«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Технологическая карта как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС
Требование федерального государственного стандарта-это формирование универсальных учебных действий учащихся как на уроке, так и на коррекционном занятии, напрвленном на исправление деформированных качеств.
Сегодня учителю при подготовке к современному уроку и занятию, при его планировании необходим другой подход.
Организовать коррекционное занятие в соответствии с этим требованием ФГОС может помочь технологическая карта.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона занятия, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть: этапы, цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При составлении технологической карты мы структурируем занятие по следующим параметрам:
1) Название этапа.
2) Цели этапа.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места данного занятия в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов занятия в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа занятия.
5. Определение прогнозируемых результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Но зная структуру и содержание рабочей программы, довольно несложно наполнить содержанием шаблон технологической карты, составленный по вышеуказанной структуре. Так, название темы с указанием часов и контрольное задание (обратная связь) содержатся в календарно-тематическом планировании рабочей программы; планируемые результаты, межпредметные связи, ресурсы и организация пространства – прописаны в пояснительной записке. Таким образом, учителю остается заполнить только этапы изучения темы.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту. В помощь учителю можно предложить шаблон. (вышлю на почту)
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
«Дети-это не чашки, которые нужно наполнить, а свечи, которые нужно зажечь»
Франсуа Рабле