: сточные воды, фабрики, заводы, нечистоты с ферм; вода, которой пользуются в быту. - Опасно загрязнение воды тем, что страдает всё живое. В реках, озёрах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. - Люди строят очистные сооружения. - Нужно следить за выбросами производств и засорением водных объектов. Не допускать выброса мусора в реки, озёра. Экономить воду. | Ф И И | ТПО | Самоконтроль | П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание К: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с учебником |
IV.Актуализация знаний. | Подведение учащихся к теме урока. | С: беседа Н: показ видеоролика C: беседа Н: показ слайда | - Сейчас посмотрим видеоролик Смотрите внимательно, я задам вам вопросы. - Отрывок, из какой сказки посмотрели? - Чтобы репка выросла, куда дед посадил семена? - Почему репка выросла такая большая? - Что представляете, когда говорите слово Земля? - Слово Земля (земля) имеет несколько значений. - Назовите эти значения. - Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. - Как можно по-другому назвать землю? По-научному? - Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. - Молодцы, правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Что такое почва». - Какую цель поставите перед собой? - Откройте учебник на с.68, прочитаем, что мы сегодня узнаем о почве. - Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, её составе и свойствах. | - смотрят видеоролик - В землю - Часть суши, страна, государство. - У слова «земля» несколько значений. - Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения. - Почва - Тема нашего урока- Что такое почва. - Цель нашего урока познакомиться с почвой, узнать её состав и свойства. | Ф Ф Ф | | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль. | Р: формирование способности к своей деятельности; П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
V.Изучение нового материала. | Сформировать понятие о почве | С: Беседа Н: показ иллюстрации П: опыт С: беседа Н: Показ слайда С: беседа Н: Показ слайда С: беседа | - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.68. (на ИД) - Подумайте, что такое почва? - Какое значение она имеет для растений и животных? Почва для растений – основа жизни. Из почвы, посредством корней растения получают воду и питательные вещества, растворенные в воде. Растение дышит не только посредством листьев, но и через корневую систему воздух почвы поглощается растением. Для многих животных почва – природный дом. Посмотрите на иллюстрацию, какие животные живут в почве? - Плодородие – главное свойство почвы. Почему же почва плодородна? Докажите. - Ваши ответы-предположения называются гипотезами. Выдвигаем гипотезу: в почве содержится, то, что необходимо растениям для жизни. - Вспомните, какие условия нужны для развития растений. - Проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать изучим её состав. Проведём опыты. Практическая работа Опыт 1. Положим кусочек сухой почвы в воду. Что вы видите? Сделаем вывод: значит, в почве есть воздух. - Воздух в почве необходим, так как в ней существует множество живых существ, таких как черви, жуки, кроты (посмотрите на рисунок) Опыт 2 - Продолжим изучать свойства почвы. - Так как нет специального оборудования для дальнейших опытов, я вам расскажу и покажу на доске. (видеоролик) - Немного свежей почвы нагреть на огне. Над почвой подержать холодное стекло. - Каким стало стекло? - Почему стекло стало влажным? - Какой вывод можно сделать? - Вывод: в составе почвы содержится вода. Опыт 3 - Если нагревать почву, вскоре мы могли увидеть дым и почувствовать неприятный запах - Как думаете, что это за запах? - Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или умерших животных. Именно перегной придаёт темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. - Посмотрите почву. Что вы в ней видите? Какой можно сделать вывод? - Верно, в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. | - Верхний плодородный слой земли. - Предполагаемые ответы. - лесную мышь, дождевого червя, крота, медведку, сверчка, личинки жука, жабу - Предполагаемые ответы - Воздух, вода, питательные вещества - соли - Пузыри воздуха выходят из земли - В почве есть воздух - Оно становится влажным - При нагревании почвы выделился пар, и на стекле образовалась влажность. - В почве есть вода. - Дым - Предполагаемые ответы - Части насекомых, червей, остатки листьев, стебельки – это перегной. - В почве есть перегной. | Ф Ф Ф Ф Ф Ф | | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль. | П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание К: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с учебником Р: повысить познавательный интерес к предмету |
Физкультминутка | Снять утомляемость детей | П: игра | - Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. | - Выполняют упражнение за учителем. | Ф | | Самоконтроль | |
Работа по теме урока | Уметь применять полученные знания на практике | П: опыт Н: показ презентации С: беседа С: беседа С: беседа, чтение по цепочке Н: показ слайда | - Продолжаем работать. Опыт 4 - Прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел, насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина. - Какой можно сделать вывод? Опыт 5 - Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. - Несколько капель поместим на стекло. Подержим некоторое время стекло над огнем. - Что случилось с водой? - Это ребята, минеральные соли. - Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. - Какой можно сделать вывод? - Из чего состоит почва? - Мы выдвинули гипотезу о том, что в состав почвы входят воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли. - Прочитайте в учебнике текст на с.70 по цепочке. - Что растения получают из почвы? - Что такое соли? - Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется? - Как животные повышают плодородие почвы? - Как вы думает, а кто-нибудь еще исследует почву? - Посмотрите на доску. Это Докучаев Василий Васильевич. Он создал науку о почвах – почвоведение. Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота. | - На дно стакана осел песок, а поверх песка – глина. - В почве есть песок и глина. - Она испарилась, на стекле остался белый налёт. - В почве содержатся соли. - Воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли. - Воздух, воду, минеральные соли. - Это питательные вещества, без которых растения не могут жить. - Перегною - Делают ходы в почве, измельчают остатки растений. - Смотрят на доску. | | | | |
VI.Закрепление изученного. | Закрепление изученного | П: упражнение | - Открываем ТПО на с. 28 выполним задание №1 - Прочитайте задание. С помощью учебника найдите в тексте определение почвы и запишите его. - ТПО с. 28 №2 - Прочитайте задание и самостоятельно выполните его. - Потом мы с вами проверим. - Хорошо, молодцы! | - Выполняют задания - Подписывают | И И | ТПО ТПО | Контроль со стороны учителя. | К: умение слушать и вступать в диалог Р: повысить познавательный интерес к предмету |
VII.Подведение итогов. | Подведение итогов полученных знаний на уроке. | С: беседа | - Какую тему изучали на уроке? - Что такое почва? - Что входит в состав почвы? - Достигли мы поставленной цели? - За работу на уроке оценку «5» получают… - Вы были очень активными и ответы были правильными. - Оценка «4» получают … - Вам нужно быть более активными и заинтересованными. | Ответы учащихся. | Ф | | Текущий контроль | К: умение слушать и вступать в диалог |
VIII.Рефлексия. | Самооценка собственной деятельности учащихся | С: беседа | | Сигнализируют | Ф | | Контроль со стороны учителя | |
IX. Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащихся цели и содержания домашнего задания. | | - Открываем дневники. - Записываем домашнее задание: ТПО с. 30, № 5, 7 Стр.68-77, читать пересказывать, отвечать на вопросы | Записывают задание. | Ф | | Самоконтроль | Р: формирование способности к своей деятельности |
X. Организационный момент. | Организованно закончить урок. | С: беседа | - Урок окончен, можете быть свободными. | Прощаются с учителем. | Ф | | Текущий контроль | |