Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Цель этапа: Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | - Ребята, какое сейчас время года? - Весна, какая? - Какие весенние месяцы вы знаете? - Какой сейчас месяц? - А какой будет следующий месяц? - Ребята, вспомните, какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? - Правильно, а кто помнит, кто первым совершил полёт вокруг нашей планеты? (Просмотр видеопрезентации «Первый полет человека в космос») - 12 Апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил полёт вокруг нашей планеты, и теперь эта дата знаменательна. Стук в дверь. Нам передают письмо. -Давайте узнаем, что в нём. Здравствуйте, ребята! Мы космические жители. Нам нужна помощь! Космические пираты похитили некоторые планеты из солнечной системы. И вернут их в том случае, если мы выполним все задания. Помогите пожалуйста. - Ребята, что нам делать? | - Весна - Солнечная, теплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная. - Март, Апрель, Май. - Март. - Апрель. - День космонавтики. - Юрий Гагарин - Нам надо помочь, полететь в космос и вернуть планеты. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель этапа: Продолжать знакомить детей с планетами солнечной системы, дать краткие сведения. Учить внимательно вслушиваться в текст. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Поощрять самостоятельные суждения, проявление интереса к смыслу слова | - А вы не боитесь космических пиратов, готовы отправиться в путешествие? - На чём нам отправиться в космос? - Правильно. Предлагаю построить ракету из модулей. Всё готово, можно отправляться в путь. Встанем вокруг ракеты и возьмёмся за руки. Начинаем взлёт, но прежде надо посчитать в обратном порядке от 10 до 1. Вот мы и взлетели, я предлагаю посмотреть в иллюминатор. А вот и первая планета. Приземляемся. Презентация «Космос» Это планета Марс (слайд 1). - Кто нам расскажет об этой планете? - Прежде чем выполнить задание космических пиратов, нужно сделать разминку для язычка. Артикуляционная гимнастика. ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ - планетам я помочь хочу ИМ-ИМ-ИМ-ИМ - все задания выполним ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ - долетим мы до звезды ОЙ-ОЙ-ОЙ-ОЙ - и вернёмся все домой. - У Вас на столах лежат карточки со словами, а на доске картинки. Вам надо прочитать своё слово и прикрепить к правильной картинке (ракета, звезда, планета, луна, космонавт, солнце, небо, космос). - Какое слово самое длинное. Скажите сколько слогов в этом слове. - Какое слово самое короткое. Получаем планету! Отправляемся дальше. - Это планета Юпитер (слайд 2) - Кто знает об этой планете? - Ребята, поступил сигнал тревоги, занимайте скорее свои места (садятся за свои столы). - К нашему кораблю приближаются осколки метеорита (слайд 3). Мы спасемся, если правильно вычислим каждый осколок. - Вам надо назвать соседей числа, которое я назову. Если ответ правильный, осколок пролетит мимо. - Опасность миновала. Мы получили ещё одну планету. Снова сели мы в ракету, Путь держать к другой планете, Один, Два, Три, Четыре, Пять, Приземляемся опять. -Ребята наши глазки устали. Хотите дать им немножко отдохнуть? Разминка для глаз: Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. А сейчас расслабимся, Спасать планету мы отправимся. - Ребята, а это планета Венера (слайд 4). - Это третья по яркости планета после солнца. На ней бушуют ветра, грохочут грозы, сверкают молнии. Поверхность очень темная, будто засыпана сажей. Когда-то здесь были действующие вулканы, которые извергали огненную лаву. Воздух на планете есть, но он ядовитый. - Давайте проведём опыт и посмотрим, как происходит извержение вулкана (показывают опыт и потом предлагаю детям тоже поучаствовать) - Вот мы вернули ещё одну планету. Физкультминутка - Ребята, мы с Вами выходим в открытый космос. Давайте отдохнём. (Включается музыка Зодиак. Дети произвольно двигаются под музыку). - Мы приближаемся ещё к одной планете – это Плутон (слайд 5). -Послушайте задание: С неба звёздочка упала, И слова все разбросала, Много слов я подберу, Меж собой их подружу, Приятным будет изложение, -Что нужно сделать? -Работать будите в парах. *космос в летает Космонавт *звездочка небо С упала *Астроном звёздами за наблюдает *Планеты солнце вращаются вокруг (работают за столами) - Получаем планету. Отправляемся дальше. Летит, летит ракета, Вокруг земного света, На меркурий полетим, Планету мы освободим - Ребята – это планета Меркурий (слайд 6). Расскажите об этой планете. - Давайте мы с Вами попробуем представить и пофантазировать, как могут выглядеть инопланетяне. Похожи они на нас или нет? Сколько у них рук и ног? Есть ли уши и глаза? - Ребята, у Вас на столах лежат геометрические фигуры разной формы и размера. Создайте из этих фигур образ инопланетянина (на столе собирают из фигур пришельцев). - Какие фигуры ты использовал при работе? У нас появилась ещё одна планета. | - Да готовы! - На ракете. Марс называют красной планетой, из-за красноватого оттенка поверхности. Поверхность Марсы покрывают множественные вулканы, долины, пустыни и ледники. - Космонавт, 3 слога - Луна или небо - Юпитер - это самая большая планета в солнечной системе и имеет большую силу притяжения. На ней всегда бушуют шторма, Юпитер не имеет твёрдой поверхности. Он состоит из газа и воды. Жить на ней нельзя. (ответы) Плутон называют карликовой планета. Поверхность Плутона состоит из водяного льда. На этой планете очень холодно и жить на ней нельзя. -Составить предложения - Поверхность Меркурия - это горная страна. На планете нет ни воздуха, ни воды. Днём очень жарко, а ночью очень холодно. В солнечной системе является первой планетой. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель: Учить думать, рассуждать и давать полные ответы. Развивать мелкую моторику, аккуратность | - Ребята, а что ещё есть в космосе? (слайд 7). - Давайте нарисуем звезды. Чем можно это сделать? Посмотрите внимательно на свои столы, что вы видите? С помощью этого мы и будем украшать солнечную систему звездами. Возьмите листочки макните в краску и оставьте свою звездочку. - А теперь нам пора возвращаться на Землю. Начинаем обратный отчет 10-1. - Вот мы и дома. Когда космонавты приземляются на землю, им требуются специальные упражнения и массаж. Мы сейчас встанем в круг и будем рисовать на спине друг у друга под мою диктовку. Вышло солнышко (рисуем круг) От него расходятся лучики. Вышли тучки (гладим спину). Пошёл маленький дождик (маленькие прикосновения) Пошёл Сильный дождик (прикосновения посильнее) Вышло солнышко Вот Ваши силы и вернулись | - Звезды, кометы - Листочки бумаги, трафареты – рисовать звёзды, краски. |
Рефлексия | - Ребята на сегодня наше путешествие закончилось, но мы с Вами обязательно ещё отправимся в полет, и будем расширять наши знания о космосе. - Что Вам понравилось? - Что нового узнали в сегодняшнем путешествии? - Что хотелось бы повторить? - Мне сегодня понравилось, как вы рассказали о Марсе, как решали задачи, как придумали образ инопланетянина. - Ребята звездочёт говорит Вам спасибо и оставил для Вас коробочку, давайте посмотрим, что внутри (Внутри лежат звездочки золотые и серебристые) - Если Вам всё понравилось и у Вас не возникло никаких затруднений, то возьмите себе золотую звёздочку, а если Вам где-то было сложно или затруднялись в ответе тогда возьмите серебряную звёздочку. - Ребята, спасибо Вам за путешествие! | Дети отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Высказывают свое мнение о занятии. |