Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап (1 мин) | Включение в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Открываем тетради, записываем дату, классная работа. | - Приветствуют учителя. - Открывают тетради, записывают. |
Актуализация знаний (5 мин) | Актуализация имеющихся знаний обучающихся | - Спишите, раскрывая скобки. Графически объясните правописание наречий. Задание выполняется у доски. Воспитана (по)старинному, говорить (по)дружески, сделать (кое)как, (по) старинному обычаю, шли (по)новому мосту, выть (по)волчьи, (во)вторых, нырнуть (по)глубже, связать (крепко)накрепко, раздался откуда(то), решить (по) новому, холодно (по) осеннему, поступил (по)товарищески. -Когда пишется дефис в наречиях? | -Выполняют у доски и в тетради. Один обучающийся записывает на доске два словосочетания, объясняя правописание наречий. - Воспитана по-старинному, говорить по-дружески, сделать кое-как, по старинному обычаю, шли по новому мосту, выть по-волчьи, во-вторых, нырнуть поглубже, связать крепко-накрепко, раздался откуда-то, решить по- новому, холодно по-осеннему, поступил по-товарищески. -Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в- (во-), если в слове есть суффиксы -ому (-ему), -ых (-их), -и. Дефис также пишется после приставок -то, -либо, -нибудь, в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов. |
Постановка проблемы и темы урока (1 мин) | Определение цели урока | - На слайде даны слова: 1. Доч_, ноч_, молодеж_, навзнич_ 2. Пряч_, откроеш_, настеж_, береч_ 3. Могуч_, горяч_, сыпуч_, невтерпеж_ - Какой вид орфограммы объединяет данные слова? - Когда пишется ь после шипящих на конце имен существительных? - Когда пишется ь на конце имен прилагательных и глаголов? - Написание каких слов вы не можете объяснить? - Какова тема нашего урока? -Какова цель нашего урока? | - Написание ь на конце слов после шипящих -Мягкий знак пишется на конце имен существительных женского рода III склонения. -Мягкий знак пишется в неопределенной форме глаголов, в окончании глаголов 2-го лица ед. ч., в повелительном наклонении. На конце имен прилагательных мягкий знак не пишется. - Навзничь, настежь, невтерпеж, потому что написание Ь на конце наречий после шипящих мы ещё не изучали. -Мягкий знак после шипящих на конце наречий -Выполнить задания по написанию мягкого знака после шипящих на конце наречий |
Усвоение новых знаний (8 мин) | Усвоение новых знаний обучающимися | -Открываем учебники на стр. 117, читаем правило вслух. (Правило дублируется на слайд) -Теперь, используя это правило, объясните нужен ь или нет ь в словах навзнич_, настеж_, невтерпеж_ -К словам исключениям относятся уж, замуж, невтерпеж. Их надо запомнить. | -Один обучающийся читает правило вслух. -Записывают в тетради. -Навзничь - пишется ь, потому что оно следует после ч. Настежь - пишется ь. Невтерпеж - не пишется ь, потому что ь пишется после ж только в слове настежь. Это надо запомнить. |
Применение знаний и умений (10 мин) | Закрепление и выявление уровня закрепления нового материала | - Спишите, вставляя, если необходимо, Ь. Умчаться вскач_, забыть напроч_, ударить наотмаш_, выйти замуж_, упасть навзнич_, уйти проч_, отворить настеж_, ждать невтерпеж_, становится невмоч_, уж_ вечерело - Самостоятельное задание. На задание дается 7 мин. Проверка происходит на слайде. -Вставьте вместо точек, где нужно, мягкий знак. Без пословицы реч… не молвится. “Сам не знаеш.., где найдеш…, где потеряеш..”. “Сытый голодному не товарищ…”. “Ищещ… вчерашний день, а он уж… прошел”. “Лож… света боится”. “Матушка-рож… кормит всех сплош…” “Видом хорош…, а на дело не гож…”. | -Работают у доски и в тетради. Обучающиеся записывают у доски по три словосочетания. - Умчаться вскачь, забыть напрочь, ударить наотмашь, выйти замуж, упасть навзничь, уйти прочь, отворить настежь, ждать невтерпеж, становится невмочь, уж вечерело -Выполняют самостоятельно - Без пословицы речь не молвится. “Сам не знаешь, где найдешь, где потеряешь”. “Сытый голодному не товарищ”. “Ищещь вчерашний день, а он уж прошел”. “Ложь света боится”. “Матушка-рожь кормит всех сплошь” “Видом хорош, а на дело не гож”. |
Подведение итогов (5 мин) | | -Когда пишется ь знак на конце наречий? -Назовите исключения из правил. | -Мягкий знак пишется после букв ш и ч. -Уж, замуж, невтерпеж |
Объяснение домашнего задания | | Упр. 287 на стр. 118. Оценки | - Записывают домашнее задание |