СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему: «2- е склонение имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему: «2- е склонение имен существительных»»

Технологическая карта по русскому языку

Класс: 4

Тема урока: «2- е склонение имен существительных»

Тип урока: открытие «нового» знания

УМК «Школа России»

Цель: выявлять отличительные признаки имён существительных 2 склонения; отличать имена существительные 2 –го склонения от имён существительных других склонений.

Задачи:

Образовательная: познакомить с признаками имен существительных 2- го склонения; учить выделять имена существительные 2 – го склонения из группы существительных;

Развивающая: способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

УУД:

Познавательные: 

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); 

регулятивные: 

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; 

коммуникативные: 

участвовать в диалоге;

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений

личностные:

осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества;

понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению;

владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Евгеньевна, и урок русского языка проведу у вас я. Улыбнитесь друг другу.

Присаживайтесь

- А теперь мне хочется пожелать нам интересной и познавательной работы на уроке. (В течение всего урока контролирую посадку детей, а также дисциплину)

- Приветствуют учителя


- Улыбаются друг другу

- Присаживаются

К-1;

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.


Сегодня на минутке чистописания мы прописываем заглавную букву «С» и сочетание букв «см», «сл», «ск»


На доске вы видите слова , образуйте от каждого слова однокоренное имя существительное 1-го склонения.

– Прочитайте полученные имена существительные. Выделите корень в однокоренных словах.

Чтобы образовать от каждого слова однокоренное имя существительное 1- го склонения, какое правило вы для этого использовали?

Запишите в тетради предложение и выполните синтаксический разбор. К доске пойдет…….

По тропинке к лесной опушке шли девочка и мальчик. [= - и = ].

-Написание каких слов у вас вызвало затруднение?

- Почему вызвало затруднение?

- Как вы их проверяли?


Записывают в тетради число, классная работа


-прописывают буквы



-читают задание


- выполняют задание












-тропинке, опушке


-с помощью слов помощников ( по реке, к реке)

Р-2;

Выявление места и причины затруднения

– Отгадайте загадку.

Он науку изучил,

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется … (агроном).

Ребята, кто знает, кто такой агроном?

АГРОНОМ – специалист в области земледелия. Слово образовано от греческого АГРОС – «поле, земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ – «знающий законы земледелия». АГРОНОМ – АГРОС, НОМОС = «знающий законы земледелия».


-А теперь давайте подберем однокоренные слова к слову агроном?

Однокоренные слова: агрономия, агрономический.


Пословица:

Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


-Агроном

К-1;

Л-1;

Построение проекта выхода из затруднения

А теперь отгадайте загадки.

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Олень.)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

– Определите склонение слов «поезд», «мыло», «олень». Запишите слова-отгадки и выделите в них окончания.





– Сколько склонений существует в русском языке?


– Какое склонение существительных мы закончили изучать на прошлом уроке?


– Назовите, какие существительные относятся

к 1-му склонению?



– Вспомните, какие существительные относятся ко 2-му склонению?






-А какого склонения наше словарное слово?


– Как вы думаете, какая тема нашего урока?


– Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем работать с существительными 2-го склонения единственного числа







-Олень



-Мыло





-Поезд



Слово «поезд» – мужского рода и оканчивается на согласный звук. Слово «мыло» – среднего рода с окончанием -о. Слово «олень» – мужского рода с мягким знаком на конце

- тема нашего урока 2 –е склонение имени существительного


- В русском языке существует три склонения существительных.

– Мы закончили изучать 1-е склонение имен существительных.


– К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода, которые имеют окончания -а, -я.

– Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с мягким знаком на конце или оканчивающиеся на согласный звук, а также на -й, и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.


-наше словарное слово 2 – го склонения


- тема нашего урока 2 – е склонение имени существительного




К-1, 2;

Л-1;

Р-2;

Реализация построенного проекта

Откройте свои учебники на 93 странице и найдите упражнение под № 162.

Прочтите задание.

-Что нам требуется сделать?



-Укажите род имен существительных, выделите окончания. У имен существительных какого рода нулевое окончание? (Мужского рода.)

К доске пойдет ……….( далее по цепочке)

-С помощью чего вы определили род и окончание у имен существительных?



-Читают задание

- Списать и указать род имен существительных, выделить окончания


-Мужского рода







- с помощью правила

Р-1; К-4;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте прочитаем правило.

Сначала прочитаем его про себя, а затем проговорим вслух

Правило

 Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями

-о, -е в именительном падеже единственного числа относятся ко 2-му склонению

ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнем.

Встанем – глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

-Найдите упражнение под № 163. Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные 2-го склонения. Образуйте от каждого из них однокоренное имя существительное 2-го склонения.

– Запишите пары однокоренных имен существительных, вставляя пропущенные буквы.

К доске пойдет …..(далее по цепочке)

Как определяли 2 склонение у существительных?

-Читают правило




-проговаривают правило













-Выполняют физминутку

-Читают задание


-Выполняют задание








- с помощью правила

Р-1;

Л-2, 4;

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Индивидуальная работа по карточкам

Обратите внимание, у вас на столах лежат карточки. Подпишите их. Поднимите руки 1 вариант. Вам необходимо из данных слов выписать все имена существительные второго склонения.

Карточка 1.

Выпишите имена существительные второго склонения.

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолет, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Теперь поднимите руки 2 вариант. Вам необходимо среди данных слов найти существительные и определить у них склонение.


Карточка 2

– По какому принципу подобраны слова? Найдите среди них существительные, определите склонение.

Новизна, новый, обновить, новинка, новенький.

Песок, песочный, песчаный, песочек.

Говор, разговорчивый, приговор, говорить, говорливый.

Веселенький, веселиться, веселость, веселить, развеселиться.







-Кто уже выполнил задание, показывает знак готовности.

2 человека проверяют устно, остальные сдают на проверку.

Сдают работы на проверку.






-Карточка 1.

Конь, железо, огород, пень, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, болото, офицер, мотор, самолет, базар, кирпич, экипаж.

Карточка 2

Новизна (1-е скл.), новый, обновить, новинка

(1-е скл.), новенький.

Песок (2-е скл.), песочный, песчаный, песочек

(2-е скл.).

Говор (2-е скл.), разговорчивый, приговор (2-е скл.),

говорить, говорливый.

Веселенький, веселиться, веселость (3-е скл.), веселить, развеселиться.

Р-3, 4; К- 2;

Включение в систему знаний и повторение

– Что нового узнали на уроке?

- Достигли ли вы целей урока?

– Какое задание вам особенно понравилось?


-Кто такой агроном

-Да, достигли

-Больше всего на уроке меня заинтересовала работа по карточкам

Л-2; Р-3;

Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание

Упр.165 словарное слово, составить простое или сложное предложение и сделать синтаксический разбор + схема. Слово зерном сделать единичку.



Рефлексия учебной деятельности

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

– Выполните тест. Отметьте существительные 2-го

склонения и прочитайте слово.

А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото

– Какое слово получилось?

Вы сегодня были большие молодцы!!!!

Спасибо за урок, до свидания!






















-Молодец

Л-1; К-4;



Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





ПРОВЕРИЛ ПРОВЕРИЛ

Учитель

_________________ Руководитель практики

_____________________

« »___________ 2019г.

« » _____________ 2019г.

Технологическая карта

по математике на тему:

«Задачи на нахождение целого и целого по его доле»



Выполнила

студентка Ш-41 группы

Письменная Екатерина Евгеньевна



Ейск, 2019 г.



Вариант 1

Выпишите имена существительные второго склонения.

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолет, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Вариант 2

Найдите среди них существительные, определите склонение.

Новизна, новый, обновить, новинка, новенький.

Песок, песочный, песчаный, песочек.

Говор, разговорчивый, приговор, говорить, говорливый.

Веселенький, веселиться, веселость, веселить, развеселиться.

Вариант 1

Выпишите имена существительные второго склонения.

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолет, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Вариант 2

Найдите среди них существительные, определите склонение.

Новизна, новый, обновить, новинка, новенький.

Песок, песочный, песчаный, песочек.

Говор, разговорчивый, приговор, говорить, говорливый.

Веселенький, веселиться, веселость, веселить, развеселиться.

Вариант 1

Выпишите имена существительные второго склонения.

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолет, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Вариант 2

Найдите среди них существительные, определите склонение.

Новизна, новый, обновить, новинка, новенький.

Песок, песочный, песчаный, песочек.

Говор, разговорчивый, приговор, говорить, говорливый.

Веселенький, веселиться, веселость, веселить, развеселиться.


А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото



А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото




А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото



А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото