2. Мотивация познавательной деятельности | Чтобы определить тему урока посмотрите на слайды. Слева красивая природа, а справа разбросанный мусор. -Что здесь произошло? -Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?(Слайды № 2, № 3) -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -Какая проблема скрывается за этим мусором? | Обучающиеся отвечают на вопрос ( Здесь отдыхали люди, которые не убрали за собой мусор) Дети высказывают свои предположения. Мы будем говорить о том, что нельзя разбрасывать мусор и загрязнять природу Дети отвечают, что разбросанный мусор – это грязно, некрасиво, плохо пахнет. | фронтальная | К. Умение слушать и понимать других, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и учениками П. Умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение , самостоятельное выделение познавательной цели |
3.Создание проблемной ситуации | -Нам очень не понравилась вторая картинка. Как же нужно организовывать нашу жизнь, чтобы мусора в ней совсем нее было? _- А откуда берется мусор и куда он девается? -Давайте определим учебную задачу нашего урока На слайде презентации появляется тема «Откуда берется и куда девается мусор?» (слайд №4) | Высказывают предположения Отвечают, откуда берется мусор, затрудняются при ответах – куда девается мусор. Обучающиеся формулируют учебную задачу – откуда берется мусор куда его девают, что можно сделать, чтобы не загрязнять природу. | фронтальная | Р. Умение определять границу «знания - незнания», целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. П. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать с разными видами информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью К. Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
4.Актуализация знаний по теме: «Откуда берётся мусор?» | -Откроем учебники на с.78 Найдите на рисунках, какой мусор ежедневно нас окружает. Выслушав все сообщения, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту планеты? | Обучающиеся по очереди высказывают мнения о том, откуда взялся тот или иной мусор на картинках. | фронтальная | П: выполнять учебное задание в соответствии с целью; К: строить монологические высказывания, допускать существование различных точек зрения, стремиться к координации; |
6. Открытие новых знаний 7. Первичная проверка понимания изученного 8.Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. Физминутка для глаз. | Итак, мы выяснили, что вокруг нас ежедневно появляется мусор. А куда же его девать? -1. шаг. Куда девается мусор из нашего дома? Проследи путь мусора из вашей квартиры . Используй слова: мусорное ведро, мусоропровод, контейнер, мусоровоз. 2. шаг. Обсудите, куда лучше вывезти мусор. Объясните своё решение. 3 шаг. У вас на партах лежат рабочие листы, в которых нужно пронумеровать путь мусора из квартиры. Проверим себя: слайд №5 Слайд №6 -Ребята, посмотрите на эту фотографию. Такую картину часто можно увидеть во многих дворах. -Почему так происходит и можно ли как-то исправить эту ситуацию? - Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. (слайд №7) В мире существуют различные схемы сбора мусора. Чтобы мусор попал на завод, его сортируют по контейнерам. (слайд №8) -Как вы думаете, почему контейнеры разноцветные? Слайд №9 Давайте попробуем рассортировать мусор. У вас на парте лежат карточки с изображением специальных контейнеров для мусора и карточки с изображением разного вида мусорных отходов. Ваша задача – выполнить их сортировку. Поработайте в паре и вместе обсудите, как правильно выполнить задание. -Ребята, настало время выполнить зарядку для наших глаз -Как вы думаете, для чего мы с вами сортировали мусор? Какую пользу можно получить от мусора? -Любые отходы могут получить вторую жизнь и принести пользу человечеству повторно. Такое сырье так и называют – вторичное, ведь его используют второй раз( слайд №10) -Молодцы, ребята! К сожалению, заводы по переработке мусора есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки. (слайд №11) - Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников. | Обучающиеся высказывают предположения. Рассматривают иллюстрации в учебнике, высказывают предположения. Выполняют задание, самоконтроль Рассуждают, почему так происходит. Затрудняются ответить. Как исправить ситуацию. Слушают рассказ учителя, делятся личным опытом. Высказывают предположения ( для красоты) Выполняют работу в паре, по окончанию объясняют выбор действий. Выполняют гимнастику для глаз Предполагают, что мусор проходит разные виды переработки, затрудняются ответить какую пользу можно получить от мусора. Слушают рассказ учителя | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Работа в паре | П: выполнять учебное задание в соответствии с целью; К: учить строить монологические высказывания, допускать существование различных точек зрения, стремиться к координации; Р: планировать свои действия, выполнять работу по алгоритму. П: выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать с разными видами информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Р: понимать и стремиться выполнить учебную задачу К: уметь работать в паре, выслушивать мнение одноклассника, учиться договариваться при решении общих задач в совместной деятельности. |
9.Итог урока. | Итак, мы с вами выяснили, откуда берется мусор, узнали, куда он девается. Достигли мы цели нашего урока? Ребята, а как сделать, чтобы мусора было меньше? Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. ( слайд №12 | Обучающиеся высказывают предположения. | | Р. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности Л. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности К. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |