СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» (1 урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 А

Тема урока

И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» (1 урок)

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» (1 урок)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 «А»

Тема урока

И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» (1 урок)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


Читать текст сказки осознанно.

Работать с содержанием текста сказки.

Находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру, поразмышлять о характере и поступках героя.


Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Определять и

формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться работать по предложенному учителем плану.


Развиваем умения

выказывать своё

отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.


Решаемые учебные проблемы

Знакомство с новым произведением, закрепление умения работать с текстом и анализировать прочитанное;

Основные понятия, изучаемые на уроке

Рассказ, образы героев.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, компьютер, проектор.


Образовательные интернет-ресурсы

-


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП. Актуализация знаний


Деятельность учителя

Проверка домашнего задания.


Организационный момент:

Мы начинаем урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок-

Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите чётко, внятно

Чтобы всё было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку. (1 слайд)




-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? Кто ее автор?



- Какое вам на дом было дано задание?

(выборочно 3-4 человека)


Деятельность учащихся





















- Моя Родина. М.Пришвин.



-Прочитать и пересказать произведение «Моя Родина».



2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя


Янтарная осень начальная,

Срывается лист золотой.

Картина немного печальная

И грусть навевает порой.

Темнеют далекие ели,

Холодною стала река…

Я помню, как птицы галдели –

Сейчас уж летят в облаках. (2 слайд)


- Какие признаки наступления осени вы знаете?


- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (3 слайд)


- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
















Отгадайте загадку.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (4 слайд)


Как называют зайцев, родившихся осенью?




Давайте подумаем, о чем будет произведение?



Деятельность учащихся











-Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается.



-Листопад.



-Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

Люди часто болеют, слабый иммунитет.








-заяц.


-ответы детей

Листопаднички - осенние, рождённые 

в период листопада (конец августа-сентябрь).


-ответы детей.

3 ЭТАП. Целеполагания и планирования


Деятельность учителя


Какова тема нашего урока? (5 слайд)


Какая цель нашего урока?





Какие задачи мы поставим перед собой?


Деятельность учащихся


- И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек».


- Познакомиться с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек"



-Прочитать текст, узнать, кто главные герои, определить к какому жанру относится произведение.



4 ЭТАП. "Открытие" нового знании.


Деятельность учителя


1. Подготовка к первичному восприятию

 Сейчас мы узнаем поподробнее об авторе?

(6,7,8 слайды)

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!


-Ребята, что было основной темой в творчестве писателя?


-Правильно, молодцы.


-Словарная работа. (9 слайд)


запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

ходко работают - работают быстро.


3. Первичное чтение произведения.


Прослушивание сказки (видеозапись).


4. Проверка первичного восприятия.


- Какое настроение было у вас при чтение рассказа? Когда вам было грустно?


- Ребята, а кто главный герой сказки?


- Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение?

- Докажите


-Чем отличается сказка от рассказа?






- Понравилась сказка?

- Назовите действующих лиц сказки

Деятельность учащихся



-Дети слушают биографию автора.































- Основной темой в творчестве писателя была природа.







-Дети читают слова.













-Ответы детей.



-Зайчик.



-Сказка о животных.

Животные разговаривают, события нереальные.



-Сказка - волшебство, бывает и

не бывает автора, не имеет реальной основы.

Рассказ - реальные истории, герои –обычные люди, повествует о ком-либо,

нет волшебства.



-да

-зайцы, бобры





Физкультминутка

                     Раз, два - мы считаем

                     И шагаем, и шагаем.

                     Три – четыре, три – четыре

                     Руки в стороны пошире.

                     А теперь все потянулись,

                     Оглянулись, улыбнулись.

                     Вместе дружно все присели,

                     Потом встали, полетели.



5 ЭТАП. Применение нового знания.

Деятельность учителя


1. Вторичное чтение сказки.


По ходу чтения дети объясняют с помощью учителя значения незнакомых слов.

Ребята объясните значение слов:

долговязый 

плотина 

запрудили 

настлано 

хатка 

зябнуть 

робеть 

ходко работают 

обглоданные 




-Прочитайте самостоятельно первые два абзаца.

-Сколько зайчат родилось у старой зайчихи?

-Кто называет осенних зайчат листопадничками?

-На кого смотрят каждое утро зайки?



Дети читают по абзацу четко и выразительно, остальные следят по книге.

Чтение 3 абзаца.

-Что захотел зайчик, смотря на журавлей?

Чтение 4 абзаца.

-Чего испугались зайчата?

-Зайчиха успокоила зайчат? Как?




Чтение 4 абзаца.

-Куда убежал зайчонок?

-Куда прибежал зайка?


Чтение диалога зайчонка и бобра.

-Зайка сам попросился в хатку бобров?

-Взяли бобры зайку к себе жить?


Чтение 6-7 абзацев.

-Какими инструментами пользовались бобры, когда строили хатку?


Чтение 8 абзаца.

-Что подумал зайка?



-Ребята, а убежал зайка или нет, вы узнаете дома, когда прочтете его до конца.


Деятельность учащихся







долговязый - высокий, худой и нескладный;

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

зябнуть - испытывать чувство холода;

робеть - пугаться, стесняться, бояться;

ходко работают - работают быстро;

обглоданные – объеденные.


- Дети читают сказку жужжащим чтением.



- 3 зайчика.

-Охотники.

-На журавлей.









-Полетать.





-Замерзнуть.

-Она сказала: что вырастет густая, теплая шерстка.







-За журавлями в теплые страны.

-К глухой лесной речке.





-Да.

-Да.





-У них не было инструментов, а так зубы и хвост.





-Он подумал убежать домой.




6 ЭТАП. Рефлексия (итог урока).


Деятельность учителя

- Оцените урок и свою работу на уроке, подчеркнув выбранный вами вариант ответа.

1.На уроке я работал (а)…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…


7. На уроке я узнал.

Деятельность учащихся




активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересно / не интересно

7 ЭТАП. Домашнее задание.


Дочитать произведение до конца, составить один вопрос.




2