Цель: создание условий для формирования первичных знаний о том, что находится над головой.
- Образовательная: формировать умения наблюдать за объектами окружающего мира (звездами) с помощью взрослого;
- Развивающая: развивать умения выделять из темы урока известные знания и умения; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока (задача = цель этапа) | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Формы контроля | Дидактический материал и интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Этап Мотивации | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словестный (беседа) | Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Максим Денисович. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. | Проявляют ответственное отношение к уроку окружающего мира через готовность к уроку. Соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; проявляют уважительное отношение к собеседнику. | Ф | Контроль учителя | | | К: Соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Ответственно относится к уроку окружающего мира, быть готовым к уроку. |
Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения | Подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебной действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (Беседа, стихотворение) Практический (нарисовать рисунок известных созвездий) Словесный (беседа) | - Чтобы узнать, какие знания мы получим на уроке, предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на вопрос: «О чем данное стихотворение?» --- О край небес — звезда омега, Весь в искрах, Сириус цветной, Над головой — немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землей. Так ты, холодная богиня, Над вечно пламенной душой Царишь и властвуешь поныне, Как та холодная святыня Над вечно пламенной звездой! (Блок А.) --- - О чем данное стихотворение? - Сейчас я предлагаю выполнить задание – что находится у нас над головой. - Получилось ли у вас выполнить задание? - Какое затруднение у вас возникает? | Принимают и сохраняют учебную задачу урока; выделяют из темы урока круг известного и не известного Выполняют поставленное учителем задание; Включаются в работу и отвечают на вопросы. | Ф И Ф | Контроль учителя, самоконтроль | Листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры. | Создают схематичный макет объектов окружающей среды. | Р: сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока круг известного и не известного; П: Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; К: формулировать ответы на вопросы. | Проявления познавательного интереса познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности. |
Этап выявления места и причины | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей. | Словесный (беседа) | - Скажите какая проблема у нас возникает? (нам неизвестно, как выглядят некоторые созвездия) - Почему мы не знаем? (недостаток знаний) | Выделяют из темы урока известные и не известные знания Устанавливают причинно-следственные связи Включаются в диалог с учителем Делают выводы | Ф | | Контроль учителя | Делать выводы | Р. Выделять из темы урока известные и не известные знания П: устанавливать причинно-следственные связи К: включаться в диалог с учителем | Положительное отношение к учебной деятельности |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Словесный (беседа) Прием «повторение с одновременным контролем» | - Ребята, какую цель на уроке сегодня мы можем поставить? (Узнать, что находится у нас над головой) - Тема урока «Что у нас над головой». Что может помочь нам в достижении цели? (план) - Ребята, давайте установим правильную последовательность пунктов плана. (двое у доски, остальные в парах на карточках) План: 1) Узнать, что у нас над головой 2) Выяснить, что находится на небе 3) Сделать вывод 4) Применить новые знания - Ребята, также у вас на столах лежат листы самооценки, по ним вы будете оценивать свою деятельность в течение урока. | Планируют свою деятельность на уроке Устанавливают причинно-следственные связи Включаются в диалог и приходят к общему решению с одноклассниками | Ф | Презентация Карточки с планом Листы самооценки | Контроль учителя | Делать выводы | Р: планировать свою деятельность на уроке П: устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы К: включиться в диалог и приходить к общему решению с одноклассниками | Стремление прислушиваться к мнению одноклассников |
Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный (беседа) Прием «Чтение» Практический (работа с иллюстрациями) Словесный (беседа) Практический (творческое задание) | - Какой первый пункт плана? (узнать, что у нас над головой) - Правильно, давайте же узнаем, что у нас над головой. - Как вы думаете, что находится на небе? - А что на небе ночью? - А почему вы привели именно эти примеры? - Хорошо, а теперь давайте прочитаем информацию в учебнике и проверим ваши предположения. - Откройте страницу 18. - Ребята, а что вы узнали, прочитав текст? Верны ли были ваши ответы? - Хорошо! Я вижу, что вы хорошо разбираетесь в этой теме, поэтому предлагаю вам выполнить задание в учебнике. Задание 1: сравните Солнце и изображенные предметы по форме, цвету и размеру, а также объясните, почему вы так решили. - Молодцы, мы с вами разобрались, что у нас над головой днем. А что у нас над головой ночью? Предлагаю выполнить еще одно задание. Задание 2: назовите мне, что находится на небе ночью. - Отлично! Давайте же сформулируем вывод. - Молодцы! Предлагаю зафиксировать знания в виде рисунка. По парам, как вы сидите, поделите пополам лист А4 и нарисуйте с одной стороны, что находится над головой днем, а с другой – ночью. | Наблюдают, анализируют объекты окружающего мира, выполняют задания, поставленные учителем. | Ф И И Ф И П | Презентация, учебники, листы бумаги А4, фломастеры, карандаши. | Контроль учителя, самоконтроль | Проводить наблюдение над объектами окр. мира с помощью взрослых | Р: сохранять учебную задачу урока П: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К: формулировать ответы на вопросы | Потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Без конфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный (беседа) Прием «Работа у доски» Прием «Работа с карточками» | - Ребята, какой следующий пункт плана? (Выяснить, что находится на небе) Как выполним этот пункт плана? (Вместе) - Верно, предлагаю вам применить новые знания. (на доске предоставлена таблица с объектами, которые находятся на небе и на Земле) - Перед вами лежат карточки с объектами, которые находятся на небе и которые не находятся на небе, и вам необходимо соотнести объект с соответствующей колонкой. - Попрошу два человека выйти к доске и выполнить данное задание. (остальные выполняют с места в парах) | Доказывают свою точку зрения Классифицируют объекты по группам | Ф Ф Ф П | Карточки с объектами, которые находятся над головой, и объектами, которые не находятся над головой; смарт-доска | Контроль учителя, самоконтроль | Различать изученные объекты природы (объекты над головой) | К: слушать партнера по общению, не перебивать Р: планировать свое высказывание П: строить рассуждения по теме урока | Стремление прислушиваться к мнению одноклассников |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания, изученного на уроке. | Прием «Лови ошибку» Словесный (беседа) Практический (создание схемы) | - Ребята, давайте попробуем найти ошибки. На слайде будут высвечиваться предложения, в которых будут допущены ошибки вам необходимо их найти и озвучить: Солнце - ночь кошка - небо Небо - день Созвездие Медведицы – ночь - Молодцы, ребята мы выяснили, что у нас над головой. - Давайте сформулируем вывод (дети озвучивают вывод) - Молодцы предлагаю закрепить новые знания в виде схемы (для составления схемы объединить детей на группы по 3 человека) - В конверте содержатся элементы схемы вам необходимо составить из них схему (дети выполняют работу, показывают свои схемы) | Выполняют задание, поставленное учителем; Формулируют собственное мнение; Делают схему, используя заранее приготовленные учителем заготовки. | Ф Ф Г | Смарт-доска, конверты с заранее заготовленными учителем элементы для схемы. | Контроль учителя, самоконтроль | Различают объекты окружающего мира | Р: сохранять учебную задачу П: применяют полученную информацию при выполнении заданий К: принимают свои ошибки | Положительное отношение к учебной деятельности |
Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесный (беседа) | - Ребята, ответьте на вопросы, представленные на доске: Что нового в сегодня узнали? Что на уроке было главным? А так же закончите предложения: А я и не знал… На будущее мне надо иметь ввиду… Самым сложным для меня было… Сегодняшний урок показался мне… | Соотносят цель с результатом деятельности Классифицируют объекты, формулируют ответы на вопросы | Ф | Смарт-доска | Самоконтроль | | Р: соотносят цель с результатом деятельности К: формулировать ответы на вопросы | Познавательные мотивы учебной деятельности |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесная (беседа) | - Ребята, давайте с вами оценим себя, если вы сегодня что-то узнали, что новое, поднимите зелёную карточку, если были затруднения - жёлтую, если нечего не поняли, то красную. А так же сдайте листы самооценки. | Осуществляют самооценку своей деятельности | И | Цветные карточки, листы самооценки | Самоконтроль | | Позитивно относится к своим успехам и неуспехам | Способность к оценки своей деятельности |