Учитель математики: Просвирнина Е. М.
Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создает благоприятный психологический настрой на работу | – Добрый день, ребята! Начнем урок. Изучение любой темы похоже на восхождение по горе. Вот и сегодня мы поднимемся на гору знаний. Я надеюсь, вы будете помогать друг другу, одновременно не мешая и поддерживая. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Сообщение темы, цели урока | Обеспечивает мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока. | Мы приступаем к изучению новой большой главы: «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Тема нашего сегодняшнего урока: «Перпендикулярность прямых в пространстве». Мы познакомимся с понятием перпендикулярных прямых в пространстве, с теоремами, касающимися перпендикулярности прямых и затем рассмотрим задачи. (слайд 1) | Внимательно слушают учителя, записывают тему в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
3. Проверка знаний и умений | Актуализирует опорные знания и способы действий. Организует самостоятельную деятельность учащихся. | Какое взаимное расположение прямых на плоскости? Какие прямые называются перпендикулярными на плоскости? Какое взаимное расположение прямых в пространстве? | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: уметь ориентироваться своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной, слушать и понимать речь других; уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: умение формулировать и аргументировать свое мнение; |
4. Изложение нового материала | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы. Устанавливает правильность и осознанность изучения темы. Выявляет пр | Перед вами куб ABCDA1B1C1D1. (слайд 2) Какое взаимное расположение прямых АВ и ВС? Найдите угол между прямыми АА1 и DC. (слайд 3) Запишем определение перпендикулярности двух прямых в пространстве. (слайд 4) (слайд 5) В пространстве перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися. Обратите также внимание на рисунок 43 на стр.34 ваших учебников. Перпендикулярные a и b пересекаются, а прямые a и c скрещиваются. (слайд 6) Рассмотрим прямые АА1 , СС1 и DC. Прямая АА1 параллельна прямой СС1, а прямая СС1 перпендикулярна прямой CD. Нами установлено, что АА1 перпендикулярна CD. Какой мы можем сделать из этого вывод? Сформулируйте это утверждение.(слайд 7) Это утверждение носит название Леммы о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Докажем лемму.(слайд 8) Через точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с. Так как прямая a перпендикулярна c, то угол AMC равен 90 градусов. По условию b||а, а по построению а || МА, поэтому b||МА. Итак, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между которыми равен 90°. Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90°, т. е. b c. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают определение, доказательство. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5. Первичное применение нового материала | Устанавливает правильность и осознанность изучения темы. Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечивает закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Переходим к решению задач. №№ 117, 120 (слайд 9,10) | Решают задачи. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5.Подведение итогов урока | Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Обобщение материала, изученного на уроке, повторение основных понятий и формулировок (фронтальный опрос). Выделение положительных и отрицательных моментов урока, оценка работы ребят, выставление отметок. | | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
6.Постановление домашнего задания | Демонстрирует домашнее задание на обратной стороне доски, комментирует домашнее задание. Обеспечивает понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Запишите домашнее задание в дневники: п.15 – 16, вопросы 1, 2 стр.54, №№ 116, 118 (слайд 11) | Записывают д/з в дневник, внимательно слушают пояснения учителя по домашнему заданию. | |