СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку по теме "Диффузия"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку составлена в соответствии с требованием ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме "Диффузия"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школа



Мой новый урок

«Реализация ФГОС ООО»

Разработка урока физики по теме «Диффузия» 7 класс


Программа основного общего образования. Физика.

7 – 9 классы. М.,Дрофа,2014

Авторы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник

Учебник: А.В.Перышкин. Физика. М.,Дрофа,2014.



Выполнила:

Автономова Любовь Александровна,

учитель физики МБОУ Пречистенская СШ




2016 год

Наименование УМК – А.В. Перышкин

Предмет, класс – Физика, 7 класс

Тема урока: Диффузия

Место и роль урока в изучаемой теме – урок построен в соответствии с ФГОС, использованы ИКТ технологии и технология деятельностного подхода. Данный урок является третьим уроком в разделе «Первоначальные сведения о строении вещества». На уроке учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный подход обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно- исследовательской. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, им надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ объяснения наблюдаемым явлениям. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и познавательного интереса к учению. На данном уроке предполагается использование здоровьесберегающего аспекта, для формирования здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся. На уроке были реализованы межпредметные связи с биологией, географией, математикой, а также использованы ресурсы: учебник, тетрадь, компьютер, лабораторное оборудование на каждый стол.


Тип урока – открытие новых знаний.

Цель урока: изучить явление диффузии (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и систематизации учебной информации. Формирование научного представления о физическом явлении диффузии.


Задачи урока:

образовательные - сформировать у обучающихся представление о явлении диффузии; выяснить зависимость протекания диффузии от температуры - показать значение явления диффузии в природе, технике и быту;

развивающие - развивать навыки наблюдения и экспериментальной деятельности, развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Учащиеся должны уметь отличать диффузию от других явлений; уметь работать в группе; уметь наблюдать и объяснять ход эксперимента, слушать одноклассников;

воспитательные - воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)


Предметные УУД: формирование представлений о диффузии; организация усвоения основных понятий по данной теме; овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; приобретение опыта простых экспериментальных исследований (установить, зависимость скорости протекания диффузии от температуры); формирование научного мировоззрения учащихся.



Метапредметные УУД:


Коммуникативные: умение выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения, аргументировать при ответе на поставленный вопрос; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог, выслушивать мнение других.


Регулятивные: умение определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, фиксировать результаты наблюдения.

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; производить простые логические действия, устанавливать причинно-следственные связи, уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (зависимость скорости протекания диффузии от температуры), применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни (диффузия в живых организмах).

Личностные УУД: формирование умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, принимать право другого человека на иное мнение, формировать убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры; способность к самооценке. Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, формулировать доказательства закономерностей на примере наблюдения протекания диффузии. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Технологическая карта урока.

Эпиграф к уроку (на доске):

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. КОНФУЦИЙ

Этап урока

Время,

мин

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Этап 1 Организационный момент

1

Словесный, беседа

Фронтальная

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся.

Готовятся к работе, включаются в деловой ритм урока.


Этап 2 Актуализация знаний

3

Метод контроля, индивидуальный опрос


Фронтальная

Ребята, чтобы продолжить изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» Давайте вспомним, что вы знаете о веществах? 

Продолжите предложения

1.Молекулы – это …

(ответ: мельчайшие частицы данного вещества)

2.Молекулы состоят из … (ответ: атомов)

3.У одного и того же вещества в разных состояниях молекулы … (ответ: одинаковые)

4. У разных веществ молекулы…

(ответ: разные)

5. Броуновское движение доказывает…

(ответ: тела состоят из отдельных частиц – молекул, молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении)

Отвечают на вопросы. Исправляют и уточняют ответы одноклассников.


Этап 3 Постановка целей и задач урока

4

Метод контроля и самоконтроляРазгадывание кроссворда, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока с помощью кроссворда.

Ребята, на столах у вас лежат вопросы кроссворда, разгадав его вы, сможете назвать тему сегодняшнего урока. Выполните самопроверку, сверяясь с ответами на слайде.

Оцените ответы, учитывая правильность выполнения заданий.

8 верных ответов – «5»

7 верных ответов – «4»

5-6 верных ответов – «3»

Обратите внимание в кроссворде у вас получилось ключевое слово, какое?

-Диффузия

- Сформулируйте тему урока. (Диффузия)

- Запишите тему урока в тетрадь.

Проводится беседа для формирования цели урока, учащиеся высказывают свои предположения. Вместе подводим итог беседы.

Разгадывая кроссворд, формулируют тему урока: Диффузия. В результате обсуждения формулируют цель урока: изучить явление диффузии (его причины, закономерности); показать значение явления диффузии в природе, технике и быту. Задачи: узнать, что такое диффузия, выяснить, как она происходит, от чего зависит, где применяется.


Приложе

ние №1


Слайд № 3

(кроссворд для самопроверки)

Этап 4 Открытие новых знаний

20

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации

Демонстрация опыта, наблюдение






























Метод передачи информации с помощью практической деятельности, работа с текстом учебника

Работа в парах

Организует работу по наблюдению явления диффузии.

Ребята можете, не заглядывая в коробку, которая стоит на столе ответить, что у меня там лежит?

Как вы это узнали?

Организуется беседа, выявляющая знания о явлении, причинах возникновения.

Как распространился запах лимона?



Сделайте вывод из наблюдаемого явления.





В какой среде распространялся запах?


Приведите примеры похожих явлений?





Проделаем опыт. Нальем в мензурку насыщенный раствор медного купороса, имеющий темно-голубой цвет. Сверху осторожно добавим чистой воды. Что вы сейчас видите?


Посмотрите в учебнике рисунок 23 и 24 и ответьте на вопрос: Через сколько времени эта граница исчезнет? Как это происходит?




















Вот это явление в физике называется диффузией (от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание).

Ребята найдите определение явления диффузии в учебнике.





В каких веществах мы наблюдали явление диффузии?

Возможно ли это явление в твердых телах?






В каких веществах диффузия протекает быстрее?




От чего зависит скорость протекания диффузии?

Организует работу по выяснению зависимости скорости диффузии от температуры.






















Организует работу в группах с текстом учебника по выяснению значения диффузии. Корректирует ответы.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.


В коробке лежит лимон?



По запаху




Распространение запаха произошло из-за того, что молекулы лимона движутся.

Распространение запаха является доказательством непрерывного и беспорядочного движения молекул.

В воздухе.



Приводят примеры: запах кофе, чая с добавками, духов, дезодоранта, освежителя воздуха и другие.


Видна резкая граница, отделяющая одну жидкость от другой.






Граница между жидкостями исчезнет через 2-3 недели. Молекулы воды и медного купороса, которые расположены возле границы раздела этих жидкостей, поменялись местами. Граница стала расплывчатой. Молекулы медного купороса оказались в нижнем слое воды, а молекулы воды переместились в верхний слой медного купороса. Постепенно молекулы медного купороса и воды, двигаясь непрерывно и беспорядочно, распространились по всему объему. Жидкость в сосуде стала однородной.






Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией.


В газах и жидкостях.



Ребята делают предположение о возможности или невозможности протекания диффузии в твердых телах.


Делают предположение, в каких веществах диффузия протекает быстрее.


Работают в парах. Проводят опыты по выяснению зависимости скорости диффузии от температуры. Первая группа: Взяли два пакетика заварки, и опустили один в стакан с холодной водой, другой в стакан с горячей водой.

Вторая группа: Взяли два кусочка сахара и опустили один в стакан с холодной водой, другой в стакан с горячей водой.

Делают выводы, записывают в тетрадь.

(Процесс диффузии происходит быстрее в горячей воде, чем в холодной воде. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул).


Работают в группах, выясняют полезное и вредное действие диффузии. Делают вывод, записывают в тетрадь.

Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса.





















Слайд №4










Слайд №5






Слайд №6





















Слайд №7















Слайд №8







Слайд №9





Слайд №10


























Слайд №11, №12

Этап 5

Физкультминутка

2


Фронтальная

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения для глаз, повороты, наклоны.


Этап 6 Первичное закрепление материала

7

Словесный, Беседа

Фронтальная

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме (на слайдах 13, 14, 15, 16)

Учитель анализирует ответы учащихся.


Отвечают на вопросы. Учатся структурировать знания, выделять существенную информацию. Контролируют правильность ответов одноклассников.

Слайд

№ 13,14,

15,16

Этап 7 Самостоятельная работа с взаимопроверкой

5

Метод контроля и взаимоконтро

ля, тестирование

Индивидуальная, парная

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу Взаимодействуют с соседом по парте. Проверяют работу напарника по эталону, анализируют и исправляют ошибки. Учатся анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с эталоном для самопроверки.

Приложе

ние 2

Этап 8 Домашнее задание

1

Словесный, Беседа

Индивидуальная

Объясняет домашнее задание. §10, подберите пословицы, которые можно объяснить с помощью диффузии. (например: ложка дегтя в бочке меда и др.)

По желанию: экспериментально определите скорость диффузии в вашей комнате.

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник.



Этап 9

Рефлексия


1


Словесный, Беседа


Индивидуальная


Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Возьмите листочки, лежащие у вас на столах и подчеркните ответы на вопросы таблицы.

Заполненный листочек оставьте на своих партах. Оцените уровень личных достижений и настроения на уроке, положите смайлик на ступеньку, оценив свои успехи на уроке: первая (нижняя) ступенька – не все было понятно, вторая – все понятно, но необходимо еще повторить дома, третья – все понятно, могу объяснить одноклассникам.


Участвуют в оценке достижений, отвечая на вопросы. Оценивают уровень личных достижений.












Приложе

ние 3

Этап 10 Подведение итогов

1


Фронтальная

Выставляет и комментирует оценки.

Выставляют оценки в дневник




Автономова Л.А., учитель физики