СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта музейной экскурсии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автором представлена технологическая карта фрагмента экскурсии по теме "Традиционные мужские ремесла в удмуртской деревне. Конец XIX – середина XX веков."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта музейной экскурсии»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель туристского

предприятия:

Дата ______________



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ



Тема экскурсии: Традиционные мужские ремесла в удмуртской деревне. Конец XIX – середина XX веков.

Продолжительность (ч.): 0 час.15 минут


Автор-разработчик: Гавшина Ольга Леонидовна


Цель: Формирование  интереса к прошлому своей Родины

  Воспитание  чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и материальной культуре своего народа.


Задачи: 1. Познакомить с основами крестьянской работы, дать представление о предметах крестьянского быта.

2. Способствовать воспитанию чувства уважения к мастерству своих предков.


Содержание экскурсии: Музейная экскурсия представляет собой экскурс в жизнь удмуртов в19-20 веках. Экскурсия знакомит с бытом удмуртской семьи через экспозиции различных предметов домашнего обихода того времени. Особое внимание уделяется предметам быта, каждодневно используемым в крестьянском хозяйстве, которые созданы руками мужчины-хозяина дома.








Участки (этапы) перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

Вступительная беседа

1.Знакомство с группой.


2. Сообщение о правилах поведения и безопасности в музее.


При входе в экспозиционный зал

нет

1 минута

Представиться группе, назвать фамилию, имя.

Правила поведения и безопасности в музее: экспонаты без разрешения руками не трогать, слушать внимательно гида, не толкаться, сохранять тишину и порядок.




Для прослушивания инструктажа по технике безопасности поставить группу полукругом.






Объяснение, рассказ

А сейчас приглашаю вас пройти в зал.



Введение в тему «Традиционные мужские ремесла в удмуртской деревне. Конец XIX – середина XX веков».

.


Экспозиционный зал

Обзор всех экспонатов

1,5 мин.

Сегодня мы совершим экскурс в жизнь удмуртов в 19-20 веках, познакомимся с убранством крестьянской избы. Особое внимание будет уделено традиционным предметам обихода и быта, созданным руками хозяина дома.

Экскурсанты самостоятельно просматривают выставленные в музейном зале экспонаты.

Настроить группу на просмотр объектов самостоятельно с целью ответа на вопрос: «Как вы думаете, какие из представленных экспонатов созданы руками мужчин?»

Подойдите, пожалуйста, к прялкам.







1

2

3

4

5

6

7

Экспонаты «Прялка» и «Самопрялка»

Перед экспонатами «Прялка» и «Самопрялка»

Прялки

2,5 минуты

Каждый парень 17–18 лет должен был подарить своей избраннице прялку. Прялка была не только орудием труда, но и украшением жилища. Отличие прялки и самопрялки.

Предлагается девушке сесть за прялку.

Обратить внимание на разницу между прялками.

Пройти к следующему экспонату.

Показ, рассказ, демонстрация, объяснение, сравнение. Объяснить загадку о прялке: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу». Сравнить прялку и самопрялку.

А сейчас перейдем к следующей семейной реликвии.


Экспонат «Колыбелька подвесная»

Перед колыбелькой подвесной

Колыбелька подвесная

2 минуты

Колыбель передавалась из поколения в поколение, имела статус семейной реликвии. Для зыбки выбирали самое светлое и теплое место в избе.

Предлагается послушать удмуртскую колыбельную.

Пройти к следующему экспонату.

Часть рассказа ведется на фоне музыки колыбельной песни. Показ устройства колыбели.

Предлагается ответить на вопрос: «Почему колыбель подвесная?»

Объясняется, как создана колыбель.

Мужчины умели работать не только с деревом, но и с берестой, лыком.

Экспонат «Туес берестяной»

Перед туесом

Туес берестяной

1,5 минуты

Этот небольшой сосуд из бересты предназначен для хранения и переноски продуктов, даров леса.

Стенки его были двойными.



Экскурсанты слушают рассказ, смотрят фотографии.

Пройти к следующему экспонату.

Описание, показ фотографий.

А следующий экспонат, о котором мы узнаем, сплетен из лыка.

1

2

3

4

5

6

7

Экспонат «Пестерь»

Перед пестерем

Пестерь

1,5 минуты

Прямоугольный короб из переплетенных полосок лыка с откидывающейся крышкой снабжен веревками для ношения через плечо. С такой ношей удобно было ходить в лес и нетрудно починить в случае поломки.


Экскурсанты подходят к экспонату, предлагается надеть его на спину.

Пройти к следующему экспонату.

Демонстрация, рассказ, показ

Для перехода к следующему объекту показа загадать загадку: «Привяжешь – пойдет, отвяжешь - останется» (лапоть) или «У одной мышки два хвоста» (лапоть)


Экспонат «Лапти»

Перед двумя парами лаптей

Лапти

3 минуты

Изготавливали их из липового лыка, иногда из бересты.

Лапти русские с оборами (шнурками, скрученными из того же лыка,) и с закругленными носками. Лапти удмуртские с плетеными из шерсти тесемками, имеют острый приподнятый носок треугольной формы.

Экскурсанты слушают, отвечают на вопросы экскурсовода.

Рассказ. Показ. Прием вопросов-ответов: В чем разница между удмуртскими и русскими лаптями? Показ видеофильма об умельце из Алнашей Д. Рябчикове.

На этом обзор экспонатов завершился, но экскурсия еще не закончена.

Прошу подойти к столу.











1

2

3

4

5

6

7


Рефлексия



















За рабочим столом


















Задания для двух групп

















3 минуты



















1 группа получает задание. «Выберите из предложенных материалов те, которые использовались мужчинами для создания предметов быта (береста, дерево, лыко, домотканное полотно, стекло, пластмасса, бумага) и соотнесите их с предметами быта на картинке».

2 группа получает задание. «Разгадайте

кроссворд»


Экскурсанты делятся на две группы, каждая группа получает задание.


Для вручения призов (оберегов) группу выстроить полукругом.











Организует на совместную (групповую) деятельность.


Проверяет работы, оценивает.



Награждает всех экскурсантов призами – оберегами, сделанными членами краеведческого кружка.

Заключение

Экспозиционный зал

Нет

0,5 минут

Любите свой край, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.



Благодарит за внимание. Приглашает посетить музей еще раз.