СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему "Аксаков "Аленький цветочек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта для урока "Литературное чтение, 4 класс"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Аксаков "Аленький цветочек"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Близнюк Надежда Сергеевна.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 «Г».

Тема: «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.  

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения;

- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;

- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.


Дидактические:

  1. Формировать представление о произведении С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

  2. Формировать умение владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

Метапредметные:

Познавательные:

-с помощью педагогического работника формулировать цель;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту;

-делать выводы.

Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

-выстраивать последовательность выбранных действий;

-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

-устанавливать причины успеха/ неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту; делать выводы.



  1. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

  2. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/ неудач в учебной деятельности.

Личностные:

-развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей;



- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

Воспитательные:

  1. Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

  2. Формировать осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, «Перспектива»; презентация; карточки с самостоятельной работой.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, смарт-доска.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал с канцелярскими принадлежностями.


Слайд 2

-А начнём мы урок с высказывания Демьяна Бедного – русского советского поэта:

«Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».

-Как понимаете это высказывание?





-Верно. Книга играет важную роль в жизни человека, наполняя её опытом и знаниями. Чтобы подтвердить это высказывание, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми произведениями.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на урок.













Высказывают своё мнение.





















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный

(беседа, рассказ)




Наглядный (демонстрация)











Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через рассказ о биографии как подведение к теме.


-Вспомним, какие бывают сказки. На какие две группы их делят?

Слайд 3

-Ребята, посмотрите на портрет писателя, узнали ли вы кто это?

-Что вы о нём знаете?

-Сейчас я вам расскажу немного о нём.

Сергей Тимофеевич Аксаков — это русский писатель, который жил очень давно, в 19 веке (1791–1859). Он родился в Уфе, в семье дворянина. С детства Сергей любил природу и часто проводил время на улице, гуляя по лесам и рекам.


Аксаков учился в Московском университете, а потом стал писать книги. Его самые известные произведения — «Детские годы Багрового внука», «Семейная хроника» и «Записки рыболова». В этих книгах он рассказывает о своей жизни, о том, как он рос, о своих друзьях и о том, как ему нравилось рыбачить. Он описывал природу так красиво, что читатели могли представить себе, как всё это выглядит.


Сергей Аксаков дружил с другими известными писателями, такими как Иван Тургенев. Его книги помогают нам лучше понять, как жили люди в его время и как прекрасна природа России. Даже сегодня его произведения читают и любят многие люди!


-Как вы думаете, сказка, которую мы сегодня будем читать, литературная или народная?





-Зная биографию писателя, его имя фамилию и отчество, можем ли мы сейчас сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

-А почему?



Вспоминают раннее изученное. Знакомятся с биографией писателя.

-Народные и литературные.


Отвечают на вопросы.



































-Мы узнали автора предстоящей сказки, значит она литературная.



-Нет.




-Мы не знаем названия сказки.







































К: соблюдать правила ведения диалога.

















Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа)




Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.



Слайд 4

-А узнаем мы название сказки, посмотрев иллюстрацию на слайде. Что вы видите?

Какого он цвета?

Слайд 5

-Исходя из вышесказанного попробуйте сформулировать тему нашего урока.


-Сформулируйте цель урока: «Познакомиться…».



Определяют тему урока, формулируют цель урока.



-Цветок.



-Алый.


-«С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».


-Познакомиться с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».









К: соблюдать правила ведения диалога.










П: с помощью педагогического работника формулировать цель.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по составлению плана урока.

Слайд 6

-А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте пункты плана в правильном порядке.


















-Какой пункт мы с вами уже выполнили?

        1. С

1

Составляют план действий, определяя правильную последовательность пунктов плана.

1. Познакомиться с биографией Сергея Тимофеевича Аксакова.

2. Прочитать произведение «Аленький цветочек».

3. Проанализировать произведение «Аленький цветочек».

-Первый.





Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей

  1. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)














Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Слайд 7

Перед чтением произведения, давайте познакомимся с непонятными словами. Какие это слова в сказке?


-Где мы можем узнать ЛЗ этих слов?

-Что означает слово «супротивный»?




-Что такое «тувалет»?






-Что означает слово «торная»?



-Что такое «чертог»?






-«Кармазинное сукно»?




-Знаете ли вы что такое «сукно» в этом словосочетании?





-Теперь мы можем приступить к чтению рассказа. Я начну, а вы продолжите. Следите за чтением в учебниках!

Читает до слов «Вот и собирается тот купец…»

-В начале сказки вы могли заметить, что сказка от ключницы Пелагеи. Знаете ли вы, кто это?

-Ключница Пелагея — крепостная крестьянка, прислуга в поместье Аксаковых, которая следила за хозяйством в доме.


Работают над реализацией построенного проекта.

-супротивного, тувалет, торная, чертог, кармазинным сукном.

-В словаре.


-Супротивный – находящийся на противоположном конце от чего-либо.

-Тувалет- столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются.

-Торная – гладкая, ровная (о пути, дороге).

-Чертог – большое, пышное, великолепно убранное помещение, жилище.

-Кармазинное сукно - это тонкое сукно ярко-алого цвета.

-Сукно — это шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань.







Предполагают.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.





К: соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.






















К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный

(беседа)



















Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

-Дальше продолжаете читать вы. Читают до слов «Вот ездит честной купец…»

-Понравилась ли вам эта часть сказки?

-Какие непонятные слова нам встретились? Вспомним, что они означают.

-Как отреагировал батюшка на просьбы своих дочерей?

-Чей подарок показалось батюшке сложнее всего отыскать?


Продолжим читать по цепочке со слов «Вот ездит честной купец…» до слов «Ходит честной купец, дивуется…»

-Какие непонятные слова нам встретились? Вспомним, что они означают.

-Почему купец свернул с нужной дороги?

-Каким увидел купец дворец, который он встретил?

-Как вы думаете, у кого купец находится в гостях?


-Продолжаем читать по цепочке со слов «Ходит честной купец, дивуется…» до слов «И только честной купец успел…»

-Как автор описывает аленький цветочек?

-Какие условия чудище поставил пред купцом?

-Что решил купец делать с этими условиями?


-Продолжим читать до конца.

-С помощью какого предмета купец мог быстро оказаться дома?

- Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери?

-Кто из дочерей согласился спасти отца? Почему она это сделала?


Организует физминутку.


Читают сказку по цепочке.






Отвечают на вопросы.














Отвечают на вопросы.









Отвечают на вопросы.










Отвечают на вопросы.














Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.


Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.



К: соблюдать правила ведения диалога.


П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

К: соблюдать правила ведения диалога.

анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу.

-Сейчас я раздам вам листы с заданиями, в которых будут вопросы по прочитанной сказке.

Тест по сказке «Аленький цветочек»

1. Кто автор сказки «Аленький цветочек»?

А) В. Ф. Одоевский;

Б) С. Т. Аксаков;

В) П. П. Бажов.

2. Какими словами начинается эта сказка?

А) «Три девицы под окном...» ;

Б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»;

В) «В некиим царстве, в некиим государстве...».

3. Куда собрался купец?

А) в Африку;

Б) за тридевять земель;

В) в путешествие по всему миру.

4. Какой гостинец попросила старшая дочь?

А) наряд из золотой и серебряной парчи;

Б) меха черного соболя;

В) золотой венец из камениев самоцветных.

5. Какой гостинец попросила средняя дочь?

А) золотой венец из камениев самоцветных;

Б) тувалет из хрусталю восточного;

В) ожерелье из жемчуга бурмицкого.

6. Где нашёл купец аленький цветочек?

А) в лесу дремучем;

Б) на острове;

В) в чаще зелёной.

7. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

А) медный браслет;

Б) изумрудное ожерелье;

В) золотой перстень.


8. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

А) если он отдаст аленький цветочек;

Б) если заплатит за цветочек золотом;

В) если он пришлет вместо себя одну из дочерей.

Слайд 8

- Проверьте выполнение работы по эталону на слайде. Если всё верно, поставьте «+». Если присутствуют ошибки, исправьте их.

Выполняют самостоятельную работу.

























































Осуществляют самопроверку.





П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде

















































Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.



  1. Включение в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)











Наглядный (демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.



-Какую сказку сегодня прочли?


-Какие поступки из сказки вам запомнились?

-Чему она нас учит?

-Захотелось ли вам прочитать полную версию сказки.

Слайд 9

-Вспомним план урока? Все ли пункты были выполнены?


Слайд 10

-Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы её?



Повторяют изученное через обобщающие вопросы.










-Да.




-Да.







К: соблюдать правила ведения диалога.


П: делать выводы.


Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный

(беседа)


Организует рефлексию учебной деятельности.


-Оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежит карточка, на которой нужно оценить свою деятельность. Закрасьте кружок напротив предложения, если оно вам подходит.

  • -Урок окончен. До свидания!

Оценивают свою деятельность.









Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.