Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: системно-деятельностная.
Деятельностная цель: создание условий для формирования у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирования способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: создание условий для ознакомления со свойствами хлороводорода и способами его получения.
Предметные: получение представления о хлороводороде, способах его получения и свойствах.
Метапредметные: развитие умения анализировать информацию, полученную из различных источников, и на ее основании делать выводы, умения планировать и анализировать мысленный эксперимент.
Личностные: развитие способности анализировать информацию, предоставлять результаты своей работы аудитории.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает класс на активную работу. | Подготовка класса к работе |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Организует проверку домашнего задания у доски. Только что мне на электронную почту пришло письмо от ученика 9 класса Школы № 1 Страны невыученных уроков Виктора Перестукина. Он сейчас на дистанционном обучении и просит меня и вас помочь ему разобраться с домашним заданием. Ему, как и вам задавали № 3.50-3.51 задачника. Ребята, какие ошибки вы видите в домашней работе Вити? Исправьте их. Итак, мы исправили все ошибки в работе Вити Перестукина и в ваших тетерадях. Надеюсь, у вас ошибок было меньше? Не осталось ли у вас вопросов? | Исправляют ошибки на доске и в тетради, участвуют в обсуждении. |
Формулировка темы урока. Постановка целей урока. | Организует беседу по наводящим вопросам для формулирования темы и целей урока: А теперь мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока. Мы говорили о простом веществе хлоре, а теперь будем говорить о его соединениях. Сегодня поговорим о веществе, образующимся при реакции хлора с водородом, раствор которого в воде называют соляной кислотой. Как оно называется? Тема: Хлороводород Подпишите рабочую карту урока и запишите в нее нашу тему. Какова наша цель? Цель: познакомиться с хлороводородом, его свойствами и способами получения. Мы узнаем… Мы научимся… | Отвечают на вопросы Записывают тему урока в рабочую карту урока. Участвуют в беседе, предлагают варианты |
Первичное усвоение новых знаний | Физические свойства хлороводорода. Найдите в учебнике и выпишите в рабочую карту физические свойства хлороводорода. Получение хлороводорода. Предлагаю вам описание эксперимента. При электролизе расплава поваренной соли на аноде выделился желто-зеленый ядовитый газ. Его смешали с газом, выделившимся при взаимодействии цинка с раствором серной кислоты. На свету газы прореагировали и образовался бесцветный газ с резким запахом. Пробирку с полученным газом перевернули и опустили в воду. Вода поднялась вверх и заполнила пробирку. Объясните ход и результаты эксперимента, назовите вещества, запишите уравнения реакций. Можем ли мы провести такой эксперимент в лаборатории? Почему? | Работают с учебником, делают записи в рабочей карте урока. Принимают участие в обсуждении. Принимают участие в обсуждении, делают записи на доске и в тетради. |
Самостоятельная продуктивная деятельность | Динамическая пауза. ХЛОРОВОДОРОД. Если я называю букву, которая написана у вас в рабочей карте урока, поднимите руки вверх, потянитесь. Как же получают хлороводород в лаборатории? Посмотрим видеоролик. На экране схема прибора для получения хлороводорода. Получение осуществляют в процессе, которому соответствует уравнение реакции: H2SO4 +2 NaCl →2 HCl ↑ + Na2SO4 В рабочей карте урока у вас есть схемы приборов, используемых в данном эксперименте. Допишите в прямоугольники вещества, продумайте описание эксперимента. Обратите внимание на технику безопасности при проведении эксперимента. Химические свойства хлороводорода. Найдите в учебнике и выпишите в рабочую карту урока химические свойства хлороводорода. | Участвуют в динамической паузе Смотрят видеофрагмент. Обсуждают с учителем. Принимают участие в обсуждении, делают записи на доске и в рабочей карте урока. Делают записи в рабочей карте урока. Принимают участие в обсуждении. Работают с учебником, делают записи в рабочей карте урока. Принимают участие в обсуждении. |
Первичное закрепление нового знания | Нам пора подводить итоги. Попробуйте ответить на вопросы, если ответ положительный – поднимаем руки вверх, если отрицательный – нет. Формула хлороводорода – HCl? В промышленности хлороводород получают сжиганием водорода в хлоре? Синяя лакмусовая бумажка в водном растворе хлороводорода краснеет? Водный раствор хлороводорода имеет щелочную реакцию? Водный раствор хлороводорода – серная кислота? В лабораторных условиях хлороводород получают нагреванием хлорида натрия с конц. серной кислотой? При обычных условиях хлороводород не реагирует ни с металлами, ни с их оксидами? Водный раствор хлороводорода реагирует с металлами и их оксидами? Хлороводород - это бесцветный газ с резким запахом? | Отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия | Организует рефлексирующую беседу по вопросам. Напомните мне цель урока. Цель урока: познакомиться с хлороводородом, его свойствами и способами получения. Мы узнали… Мы научились… На уроке я работал… На уроке мне было… Учитель подводит итоги уроки совместно с учащимися | Участвуют в беседе, оценивая собственные результаты работы на уроке. |
Домашнее задание | Учитель объясняет домашнее задание Параграф 14, задачник № 3.88-3.93 (тест) | Ученики записывают домашнее задание |