СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему: " Стихи А.Барто"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему: " Стихи А.Барто"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. ОРЛА












КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «СТИХИ А.БАРТО»




Привалова Т.В.,

учитель нач. классов,

высшая кв. категория




2019г.


Технологическая карта урока литературного чтения

Тема:

Цель:

Стихи А. Барто

Познакомить уч-ся с произведениями А. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова», пополнить биографические знания о поэтессе, обогащать словарный запас уч-ся.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- умение прогнозировать содержание произведения,

- читать правильно осознанно, выразительно;

- размышлять о поступках героев;

- делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

- определять жанр произведения

Познавательные УУД:

- использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

- аргументировать свой ответ.

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Задачи:

Обеспечить полноценное восприятие детьми произведения, учить анализировать произведение, расширять словарный запас уч-ся; развивать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к труду, к окружающему миру.

Ресурсы: информационный материал: учебник «Азбука», толковый словарь, демонстрационный материал: компьютер, диапроектор, карточки с заданиями



















ЭТАПЫ УРОКА

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

ПР (формируемые УУД)

I. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку. А сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.



Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

Организация рабочего места, нацеливание на успешную деятельность.

II. Речевая разминка. (Слайд 1)

  1. Дыхательная гимнастика:

- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко,

Вот и вся загадка. (Кот.) 

- Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».

Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.

  1. Работа со скороговоркой: (Слайд 2)

- Внимание, вторая загадка: 

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба).

- В реках много живет разных интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. 

(Читает скороговорку один ученик).

1) Читаем хором скороговорку медленно и тихо.

2) Медленно и громко.

3) Быстро и громко.

Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.

3. Чтение слогов и слов: (Слайд 3)

- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дуплах орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка.) 

- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить следующие задания:

А) быстрое нахождение слогов на слайде презентации; (при, роб, над, тво, сли, клу, зва, убр)

Б) работа со слоговой таблицей : (на доске)

  • чтение по столбикам,

  • по строчкам,

  • «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним);

В) быстрое чтение слов по карточкам на доске, (книги с этими стихами выставляются на выставку, среди них выставляются лишние незнакомые книги)





Разгадывают загадку, затем

дети выполняют дыхательную гимнастику



























Чтение скороговорки уч-ся, меняют громкость и темп.

















Отгадывают загадку, работают со слайдом презентации, затем со слоговой таблицей.

















Стараются читать вместе с учителем








Познавательные: осуществлять поиск информации, выдвигать предположения























Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.




















Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.


III. Постановка целей и определение темы урока.

1. Беседа:

- Все эти герои встречаются в произведениях очень известной поэтессы, имя которой известно даже маленьким детям. Выберите его среди цепочки букв на доске и прочитайте : ВИБАРТОУЗ (Барто)

2. Работа с выставкой книг. -Рассмотрите выставку. Какие произведения здесь лишние? Почему? (Не все читали)



3. Определение темы урока, постановка задач. Тема: Стихи А. Барто. (Слайд 4) Задачи: познакомиться с новыми произведениями А. Барто, узнать новые сведения о поэтессе, пополнить словарный запас, работать над выразительностью.









Выделяют фамилию автора



Дети знакомятся с выставкой книг из школьной библиотеки, выделяют лишние и указывают причину.

Формулируют тему и задачи урока.










Познавательные: строят устные речевые высказывания.





Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять и формулировать тему урока, ставить новые учебные задачи

IV. Изучение нового материала. (Слайд5) 1. Знакомство с биографией писателя. (Сообщают уч-ся у доски)

Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее.

Большая часть стихов А. Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Она встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

2. Актуализация знаний о стихах А. Барто:

А) работа в группах (игра «Карточки»)

- Я для вас подготовила карточки со стихами А. Барто («Мячик», «Лошадка», «Мишка»), но строчки и некоторые слова перепутались. Исправь ошибки и расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.)

1. Наша Оля громко плачет,

Тише, Олечка, не плачь,

Уронила в речку мячик,

Не утонет в речке мяч!

2. Я люблю свою игрушку,

Гребешком приглажу хвостик,

Причешу ей шёрстку гладко

И верхом поеду в гости!

3. Уронили зайку на пол,

Всё равно его не брошу,

Оторвали зайке лапу,

Потому что он хороший.

Б) проверка (чтение у доски текста,1 уч-ся от группы) (слайды 4-6)

-Как относились хозяева к своим игрушкам? (С любовью, дорожат игрушкой)

-Кто знает стихотворение из сборника «Игрушки», в котором хозяйка относилась плохо к своей игрушке? (Ответы детей «Зайка») (слайд 7)

3. Чтение ст-я «Зайка» С.104.

- Почему зайка остался один?

-Что значит «Весь до ниточки промок?»

-Хорошая ли хозяйка у зайчика? Как надо относиться?

-Прочитайте наизусть ст-е.







3. Физминутка (По зрительной таблице на стене)



4. Работа над стихотворением «Помощница» (слайд 8)

а). Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним ст-ем А. Барто «Помощница». -Кого называют помощником? Предположите, о чем будет написано в стихотворении? (прогнозирование) Чтение учителем текста.

-Верно ли было высказано предположение?

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

б).Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

- Можно ли Таню назвать помощницей? - Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Поделитесь своим отношением к Тане. (Обобщение ответов детей)

5. Игра «Верно - не верно»

-Давайте поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили текст?

А). Таня угощала брата конфетами;

Б). Вымыла ложки и пролила столярный клей;

В). Сама разделась и легла спать.

6.Физминутка.
- Вы ведь, ребята, тоже помощники, только уже большие и настоящие. Предлагаю провести физминутку «Мы - помощники»
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

7. Работа над стихотворением «Игра в слова» (Слайд 9)

Предположите, о чем пойдет речь в стихотворении? Как можно играть в слова?

  • -От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит)

  • -А какие звуки вы знаете? Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? А шуршание мышей? Кукование кукушки?

- Автор использует литературный прием звукоподражание (аллитерация) – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого предмета или явления.


а) чтение по строфам уч-ся;

б) выборочное чтение к иллюстрациям. в) выразительное чтение. г) многозначность слова «ключ». (Ключ- родник, скрипичный, дверной, гаечный) (Слайд 10)

-Чему учат эти стихи?

Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу.


Подготовленные дети делятся известной им информацией.

Уч-ся знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто.












Дети работают в группах и выполняют задание.
































Зачитывают правильные варианты, отвечают на вопросы.







Дети открывают учебники,

следят за читающим.

Дети объясняют выражение.


Выполняют задание, читают наизусть.


Выполняют движения глазами.




Прогнозирование событий в тексте.


Дети следят за читающим, затем отвечают на вопросы учителя.





Ответы детей с опорой на текст.



























Знакомятся с понятием «ирония»





Характеризуют героиню, используя опорные слова















Дети сообщают, что в утверждении верно, а что нет







Выполняют движения


















Делают предположения. (прогнозирование)



Вспоминают и называют звуки. (Гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Дети называют слова и звуки в них.







Чтение текста уч-ся, подбор строф к иллюстрациям.

Называют многозначные слова.


Делают вывод.


Познавательные:

принимают и сохраняют учебную задачу, строят устные речевые высказывания.





Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции.





Коммуникативные:

уметь точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, учитывать разные мнения.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в группе














Познавательные:

умение работать с учебником, с текстом.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.












Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации




















Познавательные: строят устные речевые высказывания.









Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции































Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции




Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

V. Закрепление знаний. (Слайд 11) Работа в парах  1.Тест. Из какого произведения эти строки? Соедини линией.

1. Я устала, не могу. «Игра в слова»
Я вам завтра помогу!

2. Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок... «Помощница»

3. Скажи потише:

« Шесть мышат...» «Бычок»

4.Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел. «Зайка»


2. Проверка работы в парах.


VI. Итоги урока. (Слайд 12)

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

Продолжите:

Мне понравилось…

Мне было интересно…

3. Работа с сигнальными кружками:

- Оцените свою работу на уроке.

- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.



Работают в парах, зачитывают поочерёдно отрывок, указывают название.













Зачитывают текст и название ст-я



Отвечают на вопросы.




Высказывают свои впечатления от урока.



Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в парах


Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;



Познавательные: строят устные речевые высказывания.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 2004

  2. Владимирова В. Азбука для самых маленьких. М.: АСТ – Пресс. 2010

  3. Жиренко О. Е. , Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте. Чтение и письмо. М.: ВАКО, 2017

  4. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М.: ВАКО, 2008

  5. Кондратина Т.И. Чтение. 1 класс – М.: Издат – Школа, 2008


































Приложения

1. Карточки для работы в группах

1. Исправь ошибки и расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры)


Наша Оля громко плачет,

Тише, Олечка, не плачь,

Уронила в речку мячик,

Не утонет в речке мяч!




2. Исправь ошибки и расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры)



Я люблю свою игрушку,

Гребешком приглажу хвостик,

Причешу ей шёрстку гладко

И верхом поеду в гости!


3. Исправь ошибки и расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры)



Уронили зайку на пол,

Всё равно его не брошу,

Оторвали зайке лапу,

Потому что он хороший.











2.



Карточки для парной работы

1.Тест. Из какого произведения эти строки? Соедини линией.

1. Я устала, не могу.

Я вам завтра помогу!

«Игра в слова»

2. Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок...

«Помощница»

3. Скажи потише:

« Шесть мышат...»

«Бычок»

4.Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел.

«Зайка»