Тема: Сказка «Гуси-лебеди».
Планируемые предметные результаты: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям по плану ,работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, активизировать вдумчивое чтение.
Цель: создать условия для обучения вдумчивому и выразительному чтению на примере русской народной сказкой «Гуси-лебеди».
1. Образовательная: познакомить с произведением «Гуси-лебеди»; выявить главную мысль сказки; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения.
2. Развивающая: развивать коммуникативные способности, память, развивать читательский и познавательный интерес.
3. Воспитательная: Воспитывать умение слушать партнеров, воспитывать интерес к изучаемому предмету, воспитывать нравственные качества личности ребенка.
1.Способствовать развитию интереса к урокам чтения.
2. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.
3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Используемые ресурсы: учебник ,компьютер, презентация.
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД |
Учителя | Обучающихся |
1. | Организационный момент Время: 1 мин. Цель: Организо вать внимание учащихся, привет ствие. | -Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу для вас урок чтения. Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. | Приветствуют учителя. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. |
2 | Самоопределение к деятельности Цель: Формирова ние темы и цели деятельности на уроке. Время:10 мин. | Давайте разговаривать И будем выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно - Давайте проведем речевую разминку. -Посмотрите на слайд. (слайд 2) НА – НА – НА В море плещется волна. ЕТЬ – ЕТЬ – ЕТЬ Старик бросил в море сеть. АЛ – АЛ – АЛ Золотую рыбку дедушка поймал. -Что на нем написано? -Сначала произнесу я, а потом все вместе. (Произношу сначала сама, затем вместе с детьми.) -Молодцы. Прочитайте предложение, которое написано на слайде.(слайд 3) -Что на нем написано? -Сначала произнесу я, а потом все вместе. На столе каша, а на стуле Маша. - А о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке мы узнаем отгадав загадку: Плохой герой наденет маску, Бывает разная развязка. Даю последнюю подсказку, Все дети на ночь любят ...(сказку) -Ребята, с какими видами сказок Вы познакомились на прошлых уроках? -Давайте вспомним название сказок и определим их вид.(Ребята по очереди читают отрывки которые даны и говорят из какой это сказки, затем называют вид данной сказки)(слайды 4-6) | - Чистоговорка Выполняют речевую разминку Читают -Скороговорка Слушают. Читают. - Бытовыми,сказки о животных. - Сказка «Каша из топора», бытовая. -«Колобок» ,о животных - «Лиса и тетерев», о животных | РУУД: принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД: активно проявлять себя в коллективной работе. КУУД: строить сообщения в устной форме. |
3 | Этап первичного восприятия. Цель: Обеспечить восприятие и осмысление учащимися изучаемого материала: Время: 5 мин. | -Откройте учебник на стр. 48 .Прочитайте название сказки. - Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, и называется она «Гуси-лебеди». -Но сначала посмотрите на слайд .Прочитайте слова: причитывала, кудель, веретено ,устьице. (слайды 7-9) -Давайте прочитаем их значение в словарике на стр.214. -Давайте же прочитаем сказку. Учитель читает сказку, а дети следят. - К какому виду сказок она относится? -Почему? - Кто главные герои сказки? Кто из них тебе понравился? Почему? | -«Гуси-лебеди». Читают Обращают внимание на учителя. Слушают внимательно его. Следят, где читает учитель. -Волшебные -Стая птиц унесла ребёнка. Такого быть не может, это волшебство. Говорящие и живые персонажи, такие как дерево яблоня, печка, река, у которой берег из молочного киселя, говорящая мышка. Также очень характерны для волшебных сказок такие персонажи, как, например, Баба-Яга или, к примеру избушка, которая стоит на куриных ножках. -Братец, сестрица, печка, речка, яблонька, Баба- Яга, мышка, гуси-лебеди. | РУУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи. ПУУД: активно проявлять себя в коллективной работе. |
4 | Проверка первичного восприятия. Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала Время:5 мин. | Физкультминутка – Что же случилось у сестрицы? – Был ли у неё план спасения братца? – Кого она встретила по дороге, когда искала братца? | -Похитили братца -Да -Печку, яблоню, молочную реку ,Бабу- Ягу и мышку. | РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ПУУД: строить сообщения в устной форме. |
5 | Вторичное восприятие текста. Чтение детьми. Работа с текстом. Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий Время: 10 мин. | -Давайте прочитаем сказку еще раз с выражением.(чтение по цепочке) –Какие герои встретились девочке в дороге? Помогли они в поиске? Почему? – Почему она не стала ничего кушать? – Где она нашла своего братца? – Кто ей помог увести оттуда братца? Почему? – Кто потом помогал им добраться до дома? – Удалось ли им вернуться домой? - Что изображено на странице 51 и 52? Докажите свои высказывания, с помощью текста. -Кто желает прочитать сказку с условием, что слова: «-Съешь моего ржаного пирожка — скажу » «-Поешь моего лесного яблочка — скажу» «- Поешь моего простого киселька с молочком-скажу», нужно читать мягче, чем остальной текст? | -Нет , потому что она не съела пирожка , лесного яблока, не выпила киселька с молочком. «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…» «У моего батюшки и садовые не едятся…» «У моего батюшки и сливочки не едятся…» -У Бабы -Яги -Мышка ,потому что девочка дала ей кашки -Река ,яблоня ,печка. -Да -На стр.51 изображена погоня за сестрицей и братцем (стр.51) ,а на стр.52 изображены сестрица с братцем ,которые прячутся за кисельным бережком. Читают | РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ПУУД: строить сообщения устной форме. КУУД: участвовать в выразительном чтении |
6 | Обобщение и систематизация. Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся Время:3 мин. | – На сколько частей можно разделить текст? – Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. На слайде появляется запись: (слайд 10) Потеря брата. Поиск. В избушке у Бабы Яги. Возвращение домой. -Прочитайте задание на стр.3 стр.53. -Можно ли содержание сказки соотнести с выражением : «Сказка –ложь ,да в ней намек, добрым молодцам урок»? Почему? | -На 4 части Читают . Читают Отвечают | РУУД: понимать важность планирования своей деятельности. КУУД: аргументировать свою точку зрения; уважать мнение собеседников. ПУУД: формулировать несложные выводы. |
7 | Этап подведения итогов урока Время: 1 мин. Цель: Дать качественную оценку работы класса . | -Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. – Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали? – Какие волшебные предметы в ней встречаются? – В чем главная мысль сказки? Чему она учит? | -Волшебная -Баба –Яга, говорящая мышка , яблоня, речка, печка. - Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. | РУУД: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. ЛУУД: интерес к содержанию прочитанного произведения; |
8 | Рефлексия Цель: Интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолога - эмоционального состояния Время:2 мин. | - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось? | Отвечают на вопросы | РУУД: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. |