Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия - " Дикие животные. Знакомство с буквой М."»
Технологическая карта логопедического занятия -
" Дикие животные. Знакомство с буквой М."
Современные технологии динамично развиваются и внедряются во все сферы жизнедеятельности людей. Они являются достаточно уникальными и эффективными, хотя считаются вспомогательными средствами в логопедической работе.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих коррекционных технологий и методов. Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор эффективных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это особо касается детей с речевыми нарушениями, поскольку оказание коррекционной помощи осуществляется на основе использования специальных подходов, методов, в максимальной степени способствующих их развитию. Игры с использованием интерактивного оборудования вызывают огромный интерес у детей. Поэтому решая проблему поддержки детской инициативы и самостоятельности мы занялись поиском новых технологий и оборудования. Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, мы находимся в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы.
Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует много сил и мотивационной готовности детей. Что бы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы и технологии, соответственно возникла необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения. Одним из таких путей для меня, стали цифровые образовательные технологии. Ребенок не пассивно принимает поток информации, а с ним взаимодействует, т.е. тактильно связан, следовательно как результат более быстрая и положительная динамика коррекции.
Для меня приемлемая одна из таких технологий, как "интерактивный стол ", которая расширяет границы и возможности классического метода. Используя ее, можно создавать увлекательные развивающие занятия для детей. Она позволяет полностью моделировать пространство.
Интерактивный стол – отличное пополнение образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи, но и инструмент для решения большого количества проблем и задач. Известно, что детям с ограниченными возможностями здоровья доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, песком. Использование данного оборудования позволяет не только качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор методов, приемов с учетом возрастных и индивидуальных (речевых) особенностей детей, но и вызывает огромный интерес у детей, что способствует повышению эффективности восприятия и усвоения материала. Данный прием имеет преимущества в сравнении с другими ранее используемыми: позволяет сократить время усвоения новых знаний и обеспечивает более высокий уровень результатов. Дети более эмоционально воспринимают материал, представленный с помощью интерактивного оборудования, что позволяет быстрее расширять кругозор, проводить эффективную коррекцию речевых нарушений и развивать познавательную деятельность. Использование цифровых ресурсов позволяет обогатить полноту ощущений ребенка от восприятия окружающего мира. Таким образом, решая проблему речевого развития посредством развития сенсорного анализа, я используем в работе интерактивный стол.
Практика работы показала, что применение цифровых образовательных технологий является уникальным инструментом речевого развития, еще и потому, что развитие детей идет на интересном и им понятном уровне. Дети учатся составлять и контролировать свой процесс работы. Именно такая технология как интерактивный стол пробуждает в детях множество положительных эмоциональных переживаний, а педагога мотивирует на создание новых авторских игр с учетом индивидуальных потребностей и запросов детей
Ф.И.О. учителя-логопеда | Лисина Анна Николаевна |
Возрастная группа | Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 5-6 лет |
Форма организации, количество обучающихся | Подгрупповое занятие, 5 человек. |
Тема занятия | Дикие животные. Буква М. |
Используемые технологии и методики | Цифровые образовательные, информационно-коммуникационные технологии |
Цель занятия | Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи. Знакомство с буквой М. |
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
1. Способствовать уточнению, расширению и активизации номинативного словаря по теме. 2. Обеспечить условия для развития навыка образования прилагательных от существительных с помощью суффиксального образования. 3. Закрепление знаний о механизме образования звука. 4.Закрепление навыка звукового анализа слов. 5. Нахождение изучаемых звуков в словах. | 1.Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти. 2. Развивать просодические компоненты речи. | 1.Воспитывать заботливое отношение к диким животным. 2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво и правильно. 3. Формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности. |
Оборудование | Интерактивный стол, презентация по изучаемой теме, предметные картинки с изображением животных, тетради, карандаши. |
Ход занятия. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I.Вводный (организационный момент) | Приветствие. Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! | Дети приветствуют и слушают логопеда | Положительный эмоциональный настрой. |
Актуализация знаний. | Письмо от лесника. (слайд 2,3) Загадки о диких животных с последующим рассматриванием картинок с изображением животных. | Отгадывают загадки. Дают обобщающее понятие. Объясняют свои ответы. | Самостоятельное обобщение. |
II Основной этап. Открытие детьми нового знания. | Беседа по теме. (слайд 4 ) Д/игра «Кто с кем гуляет в лесу?» (Слайд 5,6) Д/игра «Пятый лишний» | Рассказывают о животных по наводящим вопросам логопеда. | Совместная деятельность. |
Самостоятельное применение нового знания на практике. | (Слайд 7) Д/игра "Чей? Чья? Чьё?" Работа с интерактивным столом (рис. 1) "Чей детеныш?" | Дети находят ответы, образуя и закрепляя новообразованные слова суффиксальным способом. Дети на рабочем столе находят детеныша и соединяют его с мамой. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Физ. минутка. | «Белки» Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (прыжки на месте.) Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.) | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Положительный эмоциональный настрой, физическая активность. |
Развитие мелкой моторики. | (Слайд 8) «Белка шалунишка» | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Положительный эмоциональный настрой, физическая активность. |
Актуализация знаний. | Характеристика звуков [М, Мь] по артикуляционным и акустическим признакам | Дети подбирают сигналы -символы, соотнося их с характеристикой звуков и с изображением на интерактивном столе. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Д/Игра "Найди звук [М] в картинках" с использование интерактивного стола. | Дети выдирают подходящие картинки на задаваемый звук. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Открытие детьми нового знания. (знакомство с буквой) | Знакомство с зрительным образом буквы. Работа с тетрадями. Чтение появляющихся слогов | Дети запоминают зрительный образ буквы, прописывают 2 - 3 буквы в тетради. Дети читают слоги на интерактивном столе. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Самостоятельное применение нового знания на практике. | (Рис.2) Работа с интерактивным столом "Запиши слово звуками" | Дети читают появившееся слово и записывают его звуками | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
III. Заключителный этап. Рефлексия. | Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. Подарки от буквы М и от лесника. | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |
Список использованной литературы:
1. Ишимова О.А, Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. Москва «Просвещение», 2009;
2. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет. «Речь», Санкт-Петербург – Москва, 2013;
3.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей речевых навыков, «КАРО», Санкт-Петербург, 2007;
4. Пичугина И.И. Интерактивная песочница. Челябинск, 2010;
5. Пичугина И.И. Интерактивный стол. Челябинск, 2010.
рис. 1 Д/и "Чей детеныш" с использованием интерактивного стола. рис.2 Д/и "Запиши слово звуками" Работа с интерактивным столом