Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школа
Мой новый урок
«Реализация ФГОС ООО»
Разработка урока физики по теме «Диффузия» 7 класс
Программа основного общего образования. Физика.
7 – 9 классы. М.,Дрофа,2014
Авторы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник
Учебник: А.В.Перышкин. Физика. М.,Дрофа,2014.
Выполнила:
Автономова Любовь Александровна,
учитель физики МБОУ Пречистенская СШ
2016 год
Наименование УМК – А.В. Перышкин
Предмет, класс – Физика, 7 класс
Тема урока: Диффузия
Место и роль урока в изучаемой теме – урок построен в соответствии с ФГОС, использованы ИКТ технологии и технология деятельностного подхода. Данный урок является третьим уроком в разделе «Первоначальные сведения о строении вещества». На уроке учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный подход обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно- исследовательской. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, им надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ объяснения наблюдаемым явлениям. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и познавательного интереса к учению. На данном уроке предполагается использование здоровьесберегающего аспекта, для формирования здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся. На уроке были реализованы межпредметные связи с биологией, географией, математикой, а также использованы ресурсы: учебник, тетрадь, компьютер, лабораторное оборудование на каждый стол.
Тип урока – открытие новых знаний.
Цель урока: изучить явление диффузии (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и систематизации учебной информации. Формирование научного представления о физическом явлении диффузии.
Задачи урока:
образовательные - сформировать у обучающихся представление о явлении диффузии; выяснить зависимость протекания диффузии от температуры - показать значение явления диффузии в природе, технике и быту;
развивающие - развивать навыки наблюдения и экспериментальной деятельности, развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Учащиеся должны уметь отличать диффузию от других явлений; уметь работать в группе; уметь наблюдать и объяснять ход эксперимента, слушать одноклассников;
воспитательные - воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Предметные УУД: формирование представлений о диффузии; организация усвоения основных понятий по данной теме; овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; приобретение опыта простых экспериментальных исследований (установить, зависимость скорости протекания диффузии от температуры); формирование научного мировоззрения учащихся.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: умение выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения, аргументировать при ответе на поставленный вопрос; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог, выслушивать мнение других.
Регулятивные: умение определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, фиксировать результаты наблюдения.
Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; производить простые логические действия, устанавливать причинно-следственные связи, уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (зависимость скорости протекания диффузии от температуры), применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни (диффузия в живых организмах).
Личностные УУД: формирование умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, принимать право другого человека на иное мнение, формировать убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры; способность к самооценке. Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, формулировать доказательства закономерностей на примере наблюдения протекания диффузии. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Технологическая карта урока.
Эпиграф к уроку (на доске):
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.
КОНФУЦИЙ Этап урока | Время, мин | Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Этап 1 Организационный момент | 1 | Словесный, беседа | Фронтальная | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся. | Готовятся к работе, включаются в деловой ритм урока. | |
Этап 2 Актуализация знаний | 3 | Метод контроля, индивидуальный опрос | Фронтальная | Ребята, чтобы продолжить изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» Давайте вспомним, что вы знаете о веществах? Продолжите предложения 1.Молекулы – это … (ответ: мельчайшие частицы данного вещества) 2.Молекулы состоят из … (ответ: атомов) 3.У одного и того же вещества в разных состояниях молекулы … (ответ: одинаковые) 4. У разных веществ молекулы… (ответ: разные) 5. Броуновское движение доказывает… (ответ: тела состоят из отдельных частиц – молекул, молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении) | Отвечают на вопросы. Исправляют и уточняют ответы одноклассников. | |
Этап 3 Постановка целей и задач урока | 4 | Метод контроля и самоконтроляРазгадывание кроссворда, беседа | Индивидуальная, фронтальная | Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока с помощью кроссворда. Ребята, на столах у вас лежат вопросы кроссворда, разгадав его вы, сможете назвать тему сегодняшнего урока. Выполните самопроверку, сверяясь с ответами на слайде. Оцените ответы, учитывая правильность выполнения заданий. 8 верных ответов – «5» 7 верных ответов – «4» 5-6 верных ответов – «3» Обратите внимание в кроссворде у вас получилось ключевое слово, какое? -Диффузия - Сформулируйте тему урока. (Диффузия) - Запишите тему урока в тетрадь. Проводится беседа для формирования цели урока, учащиеся высказывают свои предположения. Вместе подводим итог беседы. | Разгадывая кроссворд, формулируют тему урока: Диффузия. В результате обсуждения формулируют цель урока: изучить явление диффузии (его причины, закономерности); показать значение явления диффузии в природе, технике и быту. Задачи: узнать, что такое диффузия, выяснить, как она происходит, от чего зависит, где применяется. | Приложе ние №1 Слайд № 3 (кроссворд для самопроверки) |
Этап 4 Открытие новых знаний | 20 | Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации Демонстрация опыта, наблюдение Метод передачи информации с помощью практической деятельности, работа с текстом учебника | Работа в парах | Организует работу по наблюдению явления диффузии. Ребята можете, не заглядывая в коробку, которая стоит на столе ответить, что у меня там лежит? Как вы это узнали? Организуется беседа, выявляющая знания о явлении, причинах возникновения. Как распространился запах лимона? Сделайте вывод из наблюдаемого явления. В какой среде распространялся запах? Приведите примеры похожих явлений? Проделаем опыт. Нальем в мензурку насыщенный раствор медного купороса, имеющий темно-голубой цвет. Сверху осторожно добавим чистой воды. Что вы сейчас видите? Посмотрите в учебнике рисунок 23 и 24 и ответьте на вопрос: Через сколько времени эта граница исчезнет? Как это происходит? Вот это явление в физике называется диффузией (от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание). Ребята найдите определение явления диффузии в учебнике. В каких веществах мы наблюдали явление диффузии? Возможно ли это явление в твердых телах? В каких веществах диффузия протекает быстрее? От чего зависит скорость протекания диффузии? Организует работу по выяснению зависимости скорости диффузии от температуры. Организует работу в группах с текстом учебника по выяснению значения диффузии. Корректирует ответы. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коробке лежит лимон? По запаху Распространение запаха произошло из-за того, что молекулы лимона движутся. Распространение запаха является доказательством непрерывного и беспорядочного движения молекул. В воздухе. Приводят примеры: запах кофе, чая с добавками, духов, дезодоранта, освежителя воздуха и другие. Видна резкая граница, отделяющая одну жидкость от другой. Граница между жидкостями исчезнет через 2-3 недели. Молекулы воды и медного купороса, которые расположены возле границы раздела этих жидкостей, поменялись местами. Граница стала расплывчатой. Молекулы медного купороса оказались в нижнем слое воды, а молекулы воды переместились в верхний слой медного купороса. Постепенно молекулы медного купороса и воды, двигаясь непрерывно и беспорядочно, распространились по всему объему. Жидкость в сосуде стала однородной. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией. В газах и жидкостях. Ребята делают предположение о возможности или невозможности протекания диффузии в твердых телах. Делают предположение, в каких веществах диффузия протекает быстрее. Работают в парах. Проводят опыты по выяснению зависимости скорости диффузии от температуры. Первая группа: Взяли два пакетика заварки, и опустили один в стакан с холодной водой, другой в стакан с горячей водой. Вторая группа: Взяли два кусочка сахара и опустили один в стакан с холодной водой, другой в стакан с горячей водой. Делают выводы, записывают в тетрадь. (Процесс диффузии происходит быстрее в горячей воде, чем в холодной воде. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул). Работают в группах, выясняют полезное и вредное действие диффузии. Делают вывод, записывают в тетрадь. Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса. | Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11, №12 |
Этап 5 Физкультминутка | 2 | | Фронтальная | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения для глаз, повороты, наклоны. | |
Этап 6 Первичное закрепление материала | 7 | Словесный, Беседа | Фронтальная | Задает вопросы по обсуждаемой проблеме (на слайдах 13, 14, 15, 16) Учитель анализирует ответы учащихся. | Отвечают на вопросы. Учатся структурировать знания, выделять существенную информацию. Контролируют правильность ответов одноклассников. | Слайд № 13,14, 15,16 |
Этап 7 Самостоятельная работа с взаимопроверкой | 5 | Метод контроля и взаимоконтро ля, тестирование | Индивидуальная, парная | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельную работу Взаимодействуют с соседом по парте. Проверяют работу напарника по эталону, анализируют и исправляют ошибки. Учатся анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с эталоном для самопроверки. | Приложе ние 2 |
Этап 8 Домашнее задание | 1 | Словесный, Беседа | Индивидуальная | Объясняет домашнее задание. §10, подберите пословицы, которые можно объяснить с помощью диффузии. (например: ложка дегтя в бочке меда и др.) По желанию: экспериментально определите скорость диффузии в вашей комнате. | Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. | |
Этап 9 Рефлексия | 1 | Словесный, Беседа | Индивидуальная | Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. Возьмите листочки, лежащие у вас на столах и подчеркните ответы на вопросы таблицы. Заполненный листочек оставьте на своих партах. Оцените уровень личных достижений и настроения на уроке, положите смайлик на ступеньку, оценив свои успехи на уроке: первая (нижняя) ступенька – не все было понятно, вторая – все понятно, но необходимо еще повторить дома, третья – все понятно, могу объяснить одноклассникам. | Участвуют в оценке достижений, отвечая на вопросы. Оценивают уровень личных достижений. | Приложе ние 3 |
Этап 10 Подведение итогов | 1 | | Фронтальная | Выставляет и комментирует оценки. | Выставляют оценки в дневник | |
Автономова Л.А., учитель физики