Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания. Сегодня на минутке чистописания мы прописываем заглавную букву «С» и сочетание букв «см», «сл», «ск» На доске вы видите слова , образуйте от каждого слова однокоренное имя существительное 1-го склонения. – Прочитайте полученные имена существительные. Выделите корень в однокоренных словах. Чтобы образовать от каждого слова однокоренное имя существительное 1- го склонения, какое правило вы для этого использовали? Запишите в тетради предложение и выполните синтаксический разбор. К доске пойдет……. По тропинке к лесной опушке шли девочка и мальчик. [= - и = ]. -Написание каких слов у вас вызвало затруднение? - Почему вызвало затруднение? - Как вы их проверяли? | Записывают в тетради число, классная работа -прописывают буквы -читают задание - выполняют задание -тропинке, опушке -с помощью слов помощников ( по реке, к реке) | Р-2; |
Выявление места и причины затруднения | – Отгадайте загадку. Он науку изучил, Землю словно приручил. Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Он знаток в краю родном И зовется … (агроном). Ребята, кто знает, кто такой агроном? АГРОНОМ – специалист в области земледелия. Слово образовано от греческого АГРОС – «поле, земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ – «знающий законы земледелия». АГРОНОМ – АГРОС, НОМОС = «знающий законы земледелия». -А теперь давайте подберем однокоренные слова к слову агроном? Однокоренные слова: агрономия, агрономический. Пословица: Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. -Агроном | К-1; Л-1; |
Построение проекта выхода из затруднения | А теперь отгадайте загадки. Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста. (Олень.) | Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло.) | В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд.) | – Определите склонение слов «поезд», «мыло», «олень». Запишите слова-отгадки и выделите в них окончания. – Сколько склонений существует в русском языке? – Какое склонение существительных мы закончили изучать на прошлом уроке? – Назовите, какие существительные относятся к 1-му склонению? – Вспомните, какие существительные относятся ко 2-му склонению? -А какого склонения наше словарное слово? – Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем работать с существительными 2-го склонения единственного числа | -Олень -Мыло -Поезд Слово «поезд» – мужского рода и оканчивается на согласный звук. Слово «мыло» – среднего рода с окончанием -о. Слово «олень» – мужского рода с мягким знаком на конце - тема нашего урока 2 –е склонение имени существительного - В русском языке существует три склонения существительных. – Мы закончили изучать 1-е склонение имен существительных. – К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода, которые имеют окончания -а, -я. – Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с мягким знаком на конце или оканчивающиеся на согласный звук, а также на -й, и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е. -наше словарное слово 2 – го склонения - тема нашего урока 2 – е склонение имени существительного | К-1, 2; Л-1; Р-2; |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Давайте прочитаем правило. Сначала прочитаем его про себя, а затем проговорим вслух Правило Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа относятся ко 2-му склонению ФИЗМИНУТКА Потрудились – отдохнем. Встанем – глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили. -Найдите упражнение под № 163. Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные 2-го склонения. Образуйте от каждого из них однокоренное имя существительное 2-го склонения. – Запишите пары однокоренных имен существительных, вставляя пропущенные буквы. К доске пойдет …..(далее по цепочке) Как определяли 2 склонение у существительных? | -Читают правило -проговаривают правило -Выполняют физминутку -Читают задание -Выполняют задание - с помощью правила | Р-1; Л-2, 4; |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Индивидуальная работа по карточкам Обратите внимание, у вас на столах лежат карточки. Подпишите их. Поднимите руки 1 вариант. Вам необходимо из данных слов выписать все имена существительные второго склонения. Карточка 1. Выпишите имена существительные второго склонения. Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолет, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня. Теперь поднимите руки 2 вариант. Вам необходимо среди данных слов найти существительные и определить у них склонение. Карточка 2 – По какому принципу подобраны слова? Найдите среди них существительные, определите склонение. Новизна, новый, обновить, новинка, новенький. Песок, песочный, песчаный, песочек. Говор, разговорчивый, приговор, говорить, говорливый. Веселенький, веселиться, веселость, веселить, развеселиться. -Кто уже выполнил задание, показывает знак готовности. 2 человека проверяют устно, остальные сдают на проверку. Сдают работы на проверку. | -Карточка 1. Конь, железо, огород, пень, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, болото, офицер, мотор, самолет, базар, кирпич, экипаж. Карточка 2 Новизна (1-е скл.), новый, обновить, новинка (1-е скл.), новенький. Песок (2-е скл.), песочный, песчаный, песочек (2-е скл.). Говор (2-е скл.), разговорчивый, приговор (2-е скл.), говорить, говорливый. Веселенький, веселиться, веселость (3-е скл.), веселить, развеселиться. | Р-3, 4; К- 2; |