Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и материальной культуре своего народа.
2. Способствовать воспитанию чувства уважения к мастерству своих предков.
Участки (этапы) перемещения по маршруту | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вступительная беседа 1.Знакомство с группой. 2. Сообщение о правилах поведения и безопасности в музее. | При входе в экспозиционный зал | нет | 1 минута | Представиться группе, назвать фамилию, имя. Правила поведения и безопасности в музее: экспонаты без разрешения руками не трогать, слушать внимательно гида, не толкаться, сохранять тишину и порядок. | Для прослушивания инструктажа по технике безопасности поставить группу полукругом. | Объяснение, рассказ А сейчас приглашаю вас пройти в зал. |
Введение в тему «Традиционные мужские ремесла в удмуртской деревне. Конец XIX – середина XX веков». . | Экспозиционный зал | Обзор всех экспонатов | 1,5 мин. | Сегодня мы совершим экскурс в жизнь удмуртов в 19-20 веках, познакомимся с убранством крестьянской избы. Особое внимание будет уделено традиционным предметам обихода и быта, созданным руками хозяина дома. | Экскурсанты самостоятельно просматривают выставленные в музейном зале экспонаты. | Настроить группу на просмотр объектов самостоятельно с целью ответа на вопрос: «Как вы думаете, какие из представленных экспонатов созданы руками мужчин?» Подойдите, пожалуйста, к прялкам. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экспонаты «Прялка» и «Самопрялка» | Перед экспонатами «Прялка» и «Самопрялка» | Прялки | 2,5 минуты | Каждый парень 17–18 лет должен был подарить своей избраннице прялку. Прялка была не только орудием труда, но и украшением жилища. Отличие прялки и самопрялки. | Предлагается девушке сесть за прялку. Обратить внимание на разницу между прялками. Пройти к следующему экспонату. | Показ, рассказ, демонстрация, объяснение, сравнение. Объяснить загадку о прялке: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу». Сравнить прялку и самопрялку. А сейчас перейдем к следующей семейной реликвии. |
Экспонат «Колыбелька подвесная» | Перед колыбелькой подвесной | Колыбелька подвесная | 2 минуты | Колыбель передавалась из поколения в поколение, имела статус семейной реликвии. Для зыбки выбирали самое светлое и теплое место в избе. | Предлагается послушать удмуртскую колыбельную. Пройти к следующему экспонату. | Часть рассказа ведется на фоне музыки колыбельной песни. Показ устройства колыбели. Предлагается ответить на вопрос: «Почему колыбель подвесная?» Объясняется, как создана колыбель. Мужчины умели работать не только с деревом, но и с берестой, лыком. |
Экспонат «Туес берестяной» | Перед туесом | Туес берестяной | 1,5 минуты | Этот небольшой сосуд из бересты предназначен для хранения и переноски продуктов, даров леса. Стенки его были двойными. | Экскурсанты слушают рассказ, смотрят фотографии. Пройти к следующему экспонату. | Описание, показ фотографий. А следующий экспонат, о котором мы узнаем, сплетен из лыка. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экспонат «Пестерь» | Перед пестерем | Пестерь | 1,5 минуты | Прямоугольный короб из переплетенных полосок лыка с откидывающейся крышкой снабжен веревками для ношения через плечо. С такой ношей удобно было ходить в лес и нетрудно починить в случае поломки. | Экскурсанты подходят к экспонату, предлагается надеть его на спину. Пройти к следующему экспонату. | Демонстрация, рассказ, показ Для перехода к следующему объекту показа загадать загадку: «Привяжешь – пойдет, отвяжешь - останется» (лапоть) или «У одной мышки два хвоста» (лапоть) |
Экспонат «Лапти» | Перед двумя парами лаптей | Лапти | 3 минуты | Изготавливали их из липового лыка, иногда из бересты. Лапти русские с оборами (шнурками, скрученными из того же лыка,) и с закругленными носками. Лапти удмуртские с плетеными из шерсти тесемками, имеют острый приподнятый носок треугольной формы. | Экскурсанты слушают, отвечают на вопросы экскурсовода. | Рассказ. Показ. Прием вопросов-ответов: В чем разница между удмуртскими и русскими лаптями? Показ видеофильма об умельце из Алнашей Д. Рябчикове. На этом обзор экспонатов завершился, но экскурсия еще не закончена. Прошу подойти к столу. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рефлексия | За рабочим столом | Задания для двух групп | 3 минуты | 1 группа получает задание. «Выберите из предложенных материалов те, которые использовались мужчинами для создания предметов быта (береста, дерево, лыко, домотканное полотно, стекло, пластмасса, бумага) и соотнесите их с предметами быта на картинке». 2 группа получает задание. «Разгадайте кроссворд» | Экскурсанты делятся на две группы, каждая группа получает задание. Для вручения призов (оберегов) группу выстроить полукругом. | Организует на совместную (групповую) деятельность. Проверяет работы, оценивает. Награждает всех экскурсантов призами – оберегами, сделанными членами краеведческого кружка. |
Заключение | Экспозиционный зал | Нет | 0,5 минут | Любите свой край, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание. | | Благодарит за внимание. Приглашает посетить музей еще раз. |