СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта логопедического занятия «Путешествие с Лунтиком по сказкам»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся устойчивых знаний об устном народном творчестве, русских народных сказках и их  героях.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия «Путешествие с Лунтиком по сказкам»»

Технологическая карта логопедического занятия



Учитель: Шабалина Т.Г.

Класс: 1, ФФНР

Тема занятия: «Путешествие с Лунтиком по сказкам»

Тип занятия: урок закрепление полученных знаний.

Форма урока:

логопедическая викторина.

Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся устойчивых знаний об устном народном творчестве, русских народных сказках и их героях.


Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-сформировать представление об устном народном творчестве;                                                                                                                

- учить  различать русские народные сказки, ориентироваться в них.


Коррекционно- развивающие:

-развивать фонематическое восприятие, звуковой и слоговой анализ и синтез;

-развивать память, внимание, мышление, восприятие и связную речь.

-формировать учебную мотивацию.

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы.

-обогащать и активизировать словарный запас детей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию, усидчивость, стремление добиться поставленной цели.

- воспитывать отзывчивость, желание помогать.

- формировать самоконтроль за своей речью;

- создавать ситуации успеха.


Планируемые результаты:

Формируемые УУД

Личностные:
- формировать положительный интерес и основы к изучаемой теме; самостоятельность, навыки самоконтроля и адекватной самооценки.

Предметные: 

В результате занятия учащиеся:
- будут иметь прочные знания об устном народном творчестве, уметь самостоятельно различать русские народные сказки.

Метапредметные:
Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять тему и цель учебной деятельности с направляющей помощью логопеда;

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату;

Познавательные:  

- развивать умение находить и структурировать информацию;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (диалог)

  • Наглядный (презентация, картинки )

  • Практический

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная

  • В парах

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

Технологии обучения: игровые технологии, технология деятельностного обучения, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождения начала занятия, демонстрационные картинки по сказкам, жетоны для поощрения,

индивидуальные разрезные картинки по сказкам,  смайлики для оценивания настроения, картинки героев к сказке «Заюшкина избушка».

.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Цель:

 – активизировать обучающихся;

— создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.



Вот звенит уже звонок,
К нам приходит в класс урок,
Но приходит не один,
Гость какой-то идет с ним.

Во вселенной есть луна,
На луне стоит гора,
В ней пещера глубока,
В той горе лежит яйцо,
А в яйце сидит Оно!
Кто ты? Как здесь появился?
От кого ты зародился?
Что вообще за существо?
Ты пушистый незнакомец,
Фиолетовый малыш,
Чей же ты скажи детёныш?
Чей пушистый ты крепыш?
Как в пещере оказался
И один совсем остался?
В гости тебя к себе просим,
Будешь нашим лунным гостем!

- Кто же к нам сегодня пришёл в гости на занятие?

(Слайд 1)

- Лунтик очень любит путешествовать. А ещё больше он любит читать сказки и знает их наизусть. А вы любите путешествовать?

Тогда мы совершим увлекательное путешествие по сказкам вместе с Лунтиком. А в конце нашего путешествия вас всех ожидает приятный сюрприз.

Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять. Итак, вы готовы?

Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10 сек).

Разогретыми руками потрите щёчки:, мочки ушей (10 сек).

Упражнение «Пальчики здороваются», «Ухо – нос». (20 сек).

А чтобы наше путешествие прошло удачно, вам понадобятся все ваши знания, полученные на логопедических занятиях, а также смекалка, собранность и внимание!

Проверяют свою подготовку к уроку.










Лунтик

Личностные УУД:

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- контроль и проверка своей подготовки к занятию;

-принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу.


2. Актуализация знаний 

Цель: 

– повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

– актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение;

- Ребята, а вы много сказок знаете?

- С чего обычно начинаются все сказки? С жили- были.

- А что обязательно есть в каждой сказке?

- Чем всегда заканчиваются сказки? Добром.

- А какие сказки бывают? Веселые и грустные, смешные.

- Есть сказки разных писателей, но есть еще и русские народные сказки. Почему их так называют? (их сочинил народ)

(Включаю музыку) в гостях у сказки.

-И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.


Ответы детей.



Добро и зло

Личностные УУД:

- готовность преодолеть школьные трудности.



Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу.


Постановка учебной задачи 

Цель: 

–мотивация к  учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности каждого.

– Определить уровень знаний по теме занятия

-Ребята, а что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных героях и событиях с участием волшебных фантастических сил.

Много сказок родилось на русской земле. Их писали для того, чтобы в доступной для детей форме рассказать об опасностях взрослого мира. Вспомним известную сказку «Красная шапочка». Чему учит нас эта сказка? (Дружить, хранить верность своим убеждениям и совершать добрые смелые поступки).

Сказки сочиняли, хранили в памяти, рассказывали детям и внукам, передавали из уст в уста. 

А как вы понимаете выражение «Из уст в уста»? 


Высказывают свои предположения.





Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные УУД:

- слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Формулирование темы и целей урока.

- Кто догадался и может назвать тему нашего занятия? Правильно. Молодцы!

-Мы сегодня с вами будем говорить о русских народных сказках.

- Чему должны научиться? Какие задачи поставим перед собой.

Вы молодцы. Сегодня на занятии мы …

1. Вспомним русские народные сказки.

2. Научимся определять из какой сказки персонажи.

3. Будем учиться пересказывать сказку. 

Теперь мы готовы начать наше путешествие!

Формулируют тему и задачи урока.

Регулятивные УУД: 

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия;


Коммуникативные УУД: 

-отвечать на вопросы,

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Познавательные УУД:

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.



III. Этап работы по теме

Цель:

- организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
















































  1. У Лунтика есть друзья. Отгадай, кто это?

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.


(Слайд 2)

Бабочка приготовила вам загадки.  Ваша задача внимательно слушать и правильно назвать сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, в конце занятия  мы с вами проверим, у кого жетонов будет больше.

Что за сказка? Кошка, внучка, мышь, еще собачка Жучка.

(Слайд 3 по щелчку)

Деду с бабой помогали, корнеплоды доставали.

Мышка дом себе нашла,

мышка добрая была,

В доме том, в конце концов

стало множество жильцов


У Аленушки – сестрицы,

унесли братишку птицы, 

Высоко они летят,

далеко они глядят.


Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…


Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке. 

Там три стула и три кружки,

Три кроватки три подушки. 

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?


Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей.

 

-Молодцы, ребята, справились с заданием бабочки,сказки вы узнали. 

2. Кто же следующий друг Лунтика. Отгадайте!

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…

(Слайд 4)

Ребята, посмотрите на доску. Здесь разные герои сказок. Лунтик и Божья коровка любят, когда слова произносятся ласково. Сейчас мы с вами поиграем в  игру «Назови ласково»

медведь- …

заяц-…

лиса- …

лягушка- …

Маша- …

  мышь- …

- Назовите среди слов отгадок имя собственное.

– Молодцы, с этим заданием справились.


1.Кто следующий друг нашего Лунтика? Отгадайте.

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.


(Слайд 5)

Он хочет, чтобы вы внимательно послушали отрывок из сказки и правильно назвали ее.

Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

-Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.

 

2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

– Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

– Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.  


3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

– Съешь моего лесного яблочка,- скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся.

4.  – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

-Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.

- Молодцы, справились с заданием Кузнечика.






Бабочка.


Отгадывают загадки.







«Репка»







Теремок





Гуси- лебеди




Колобок. 





Три медведя. 





Царевна – лягушка.









Божья коровка

Образовывают уменьшительно- ласкательные суффиксы.


медвежонок,

зайчонок

лисичка

лягушечка

Машенька

мышка

Машенька








Кузнечик

Определяют, из какой сказки отрывок.



«Кот, петух и лиса»









«Мужик и медведь»





«Гуси-лебеди».







«Хаврошечка»


Личностные УУД:

- положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые умения, совершенствовать имеющиеся.


Регулятивные УУД:

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамии самостоятельно) необходимые действия, операции.


Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;



Познавательные УУД:

-понимать познавательную задачу;

-анализировать, сравнивать,

-выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.




Физкультминутка.

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся.
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно.

Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.


Выполняют движения за логопедом.

Ходьба на месте.


Приседания.




Потягивания – руки вверх.



Наклоны вперед и назад.
Повороты туловища вправо и влево.

Дети садятся.

Личностные УУД :

- настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе.


Регулятивные УУД:

- саморегуляция.


IV. Закрепление пройденного материала.

Цель:

проверить реальное понимание основной сути материала.

Кто этот друг?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её?

(Слайд 6)


  1. Игра «Найди и исправь ошибку».

Она тоже приготовила вам задание. В названиях следующих сказок есть ошибки. Ваша задача найти их и исправить.

«Петушок Ряба» – …

«Даша и медведь» – …

«Волк и семеро ягнят» – …

«Петушок и гороховое зёрнышко» – …

 «Утки-лебеди» – …

«Лисичка с кастрюлькой» – …

«По рыбьему велению» – …

«У страха глаза огромны» – …

«Заюшкин домик» – …

  1. Упражнение «Назови героя сказки».

Послушайте загадку об ещё одном друге Лунтика.

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(Слайд 7)

Она приготовила вам задание. Я буду читать строки из разных сказок, ваша задача назвать героя сказки, который говорил эти слова и саму сказку.

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано».

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная».

«Не пей, братец, козленочком станешь».

«Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел».

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла».

«Вижу – вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».

«Нам не страшен серый волк,

   Серый волк, серый волк!

   Где ты ходишь, глупый волк,

   Старый волк, страшный волк!»

3. Игра «Соедини половинки».

- Лунтик приготовил вам игру. Но это будет не совсем обычная игра. Сейчас нам с вами нужно будет выполнить, наверное, самое трудное задание. Слушайте внимательно правила игры: в сказках много фраз, которые известны всем и постоянно повторяются. Я буду говорить первую часть фразы, а вы вспоминайте и договаривайте ее окончание. Итак, начали!

- Сказка – ложь, да в ней – намек …

- Я там был.

Мед-пиво пил… 

- Тут и сказке – конец …

- Растет не по дням, …

- Кто в тереме живет? …

- Скоро сказка сказывается…



4. Перед вами герои сказки «Заюшкина избушка». Ваша задача восстановить последовательность событий и пересказать сказку.







Пчела.





Исправляют ошибки.

«Курочка Ряба».

«Маша и медведь».

«Волк и семеро козлят». «Петушок и бобовое зёрнышко». «Гуси-лебеди».

«Лисичка со скалочкой.

«По щучьему велению».

«У страха глаза велики». «Заюшкина избушка».









Гусеница.








Корова – «Хаврошечка»



«Морозко»


Аленушка- «Сестрица Аленушка


Баба Яга



Иван-дурак – «Сивка – бурка».

Иванушка»


Лиса – «Лиса и заяц».



Петушок




Волк и семеро козлят



Маша – « Маша и медведь»






Три поросенка.











добрым молодцам урок


по усам текло, а в рот не попало.

а кто слушал – молодец.

а по часам

Кто в не высоком живет?

да нескоро дело делается.





Раскладывают картинки, пересказывают сказку.

Личностные УУД:

- формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме, положительное отношение к учению.

Регулятивные УУД:

- уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-отвечать на вопросы,

- уметь строить речевое высказывание в устной форме;

- составлять устное монологическое высказывание с опорой на картинки.


Познавательные УУД:

- уметь делать выводы, строить логическое рассуждение, находить последовательность действий на картинках.


VI. Итог занятия. Рефлексия

Цель: 

-подвести итог проделанной работе на занятии,

- самооценка совместной деятельности обучающимися.


- Давайте вспомним, какие задачи ставили перед собой в начале занятия?

- Выполнили мы их?

Что такое русские народные сказки?

Почему они называются русскими народными?

-Что особенно понравилось или запомнилось вам?

- С какими заданиями, по вашему мнению, вы справились лучше всего? 

- Давайте выявим победителей и призеров нашего путешествия (подсчет жетонов , награждение всех ребят медалями.)

- С каким настроением вы работали на занятии? Поднимите смайлики.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно.

Лунтик и его друзьям приготовили вам приятный сюрприз. (Конфеты всем детям).

Давайте скажем «спасибо» и «до свидания» гостям нашего занятия.

Отвечают на вопросы.

Подсчитывают количество жетонов.

Оценивают свою работу на занятии.

Личностные УУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания.


Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.




Источники: 

  1. Стихотворение про Лунтика - https://www.chitalnya.ru/work/1431471/

  2. Загадки о друзьях Лунтика - http://ustroim-prazdnik.info/publ/igry_konkursy_zagadki/zagadki_i_schitalochki/zagadki_pro_luntika_i_ego_druzej/13-1-0-714

  3. Русские народные сказки. https://www.pravmir.ru/russkie-narodnye-skazki/