Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в начальных классах». Урок-игра.
Цель деятельности учителя | Повторить правила, изученные в начальных классах, в игровой форме, развивать умение работать с лингвистическим текстом, воспитывать культуру интеллектуального труда |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать, что такое части речи, морфемы, члены предложения, правописание существительных, прилагательных и глаголов, уметь работать с лингвистическим текстом, выполнять самостоятельно задания учебника. Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию Коммуникативные: развитие связной монологической речи, развитие диалогической речи |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная, игровые технологии. |
Оборудование | Нетбук |
Наглядно-демонстрационный материал | Записи на доске |
Основные понятия | Части речи, морфемы, правописание |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1) Организационный этап. | 1. Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность. 2. Тетради с домашним заданием собрать | Слушают учителя, готовятся к работе | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Ребята! Урок сегодня необычный. Мы с вами поедем на поезде, а по дороге будем выходить на различных станциях и выполнять интересные задания. Итак, наш поезд отправляется. Станция «Мудрая мысль» Запишем предложение. Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А.И. Куприн Убедили ли вас наши занятия в правомерности слов писателя Куприна? Попытайтесь обосновать свой ответ. Сегодня мы будем повторять изученный материал, решая грамматические задачи. Грамматические задачи даны в виде эпиграфов к каждому разделу повторения. | Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок | Регулятивные: Самоконтроль, прогнозирование результатов. |
3) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку | ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица Станция «Орфографическая» Что необходимо сделать в первую очередь при объяснении орфограмм? (Определить часть речи и часть слова.) 1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) ключ..к, з..ма 2) зв..нок, кур..ца 3) в..сьмой, ч..рнеть 4) под..брать, к..рова 2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? 1) арбу.., сна..ть, 2) коро..ка, ша..ка 3) ко..точка, по..торить 4) наро.., скла..ка 3. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне? 1) вес..ник 2) чудес..ный 3) мес.ный 4) со..нце - Продолжаем путешествие! | Отвечают на вопросы. Формулируют выводы. | Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
Физкультминутка | Станция «Физкультурная» Если ВЫ согласны с утверждением, то стоите, если не согласны – садитесь. В русском языке 3 спряжения глагола. Существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду. Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам. К 3скл. относятся существительные жен. и муж. рода Существительные склоняются. Прилагательные спрягаются. - Мы едем дальше. | Выполняют за учителем | Личностные – забота о здоровье |
4) Применение знаний и умений в новой ситуации | Станция «Пунктуационная» Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? (слайд) 1) Приходит весна и птицы возвращаются в родные края. 2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни. 3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект и остановился. 4) Хозяин заварил чай и позвал гостей к столу. | Читают теоретический материал, задания упражнений, находят новые слова, определение понятий. Выполняют задание и проверяют себя. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Логические: анализ, сравнение, синтез. |
5) Обобщение и систематизация знаний | Станция «Текст» Работа с текстом (читает учитель- текст спроецирован на экран) Дельфинья дружба. По неизвес…ным причинам дельфины иногда сами выбрасываю(т,ть)ся на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней (за)рыбой и садя(т,ть)ся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди. Самое т..желое препятствие для спасения дельфина – дельфин..я дружба. Если вы станете относить их в воду, то у вас ничего (не)получится. Дельфин вернется и снова выбр..сится на мель, если услышит крики своих товарищей.. Товарища в беде дельфин никогда (не)оставит. - Что такое текст? - Можно ли данную запись назвать текстом? - Определите тему текста. - Какова основная мысль? Что хотел автор подчеркнуть данным текстом? - Спишите текст, вставьте орфограммы | Отвечают на вопросы учителя, находят в книге необходимый материал, выясняют непонятное в тексте, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Станция «Грамматическая» Дифференцированная работа с текстом: 1 ряд – выписать 5 глаголов, выделить окончание. Определить спряжение 2 ряд – выписать 5 существительных, определить склонение. 3 ряд – выписать прилагательные, определить род, число, падеж. Для всех морфемный разбор: неизвестным, выбросится, рыбкой | Систематизируют материалы наблюдений, выполняют тест | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) | Наше путешествие завершается. Поезд прибывает на Конечную станцию. Возвращение к эпиграфу урока. - В чем возникли затруднения? - Над чем нужно поработать дома? | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж | П. 5-24 выучить правила, ЗСП-7 | Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы | Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы |