Читает наизусть отрывок из стихотворения Степана Щипачева Проводит беседу, помогает учащимся определить тему и задачи занятия | I. Орг. момент ( 1 слайд) Казалось, было холодно цветам, и от росы они поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной. Всего каких-то пять минут осталось? II. Постановка учебной задачи ( На 2 слайде дата : 22 июня 1941 ) Ребята, что обозначает эта дата ? О чём мы сегодня будем с вами говорить? Сегодня мы будем говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать. 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно, нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война. ( 3 слайд) Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну. ( 4 слайд) Звучит голос Левитана, сообщающий о заявлении Советского правительства о нападении Германии. https://www.youtube.com/watch?v=mityZWUMSxg | Слушают учителя Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения Смотрят видео - фрагмент | Личностные результаты Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Коммуникативные УУД Полно и точно выражают свои мысли, слушают и понимают речь других Личностные результаты Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Организует перекличку героев Организует обмен мнениями, впечатлениями Организует беседу -обсуждение увиденного Проводит викторину Проводит конкурс | III. Открытие нового знания. Первичное закрепление. ( 6 слайд) Солнечным ранним утром в июне, В час, когда пробуждалась страна. Прозвучало впервые для юных Это страшное слово – война. Война-жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова. Эта война длилась 1418 дней . Нет ни одной семьи, которой бы она не затронула. Перекличка воинов 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года ( 872 дня) О чём говорят вам эти даты? ( 7- 8 слайд) БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти, В глазах расширенных истома, И щеки белые как мел. — Где твоя мама, мальчик? — Дома. — А где твой дом, сынок? — Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет! Как страшно было жить в блокадном Ленинграде, написано много. Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда - Тани Савичевой. (9 слайд) Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом . "28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года" "Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.". "Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.". "Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год". "Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год". "Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942" "Умерли все". "Осталась одна Таня" 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года ( 200 дней и ночей ) 10 слайд О чём говорят вам эти даты? От рожденья земля не видала Ни осады, ни битвы такой, Содрогалась земля, И краснели поля, Все пылало над Волгой-рекой. В зное заводы, дома, вокзал, Пыль на крутом берегу. Голос Отчизны ему сказал: - Город не сдай врагу. Верный присяге русский солдат, Он защищал Сталинград. Время придет – рассеется дым, Смолкнет военный гром, Шапку снимая при встрече с ним, Скажет народ о нем: Это железный русский солдат, Он защищал Сталинград. Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли 200 дней и ночей . До наших дней дошел потрясающий снимок легендарного военного фотожурналиста Эммануила Евзерихина – сохранившийся при бомбежках фонтан «Дети» на фоне испепеленного Сталинграда. Официально фотография называется так: «23 августа 1942. После массированного налета гитлеровской авиации». ( 11 слайд) https://www.youtube.com/watch?v=tpkktgaoGmc ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ (12 слайд) Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин,в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина,в керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Викторина ( 13 – 15 слайд) 1.Кто из детей-героев убил гитлеровца, захватив портфель, в котором находились важные документы? Леня Голиков. 2. Кто был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского? Марат Казей 3. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. Кто она? Зина Портнова. 4. Этот отважный пионер – встретил победу 14 – летним мальчиком. Награждён орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» - дважды, «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» О ком речь? Саня Колесников. 5.За голову этого партизана фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем ещё мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобождён от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя – освободителя родной земли. Он награждён орденом Ленина, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Кто он? Володя Казначеев. 6.Назовите имена четырех пионеров-героев, удостоенных звания Героя Советского Союза. Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова и Леня Голиков 7. Кого из пионеров-героев фашисты заставили пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен? Этот пионер остался там помогать нашим бойцам, сообщив ценную информацию о враге. Валя Зенкина 9 мая 1945 года (16 слайд) Выступление Левитана «Внимание, говорит Москва !!! 9 Мая 1945 года!!!» В этот день , 9 мая, фронтовики наденут ордена, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет, которые помогли нашему народу пережить все ужасы этой войны. Конкурс «Угадай мелодию» (Звучат отрывки мелодий песен военных лет.) https://www.youtube.com/watch?v=d5pHVMc138M | Стихотворение читает ранее подготовленный ученик Дети встают по цепочке и называют ФИО своих прадедушек и прабабушек – участников войны. Высказывают свои предположения Стихотворение читает заранее подготовленный ученик Дети по очереди читают записи из дневника Тани Высказывают свои предположения Дети читают стихи Смотрят видеофрагмент, обсуждают увиденное Участвуют в викторине Угадывают и поют отрывки из песен военных лет | Личностные результаты Эмоционально воспринимают стихотворение Познавательные УУД умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные УУД оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других Личностные результаты Проявляют интерес к изучаемой теме Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные УУД оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других Личностные результаты Проявляют интерес к изучаемой теме |
| V. Рефлексия 9 мая – День Победы, но в этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за неё, - о миллионах человеческих жизней. Погибали отцы и сыновья, братья и сёстры, матери и дети… Нам надо знать и помнить о своих дедах и прадедах как они жили, воевали, трудились, о чём думали, мечтали. Всех, за Отчизну жизнь отдавших, Всех, не вернувшихся домой, Всех, воевавших и страдавших, Минутой обниму одной. Пусть все замрет в минyтy эту, Пусть даже время помолчит, Мы помним вас, отцы и деды, Россия, Родина вас чтит! Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины! едущий 2: Почтим память погибших минутой молчания. Прошу всех встать. МИНУТА МОЛЧАНИЯ Начинает звучать песня из к/ф «Офицеры» («… от героев былых времен не осталось порой имен, те, кто приняли смертный бой стали просто землей и травой…») https://www.youtube.com/watch?v=KlXpnxPcIY4 На фоне песни произносятся слова: Но мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, Кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, Кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно! | Дети поднимают портреты своих прадедушек и прабабушек ( «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК») | Личностные результаты Проявляют эмоциональную отзывчивость , чувствуют связь своей семьи с историей своей Родины Познавательные УУД формируется представление о ценностях жизни |