Ф.И.О. учителя-логопеда | Михайлова Прасковья Аммосовна |
Группа (класс, логопедическое заключение) | 4 класс Логопедическое заключение: ФФНР |
Тема занятия | Особенности построения текста – описание. |
Тип занятия | «Открытие нового знания» |
Используемые технологии | Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий |
Цель занятия | Формирование у младших школьников умений необходимых для создания текста-описания. |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - дифференцировать понятия «слог», «слово», «текст»; - различать особенности изученных типов текстов; - строить текст-описание в соответствии с его особенностями; | Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи между частями текста. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное; - для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. | - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы в тексте. |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер Презентация «Схемы для описательных рассказов» |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
3 минуты | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтально | «Учимся и оздоравливаемся». В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная земляника. Кто съест землянику, тот становится умным, Но подойти к землянике можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения? 1. упр. «Цветок распускается» И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох. Медленно, 4-6 раз. 2. упр. «Лес шумит» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз. 3. упр. «Грибок» И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз. 4. упр. «Травушка колышется» И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз. 5. упр. «Радуга, обними меня» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз. Показ образца выполнения упражнения. | Выполняют дыхательную гимнастику Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи. |
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания отексте-повествовании. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Практические | Фронтальная | Сядет тот, что отгадает предмет: Ягода приятная, Очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка, Там краснеет… 2. Определите в слове количество слогов, назовите ударный слог 3. Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий, сочный, кисловатый на вкус 4. Трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, коротким хвостом, короткими передними и длинными задними лапами 5. Как вы смогли узнать предметы? 6. Правильно, я описывала предмет, называя его признаки. | Земляника В слове земляника 4 слога, ударный слог – ни, третий слог Помидор. В этом слове 3 слога, ударение падает на третий слог - дор Заяц, в этом слове 2 слога, ударный слог за. По признакам, по описанию Рассматривание слайда из базовой презентации |
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
8 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | 1. Прочитайте задание на карточке. 2. Можно утверждать, что вы прочитали текст? Докажите? 3. Это текст-повествование? Почему? | Чтение текста «Земляника». Земляника - самая знаменитая ягода нашей Амги. Листья у земляники красивые, тройчатые, цветки белоснежные. Плод- ароматная красная ягода. Земляника еще и целебная, она имеет много полезных веществ и витаминов. Это текст. Текст состоит из нескольких предложений расположенных в определенном порядке, связанных по смыслу. Можно придумать заглавие. Это какой-то другой текст. В нем события не развиваются друг за другом, его можно сфотографировать одним кадром. |
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) 1. Построение проекта выхода из затруднения 2. Реализация построенного проекта | 1. цели УД и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий); -определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи) 2. Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение; - обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
12 мин | Наглядно-демонстрационные: схем, моделирование | фронтальная | 1. Составьте из данных слогов слово: пи, ни, са, О, е Слайд Можно ли так назвать такой тип текста? Почему? Какой главный вопрос текста? 2. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, сколько нужно снимков, чтобы сфотографировать события в описании? 3. Начнем составлять схему построения текста. - Сколько частей в тексте? - О чем говорится в первой части? - Во второй? - А в третьей? 4. В описании чаще всего используется параллельная связь предложений, а в повествовании? 5. Составим план этого типа текста | Описание Можно. В тексте описываются признаки предметов. Какой? Один Три В этой части называется предмет. Во второй рассказывается о цветках, листьях. В третьей части высказывается свое отношение к цветку. В повествовании - цепная связь, предложения соединяются по цепочке. Рассматривают схему построения описания, называют предложения по схеме. Называние предмета. Признаки предмета. Вывод . |
V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
5 мин | - Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок - Наглядно-демонстрационные: заполнение таблицы - По уровню самостоятельности: после объяснения задания | Парная | 1. Особенности текста описание мы расположили в сравнительной таблице. -Таблица должна быть заполнена без ошибок. Как удобнее выполнить? Как вы считаете, почему? | Размещают карточки с особенностями текста-описание в сравнительную таблицу Такую работу удобнее выполнить в парах? Можно посоветоваться, помочь товарищу выбрать правильный ответ. Заполнение таблицы, выбор правильных формулировок на карточках, размещение карточек в таблицу. Комментируют свой выбор |
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
| 5 минут | Практические письменные | фронтальная, парная | Запишите по памяти первую и третью части текста Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом. | Запоминают, проговаривая шепотом, про себя, с закрытыми глазами. записывают по памяти осуществляют проверку записанного |
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
2 мин | аналитико- синтетические | фронтальная | Оцените свои знания по лестнице «достижений» - грамотность записей | Оценивают свои записи |