Ф.И.О.: Близнюк Надежда Сергеевна.
Тема: «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Этап | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. Слайд 1 -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал с канцелярскими принадлежностями. Слайд 2 -А начнём мы урок с высказывания Демьяна Бедного – русского советского поэта: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник». -Как понимаете это высказывание? -Верно. Книга играет важную роль в жизни человека, наполняя её опытом и знаниями. Чтобы подтвердить это высказывание, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми произведениями. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. Высказывают своё мнение. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через рассказ о биографии как подведение к теме. -Вспомним, какие бывают сказки. На какие две группы их делят? Слайд 3 -Ребята, посмотрите на портрет писателя, узнали ли вы кто это? -Что вы о нём знаете? -Сейчас я вам расскажу немного о нём. Сергей Тимофеевич Аксаков — это русский писатель, который жил очень давно, в 19 веке (1791–1859). Он родился в Уфе, в семье дворянина. С детства Сергей любил природу и часто проводил время на улице, гуляя по лесам и рекам. Аксаков учился в Московском университете, а потом стал писать книги. Его самые известные произведения — «Детские годы Багрового внука», «Семейная хроника» и «Записки рыболова». В этих книгах он рассказывает о своей жизни, о том, как он рос, о своих друзьях и о том, как ему нравилось рыбачить. Он описывал природу так красиво, что читатели могли представить себе, как всё это выглядит. Сергей Аксаков дружил с другими известными писателями, такими как Иван Тургенев. Его книги помогают нам лучше понять, как жили люди в его время и как прекрасна природа России. Даже сегодня его произведения читают и любят многие люди! -Как вы думаете, сказка, которую мы сегодня будем читать, литературная или народная? -Зная биографию писателя, его имя фамилию и отчество, можем ли мы сейчас сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? -А почему? | Вспоминают раннее изученное. Знакомятся с биографией писателя. -Народные и литературные. Отвечают на вопросы. -Мы узнали автора предстоящей сказки, значит она литературная. -Нет. -Мы не знаем названия сказки. | | К: соблюдать правила ведения диалога. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Слайд 4 -А узнаем мы название сказки, посмотрев иллюстрацию на слайде. Что вы видите? Какого он цвета? Слайд 5 -Исходя из вышесказанного попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Сформулируйте цель урока: «Познакомиться…». | Определяют тему урока, формулируют цель урока. -Цветок. -Алый. -«С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». -Познакомиться с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. Слайд 6 -А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте пункты плана в правильном порядке. -Какой пункт мы с вами уже выполнили? | С 1 Составляют план действий, определяя правильную последовательность пунктов плана. 1. Познакомиться с биографией Сергея Тимофеевича Аксакова. 2. Прочитать произведение «Аленький цветочек». 3. Проанализировать произведение «Аленький цветочек». -Первый. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей |
Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Слайд 7 Перед чтением произведения, давайте познакомимся с непонятными словами. Какие это слова в сказке? -Где мы можем узнать ЛЗ этих слов? -Что означает слово «супротивный»? -Что такое «тувалет»? -Что означает слово «торная»? -Что такое «чертог»? -«Кармазинное сукно»? -Знаете ли вы что такое «сукно» в этом словосочетании? -Теперь мы можем приступить к чтению рассказа. Я начну, а вы продолжите. Следите за чтением в учебниках! Читает до слов «Вот и собирается тот купец…» -В начале сказки вы могли заметить, что сказка от ключницы Пелагеи. Знаете ли вы, кто это? -Ключница Пелагея — крепостная крестьянка, прислуга в поместье Аксаковых, которая следила за хозяйством в доме. | Работают над реализацией построенного проекта. -супротивного, тувалет, торная, чертог, кармазинным сукном. -В словаре. -Супротивный – находящийся на противоположном конце от чего-либо. -Тувалет- столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются. -Торная – гладкая, ровная (о пути, дороге). -Чертог – большое, пышное, великолепно убранное помещение, жилище. -Кармазинное сукно - это тонкое сукно ярко-алого цвета. -Сукно — это шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань. Предполагают. | Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря. | К: соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. -Дальше продолжаете читать вы. Читают до слов «Вот ездит честной купец…» -Понравилась ли вам эта часть сказки? -Какие непонятные слова нам встретились? Вспомним, что они означают. -Как отреагировал батюшка на просьбы своих дочерей? -Чей подарок показалось батюшке сложнее всего отыскать? Продолжим читать по цепочке со слов «Вот ездит честной купец…» до слов «Ходит честной купец, дивуется…» -Какие непонятные слова нам встретились? Вспомним, что они означают. -Почему купец свернул с нужной дороги? -Каким увидел купец дворец, который он встретил? -Как вы думаете, у кого купец находится в гостях? -Продолжаем читать по цепочке со слов «Ходит честной купец, дивуется…» до слов «И только честной купец успел…» -Как автор описывает аленький цветочек? -Какие условия чудище поставил пред купцом? -Что решил купец делать с этими условиями? -Продолжим читать до конца. -С помощью какого предмета купец мог быстро оказаться дома? - Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? -Кто из дочерей согласился спасти отца? Почему она это сделала? Организует физминутку. | Читают сказку по цепочке. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. К: соблюдать правила ведения диалога. анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу. -Сейчас я раздам вам листы с заданиями, в которых будут вопросы по прочитанной сказке. Тест по сказке «Аленький цветочек» 1. Кто автор сказки «Аленький цветочек»? А) В. Ф. Одоевский; Б) С. Т. Аксаков; В) П. П. Бажов. 2. Какими словами начинается эта сказка? А) «Три девицы под окном...» ; Б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»; В) «В некиим царстве, в некиим государстве...». 3. Куда собрался купец? А) в Африку; Б) за тридевять земель; В) в путешествие по всему миру. 4. Какой гостинец попросила старшая дочь? А) наряд из золотой и серебряной парчи; Б) меха черного соболя; В) золотой венец из камениев самоцветных. 5. Какой гостинец попросила средняя дочь? А) золотой венец из камениев самоцветных; Б) тувалет из хрусталю восточного; В) ожерелье из жемчуга бурмицкого. 6. Где нашёл купец аленький цветочек? А) в лесу дремучем; Б) на острове; В) в чаще зелёной. 7. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? А) медный браслет; Б) изумрудное ожерелье; В) золотой перстень. 8. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? А) если он отдаст аленький цветочек; Б) если заплатит за цветочек золотом; В) если он пришлет вместо себя одну из дочерей. Слайд 8 - Проверьте выполнение работы по эталону на слайде. Если всё верно, поставьте «+». Если присутствуют ошибки, исправьте их. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. -Какую сказку сегодня прочли? -Какие поступки из сказки вам запомнились? -Чему она нас учит? -Захотелось ли вам прочитать полную версию сказки. Слайд 9 -Вспомним план урока? Все ли пункты были выполнены? Слайд 10 -Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы её? | Повторяют изученное через обобщающие вопросы. -Да. -Да. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. -Оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежит карточка, на которой нужно оценить свою деятельность. Закрасьте кружок напротив предложения, если оно вам подходит. | Оценивают свою деятельность. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |