Ейск, 2018 г.
- познакомить детей с животными таких типов, как: черви, иглокожие, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся; формировать ответственное, бережное отношение к животным;
- развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы;
- воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, приятно видеть вас всех сегодня. Скажите ребята, что вы ждёте от урока? Каким вы хотите, чтоб он был? - Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным. - Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они? - Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь? - Верно, ребята! Тема нашего урока: Разнообразие животных. | - Мы хотим, чтоб урок был интересным, увлекательным и интересным. - Мы слышим разные голоса животных, значит речь на уроке пойдет о разных животных. | |
Актуализация знаний | - На предыдущем уроке вы познакомились с разнообразием мира растений. Как называется мир растений? - Сейчас мы давайте подумаем, что может быть общего у растений и животных (раздаются карточки с вариантами ответов, задача детей определить, выбрать правильный вариант). На карточке: дыхание, развитие, оболочка клетки мягкая, рост, питаются готовыми органическими веществами, активно передвигаются, размножение, обмен веществ, самостоятельно добывают пищу, выделение, дыхание). Проверка задания. | - Флора. (Выполняют задание) | |
Выявление места и причины затруднения | - Ребята, я расскажу вам одну историю. Жили – были две подруги – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. ( На доске прикрепляю ключевые слова: целое, часть.) Назовите из каких частей оно состоит? - У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Важную» книгу, где животные все были представлены по группам, они разбежались, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.) - Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих группах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных. - Работа в группах (1мин). Обсуждение мнений. | - Хвойные, цветковые, хвощи, папоротники, споровые. Ученики 1 группы: Наша группа считает, что животных можно разделить на диких и домашних. Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе. Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники. Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб. | |
Построение проекта и выход из затруднений | - Ребята, был задан один вопрос, а мнений было много и все разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ? - Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы. Игра "Перемещалки". (Учитель расставляет коробочки, в которых листочки на которых написаны слова «шкурки», « чешуйки», « ракушки», « перья») - Мы поиграем сейчас в игру. Возьмите из коробочки по одному листочку. Я называю признак: тот, у кого ракушка – образуют первую группу, у кого перо – вторую группу, у кого шерсть - 3 группу, чешуйка – 4 группу. Положите листочки в коробочку. У нас образовались новые группы из учеников. Что помогло вам так быстро распределиться? - Каких знаний не хватало, когда нужно было распределить животных по группам? - И так, у нас возникло три вопроса: Как разделить животных по группам? По каким признакам распределить животных? Действительно ли животный мир разнообразен? | - Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы. - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них: Как разделить животных по группам? - Назвали, по какому признаку нам надо объединиться. - Мы не знали по каким признакам распределить животных. | |
Реализация построенного проекта | - Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения и ученых. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. - Ребята, а есть ли у вас предположения (гипотезы) по поводу того, по каким признакам животные могут быть схожими? - Перечисленные признаки - это покров. Какие это могут быть группы? - Что объединяет эти три группы животных? - Какую группу вы ещё можете назвать? - Есть ли у насекомых скелет и шерсть? Нет, значит, их в сторону поставим. На ваш взгляд, нет ли похожих на насекомых? Давайте их поставим вместе. (Перемещаем картинки жука, пчелы, а затем паука и рака влево.) Заметили ли вы сходство? - Правильно, их и называют членистоногие, конечности состоят из отдельных члеников. Об этом мы уже знаем. | - Перьями, шерстью и чешуёй. - Птицы, звери, рыбы. - Наличие покрова и скелета. - Насекомые. - У них конечности как будто из нескольких деталей. | |
- физ. минутка | -А сейчас, давайте немного разомнемся. Встаем. Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! | | |
Первичное закрепление | - Посмотрите. О каких группах животных мы не знали сначала? | -Моллюски, иглокожие, паукообразные и ракообразные, пресмыкающиеся, земноводные. - В учебниках. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Где мы можем прочитать, чтобы проверить, верны ли данные утверждения? - Работаем в группах. Прочитайте в учебнике и найдите факты, подтверждающие или опровергающие наши гипотезы, правильно ли мы распределили животных? Работа в группах. (Учитель кладет на столы фото животных, про какую группу животных должна группа прочитать в учебнике) - Правильно ли мы распределили этих животных? Выберите, кто в группах будет отвечать, расскажите, правильно ли мы распределили животных? Что нового узнали из учебника? - Молодцы, ребята, вы справились с заданием царицы Фауны и она благодарит вас. | Читают текст в учебнике. Каждая группа рассказывает к какой группе относится животное. | |
Включение в систему знаний и повторений | - А теперь хором отвечаем, к какой группе животных относятся животные на слайде. (Показ учителем разных видов животных) | Отвечают. | |
Рефлексия - Д/з | -Если вам всё было понятно, раскрасьте шарик зеленым цветом, если есть один или два вопроса непонятных - синим цветом, если вообще всё трудно и непонятно - красным цветом. Хорошо, что больше зеленых шариков поднялись в воздух, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное. Домашнее задание: - Нарисовать фантастическое животное - загадку, в котором были бы представлены разные группы животных, например, голова от одного животного, хвост от другого, крылья и т.д. Одним словом, такое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведем конкурс рисунков загадочных животных. Будем отгадывать, какие животные спрятались в одном. Целое будет тоже состоять из частей. | Раскрашивают шарики. Записывают домашнее задание. | |