1. Орг. момент Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Вступительная беседа 2. Актуализация знаний Каллиграфическая минутка Способы: индивидуальная работа. Словарная работа Способы: фронтальная работа. 4.Самоопределение к деятельности Способы: фронтальная работа 5.Наблюдение над языковым материалом Способы: фронтальная работа 6.Физкультминутка 7. Закрепление изученного материала Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания Способы: работа в командах; индивидуальная работа . Творческая работа. Цель: развитие речи учащихся, умение применять знания в практической деятельности Способы: работа в парах. 8.Подведение итогов урока Способы: индивидуальная работа ,работа в парах Метод: взаимоконтроль Проверочный тест Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Способы: индивидуальная работа Метод : самооценка 9.Домашнее задание . | -Проверьте готовность к уроку (эмоционально настраивает на урок) -Садитесь. -Я вижу, что вы готовы к работе. Проверяем посадку, открываем тетради, обращаем внимание на положение тетради при письме. - Мы начинаем работать! -Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас Означено ......... Что такое слово? Для чего нужны слова человеку? Откройте учебник на стр. 81 №129. Прочитайте высказывания ученого-языковеда и известного писателя. Для чего же нам нужно слово, по мнению К. Паустовского? Спишите слова К.Паустовского в тетрадь. Минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво. Догадайтесь по лексическому значению, о каком слове идет речь. 1. Начальник воинской части, подразделения; человек, который любит распоряжаться (командир) 2. Краткий устный приказ установленной формы; группа лиц, выполняющая определенную работу (команда) 3. Быть командиром, приказывать, распоряжаться (командовать) - Поставьте ударение и подчеркните орфограммы. У каждого слова есть лексическое значение. Когда говорим, мы представляем себе предметы, признаки, действия. -Придумайте из этих словарных слов простое нераспространенное предложение. -Давайте попробуем это предложение сделать распространенным, добавляя последовательно по одному слову. Где? Какой? Командир как? Командует? Кем? Записываем самое большое предложение. - Молодцы, ребята! У вас получилось очень красивое предложение. Почему? -У кого-нибудь из вас возникал вопрос, сколько слов в русском языке? В словарном составе русского языка много тысяч слов , и у каждого своя биография. Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Прочитайте пословицы : Слово не стрела, а сердце сквозит. (Русск.) Слово не имеет крыльев, но облетает мир. (Тат.) Доброе слово железные ворота открывает. (Грузин., Турецк.) Без плохих слов не услышишь и хороших. (Казах.) Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь. (Япон.) Эту мудрость о слове написали разные народы.(Русские, татары, японцы, казахи) -Какую общую мысль выразили в этих пословицах разные народы? (Слов много, каждое имеет значение. Чтобы не обидеть человека, надо сначала подумать, как правильно сказать) -Какова жа тема урока ?Определите что вы хотите узнать на уроке и чему научиться. - Тема: « Слово и его значение» Будем узнавать значения слов ,какие бывают слова , как точно использовать их в речи, где хранятся) (Запись темы на доске) -Как вы сами оцениваете, много ли слов вы знаете и используете в своей речи? -А все ли значения слов вы уже можете объяснить? -Давайте проверим, достаточно ли ваших знаний, чтобы понимать разные тексты. - Прочитайте отрывок из сказки «Медведь, волк и лиса» с.81 Упр.130 -Знаете ли вы, каковы значения выделенных слов? -Как вы считаете, необходимо ли иметь большой словарный запас, чтобы объяснять значения слов? - Как поступить, если значения слов вам неизвестны? - В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово? - Спишите первое предложение. Почему слово медведь в нем написано с прописной буквы? -Являются ли родственными слова короб-коробочка-коробка? -Слова товар- товарный- растоварец являются родственными? - Прочитайте выдержку из толкового словаря о значении слова грош на стр.82 - Сколько значений имеет это слово? - Как называются такие слова в языке? (многозначные) -Прочитайте информацию, которую нам принес профессор Самоваров. - Какие толковые словари русского языка используются наиболее часто? назовите авторов? -Значение скольких слов объясняется в каждом из этих словарей? - Почему словари называются толковыми? (Показать словари В.И.Даля и С.И.Ожегова) Упражнения «День-ночь», «Сережки», «Буратино»(для снятия усталости глаз, позвоночника) -Определите, в каком значении употреблены выделенные слова.( За помощью обратитесь к толковому словарю.) 1 команда. Доктор посмотрел мой язык. Мы изучаем английский язык. Колокол без языка нем. Языки пламени лизали дрова. 2 команда. 1) После долгой работы за компьютером у меня болит кисть правой руки. 2) На своём эскизе художник изобразил кисть рябины. 3) Я пришила к занавеске последнюю яркую кисть из цветных нитей и показала маме свою работу. 4) Узнаю кисть этого известного в нашей стране художника. 3 команда. 1) У меня есть ключ к загадке. 2) Я потеряла ключ от квартиры. 3) Недалеко от избушки лесника бьёт из-под земли холодный чистый ключ. 4) Папа достал из ящика ключ и стал закручивать гайки. -Послушаем команды. - А как вы, ребята, понимаете значение слова"словарь"? Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова . Словарь - 1) сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; 2) совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина. - Сколько значений имеет слово "словарь"? - Как вы думаете, одинаковым ли количеством слов пользуются разные люди? - Прочитайте ответ на этот вопрос в высказывании Совенка. - Давайте проведем эксперимент, проверим, как «подвешен ваш язык.» -Как понимаете значение этого фразеологического оборота? Прочитайте упр. 131. -Смогли ли вы точно и образно выразить мысли? -Имея большой словарный запас можно сделать речь выразительной. -Продолжите высказывания. 1.Для названия предметов, явлений человек использует..(слово) 2. Слово-это одно из.. (средств общения) 3.Каждое слово имеет..(значение) 4. Слово, которое имеет несколько значений, называют..(многозначными) 5.Значение слов можно узнать в .. (толковом словаре) 6. Количество слов, которые используют разные люди, называют..(словарным запасом) Взаимопроверка (!,+,-) Кто получил «!» ? Мне было…. Я понял…. Мы работали…. Я узнал…. Самое трудное задание…. Мне бы хотелось…. Я решил…. Урок окончен .Я благодарю всех за работу. Придумать диалог на тему: «Мой город» (8-9 предложений без ограничения количества слов) | Проверка готовности к уроку Дети оформляют запись в тетради для классной работы Дети открыли учебники. Ученик читает вслух. Работа в тетради, самостоятельная запись высказывания К.Паустовского Дети узнают слова по лексическому значению, записали в тетрадь. Ставят ударение ,подчеркивают орфограммы Дети записывают. (Командир командует.) Дети записывают , например: В бою хороший командир умело командует ротой солдат. Дети читают вслух пословицы Дети высказывают свое мнение. Дети отвечают. Ученик читает вслух Дети объясняют значения слов Дети отвечают. Дети списывают предложение. Ученик читает вслух. Ученик читает вслух Дети отвечают после прочитанного Дети выполняют упражнения Дети работают в командах От каждой команды выступает один ученик. Дети находят в толковом словаре значение слова «словарь» Ученик читает вслух Дети читают задание и составляют диалог на любую из предложенных тем с использованием ограниченного количества слов (работа в парах) Одна пара у доски читает свой диалог Дети в тетрадях продолжают высказывания , передают свою работу для проверки соседу по парте Один ученик озвучивает ответы . Ученики анализируют свою работу, дают оценку. | Личностные УУД: -формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Регулятивные УУД: - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Познавательные УУД (логические): - анализ объектов Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков Коммуникативные: -умение устанавливать рабочие отношения Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью нахождения орфограмм Регулятивные УУД: -выделение и осознание того, что уже освоено Познавательные УУД: -умение строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: -формирование собственного мнения и позиции Познавательные УУД: -умение строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: -формирование собственного мнения Регулятивные УУД: -выделение и осознание того, что уже освоено Регулятивные УУД: - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Личностные УУД: -установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат Коммуникативные УУД: - умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Коммуникативные УУД: -формирование собственного мнения и позиции Регулятивные УУД: - сохранение учебной задачи; анализ объекта с выделением существенных признаков. Предметные: - применение знаний о лексическом значении слова ; умение пользоваться толковым словарем Коммуникативные УУД: – умение эффективно сотрудничать, договариваться, приходить к общему решению Регулятивные УУД: - сохранение учебной задачи Познавательные УУД: -умение строить речевое высказывание Регулятивные УУД: - умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий Личностные УУД: - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. . . |