СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Погода и климат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Научить различать погоду и климат
  2. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; календарь погоды,  мультимедийный  проектор.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Погода и климат"»





Технологическая карта урока по окружающему миру

ОС «Школа 2100». Авторы: А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С, Раутиан, С. В. Тырин. 2 класс ,ФГОС



Тема: «Погода и климат»

Цели урока: Научить различать погоду и климат. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

  • измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;

  • характеризовать круговорот воды в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать погоду и климат;


Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев, 2 класс, 1 ч., рабочая тетрадь, презентация, карточки для работы в группах, термометры.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Дождик землю поливает

и деревья умывает.

Что-то он сказать хотел,

К нам в окошко залетел.

Он решил нам подсказать,

Что урок пора начать.



Личностные: формировать учебно-познавательный интерес у предмету.

Регулятивные: учиться организовывать и планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний.

- Почему на Земле происходит смена времен года? (слайд 1)

- Отличается ли погода в разные времена года?

- В какое время года солнце выше поднимается на небе?

- Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (слайд 2)

- Если в Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года?

- Как вы думаете, одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?

- Чем, по вашему мнению, погода отличается от климата?

- Потому, что земная ось наклонена.

- Отличается. Потому что высота солнца над поверхностью Земли разная.

- Летом.





- В Южном полушарии – лето.

- Нет.


Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи; перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем учиться различать погоду и климат; самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние. ( слайд 3)




Регулятивные:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.

Коммуникативные:

уважительно относиться к позиции другого.

4.Разрешение проблемы. Систематизация имеющихся знаний.

- На какой планете мы живем?

- Как вы думаете, что окружает Землю?

- Что такое атмосфера?

(слайд 4)

- Как вы думаете, в космосе холодно или тепло?

Предположим, что мы собрались лететь на Луну, сможем ли мы там жить? ( слайд 5)




- Какие атмосферные явления мы можем наблюдать на Земле?

- Что же позволяет нам получить объективные сведения о тепле и холоде?

- Как мы определяем, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?

- Что такое погода?

- Что определяет погоду?

( слайды 6, 7)


- При помощи чего мы определяем температуру воздуха?

- Какие виды термометров вы знаете?

(рассматриваем строение термометра).

Нас интересует термометр для измерения температуры воздуха на улице.

- Что можно сказать об уличном термометре?

- Какой вывод можно сделать?

- При помощи чего измеряем температуру воздуха?

( слайды 8-13)

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Опыт: учитель открывает окно, чтобы в класс ворвался поток свежего воздуха.

- Что вы почувствовали?

- Что же такое ветер?

( слайд 14 )

Презентация:

- Посмотрим на наших героев, где они находятся?

- Как же возникает ветер?







Ветер может быть разный по силе. Какими словами можно выразить силу ветра?

- Чем отличается ветер в разные времена года?

Итак, мы поговорили о ветре.

- Что же такое ветер?

( слайды 14-16)

Теперь поговорим об облачности и осадках, о том, как образуются осадки, как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать.

( слайды 17-18 )

Дожди, туманы, росы, лед –

Нам всем нужна вода.

Такой ее круговорот

В природе навсегда.


(Сказка о путешествии капельки воды)

( слайды 19-24 )

В атмосферном воздухе всегда содержится вода в виде пара. Он бесцветный, прозрачный и потому не видим. Когда в воздухе находится мало пара, то в небе мы можем наблюдать безоблачность. При охлаждении пар превращается в мельчайшие легкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказать погоду: перед дождем облака превращаются в тучи.

Поговорим о видах осадков.

- Какие осадки вы знаете?

( слайды 25- 27)

- Что же такое погода?

( слайды 28,29)





Поговорим о климате.

- Что такое климат?

( слайд 30)



- Как вы думаете, в разных частях Земного шара климат разный или одинаковый?

- В каком полушарии мы живем?


- Мы живем на планете Земля.

- Землю окружает атмосфера.

- Воздушная оболочка.


- Холодно.



- Сможем при наличии скафандра, т.к. на Луне нет воздуха, а он нужен для дыхания, и есть опасные космические лучи.


-Мороз, жара, облака, ветер, дождь, гроза, туман, снег.

- Прогноз погоды.








- Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.



- При помощи термометра.

- Медицинский, водный воздушный.







- Уличный термометр имеет шкалу, определяющую температуру от + 50 до – 50 градусов.















- Дуновение ветра.

- Движение воздуха.



- На берегу реки.

- Прохладный ветер дует с реки на берег, там он согревается, поднимается вверх, а его место снова занимает прохладный воздух.

- Безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган.























































- Дождь, снег, град, иней, роса, туман.

- Состояние атмосферы, в определенное время, в определенном месте называют погодой.

- Климат – регулярно повторяющаяся смена погодных условий в течение года.

- Разный.



- В Северном.

Регулятивные:

учиться планировать учебную деятельность на уроке; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике и источниках, предложенных учителем.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


5.Работа в группах.

Вам нужно выполнить следующие задания: определите погоду для нашей местности в разные времена года.

1 группа – зима.

2 группа – весна.

3 группа – лето.

4 группа – осень.

( слайд 31)

- Какое сейчас время года?

- Какая сегодня погода?

Наблюдать за погодой и вести записи можно в дневнике наблюдений.

( слайды 32,33 )

- Чем отличается погода от климата?

( слайд 34 )

Задание второе: определите, что относится к климату, что к погоде?


Ученики выполняют работу, затем представляют ее классу.





- Осень.


Ученики представляют свои наблюдения за погодой 3 - 4 недель октября, и 1 недели октября.







Ученики выполняют задания на карточках.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к способам решения задачи.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: вырабатывать и принимать коллективные решения.

6. Применение новых знаний.

Предположим, что мы с вами отправляемся путешествовать в разные части земного шара.

На стр. 77 нашего учебника нам предлагают выбрать нужную одежду, если мы отправляемся путешествовать.

(работа в парах)


Выполните задание № 5 на стр. 23 в рабочей тетради.

Ученики выполняют работу, затем представляют ее классу.










Самостоятельная работа с взаимопроверкой учащихся.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, сверстниками.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: вырабатывать и принимать коллективные решения.

7.Рефлексия деятельности (итог урока).

Вы хорошо поработали. Теперь попробуйте ответить на вопрос: - Что такое погода и что такое климат?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Какой вывод можно сделать в конце урока? Что нового узнали? Чему научились? ( слайд 35)

Ученики в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки, делают выводы.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

7.Домашнее задание.

Стр. 70-77 читать, рабочая тетрадь, стр. 22, № 1, 3. ( слайд 36)